Несмотря на достаточно активную разработку проблемы педагогического творчества, на сегодняшний день остаются практически не изученными социально-психологические и педагогические характеристики сообщества педагогов, позволяющие ему стать субъектом не просто совместной, а именно коллективной творческой деятельности, порождающей новые воспитательные и образовательные возможности, кардинально улучшающие качество образования.
Коллективное педагогическое творчество не тождественно совокупности деятельности отдельных талантливых педагогов. По мнению Кочетовой А., «коллективную творческую деятельность характеризуют:
ö единые целевые установки членов коллектива, сформированные на основе педагогических ценностей, общие мотивы;
ö совместная деятельность в достижении целей – взаимопомощь, разделение ответственности, сочетание управления и самоуправления;
ö общий объект деятельности – ребенок, детская группа, коллектив;
ö гармоничные межличностные отношения, возникающие на основе деловых, сотрудничество и взаимодействие». [5, с.73]
По мере формирования этих качеств коллектива снижаются противоречия между учителями, между ними и ребятами, индивидуальный опыт обогащается коллективным и – что очень важно – гармонизируются отношения администрации и учителей.
Для формирования в школе коллективного субъекта творческой деятельности необходимы следующие условия:
ö «яркий лидер-руководитель, автор основной творческой идеи, инициатор целесообразных новшеств в образовательном учреждении и его активное участие во всех ключевых процессах, событиях и делах коллектива;
ö нестандартность задач, стоящих перед образовательным учреждением, уникальность его статуса в социальной микросреде, т.е. создание некоего собирательного ее образа, отличающегося неповторимостью, привлекательностью, внушающего учителям ощущение принадлежности к значимой миссии, защищенности и удовлетворения;
ö преодоление стереотипов мышления и поведения педагогов, их взаимопонимание и творческая самореализация, использование потенциала каждого учителя, развитие его индивидуальности. Это повышает степень удовлетворенности и активность учителей». [5, с.73]
Итак, коллективная творческая деятельность – важнейший путь гармонизации педагогической жизни любого образовательного учреждения.
Таким образом, на основании изложенного выше, мы приходим к следующим выводам:
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.
В отличие от мастерства педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.
ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И НОВАТОРСТВА