Сущность коллективного педагогического творчества

    Несмотря на достаточно активную разработку проблемы педагогического творчества, на сегодняшний день остаются практически не изученными социально-психологические и педагогические характеристики сообщества педагогов, позволяющие ему стать субъектом не просто совместной, а именно коллективной творческой деятельности, порождающей новые воспитательные и образовательные возможности, кардинально улучшающие качество образования.

    Коллективное педагогическое творчество не тождественно совокупности деятельности отдельных талантливых педагогов. По мнению Кочетовой А., «коллективную творческую деятельность характеризуют:

ö единые целевые установки членов коллектива, сформированные на основе педагогических ценностей, общие мотивы;

ö совместная деятельность в достижении целей – взаимопомощь, разделение ответственности, сочетание управления и самоуправления;

ö общий объект деятельности – ребенок, детская группа, коллектив;

ö гармоничные межличностные отношения, возникающие на основе деловых, сотрудничество и взаимодействие».  [5, с.73]

    По мере формирования этих качеств коллектива снижаются противоречия между учителями, между ними и ребятами, индивидуальный опыт обогащается коллективным и – что очень важно – гармонизируются отношения администрации и учителей.

Для формирования в школе коллективного субъекта творческой деятельности необходимы следующие условия:

ö «яркий лидер-руководитель, автор основной творческой идеи, инициатор целесообразных новшеств в образовательном учреждении и его активное участие во всех ключевых процессах, событиях и делах коллектива;

ö нестандартность задач, стоящих перед образовательным учреждением, уникальность его статуса в социальной микросреде, т.е. создание некоего собирательного ее образа, отличающегося неповторимостью, привлекательностью, внушающего учителям ощущение принадлежности к значимой миссии, защищенности и удовлетворения;

ö преодоление стереотипов мышления и поведения педагогов, их взаимопонимание и творческая самореализация, использование потенциала каждого учителя, развитие его индивидуальности. Это повышает степень удовлетворенности и активность учителей».  [5, с.73]

    Итак, коллективная творческая деятельность – важнейший путь гармонизации педагогической жизни любого образовательного учреждения.

 

    Таким образом, на основании изложенного выше, мы приходим к следующим выводам:

    Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.

    В отличие от мастерства педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов.

    Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.

 

 

ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И НОВАТОРСТВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: