Вступление страны-кандидата в ЕС

 

Европейский союз является одним из мировых очагов культуры и цивилизации. По мнению некоторых ученых-правоведов, демократическое законодательство ЕС – одно из самых передовых в мире, если не самое передовое. роль ЕС в мире постоянно и неуклонно повышается, что доказывает, например, введение 1 января 2002 г. общеевропейской валюты – евро -  конкурента американского доллара и создание общеевропейских Сил быстрого реагирования – прообраза будущей единой европейской армии, способной находиться вне структуры NATO. Де-факто ЕС стал не только экономическим, но и политическим конкурентом державы №1 в мире, постепенно выходя из орбиты влияния США, а в будущем, возможно, станет и самостоятельной военной силой. И самое главное – территория ЕС с момента своего создания постоянно расширяется, что не может не сказываться на его соседях, самым значительным из которых является Российская Федерация.

Одной из важных ступеней на пути к расширению Европейского союза стал Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.

Такая конференция была собрана в 2003 году, результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 года между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 года.

Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт, в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним,  новые стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в том числе Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии», которые были сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 году, где и были установлены условия принятия стран-кандидатов в ЕС.

В соответствии со ст. 49 Договора о Европейском союзе страна-кандидат должна быть по духу  «европейской», то есть европейскими в данной стране должны быть культура, политические и правовые традиции претендента на вступление в ЕС. Перед вступлением в ЕС страна-кандидат должна привести в соответствие со стандартами Евросоюза свою политическую и экономическую системы, для того что бы выстоять на внутреннем рынке и стать полноправным членом. Что же касается географического положения в Европе, то оно желательно, но не обязательно, что подтверждает вхождение в Евросоюз Мальты, которая ближе к Африканскому континенту, чем к Европе, а так же Кипра, который географически расположен в Азии и определение на страну-кандидата Турции, которая так же располагается в Азии.

Демократичность страны так же является один из важнейших критериев для вступления в Евросоюз. В соответствии со ст. 6 Договора о ЕС страна-кандидат должна уважать демократические принципы конституционного строя, которыми являются свобода, демократия, права человека и гражданина, принцип правового государства. Существует некоторое количество требований, которые должна соблюдать каждая страна намеревающаяся вступить в Евросоюз, либо уже являющаяся членом союза. Это:

1. Уважение и защита меньшинств;

2. Стабильность, демократия и верховенство права, соблюдение прав человека;

3. Нормально работающая рыночная экономика и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;

4. Способность усвоить обязанности и цели, вытекающие из членства в ЕС. Это означает, что страны-кандидаты должны включить в национальное законодательство наработанный правовой массив, общую нормативно-правовую базу ЕС.

Нужно отметить, что одним из самых важных условий принятия в Евросоюз является достаточно высокий уровень экономического развития страны-кандидата, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Здесь учитываются такие критерии, как ВВП, в том числе и на душу населения, национальный доход, приемлемый уровень инфляции, отсутствие бюджетного дефицита. Экономически слаборазвитое государство не имеет практически никаких шансов на вступление в Евросоюз, даже если и в остальном оно полностью соответствует предписаниям 49 статьи Договора о Евросоюзе.

Немаловажным условием так же является урегулирование страной-кандидатом территориальных споров с соседними государствами. Это означает, что государственная граница должна быть четко демаркирована и должны быть сняты все взаимные территориальные претензии. Данным критериям могут соответствовать далеко не все страны-кандидаты на вступление в ЕС и страны, желающие в какой-то временной перспективе войти в Союз, так называемые кандидаты на кандидатство в ЕС.

Так на Афинском саммите в ЕС приняли не все страны-кандидаты, определенные в Ниццком договоре. Болгария, Румыния и Турция пока не вошли в ЕС. Болгарии и Румынии дали время до 2007 года, чтобы эти страны свои национальные законодательства полностью привели в соответствие со стандартами ЕС и увеличили темпы реформ в экономике. Что касается Турции, то «камнем преткновения» являются низкий уровень демократии, в частности несоблюдение прав человека, высокая степень присутствия военных в органах власти, курдская проблема, проблема Северного Кипра, напряженность в отношениях с Грецией и Арменией, а также опасения некоторых политических сил Союза (в основном – правых) в отношении наплыва турецких эмигрантов (гастарбайтеров) в их страны, что может привести к опасным трениям с местным населением. У стран, ныне мечтающих войти в ЕС (Албания, Украина, Македония, Сербия, Грузия), по мнению многих аналитиков, практически нет никаких шансов это сделать в ближайшей перспективе. Главные проблемы этих стран, препятствующие получению ими статуса кандидатов – это низкий уровень развития экономики (за исключением, пожалуй, Украины), слабое развитие демократических институтов, нарушение прав человека и высокий уровень коррупции. А в Сербии и Грузии – это еще и территориальные проблемы (косовская и абхазская с осетинской соответственно). Таким образом, данная группа стран почти полностью не соответствует копенгагенским критериям и статьям 6 и 49 Договора об учреждении ЕС. Но с геополитической точки зрения (по чисто политическим причинам) и в соответствии с духом «европейской идеи от Атлантики до Урала» вхождение данных стран в состав ЕС выгодно самому Союзу и, по-видимому, такое вхождение только вопрос времени.

Сама процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.

Сначала  государством, заинтересованным во вступлении в ЕС, подаётся соответствующая заявка в Совет Европы, который является главным законодательным орган Европы. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Эти действия и составляют подготовительный этап.

Однако переговорный этап намного сложнее. Он так же и намного более длительный. Этот этап составляет переговоры с страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз. Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже, поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.

Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 года). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.

Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.

Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.

Таким образом, для того чтобы присоединится к участию в общеевропейском процессе в качестве страны-члена Евросоюза, государство должно пройти долгий подготовительный и переговорный процесс. Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. Не только лидеры государств, но и большинство населения стран  связывают с вхождением в Евросоюз надежды на лучшую жизнь и искоренение негативных черт тоталитарных и авторитарных режимов.

Легче всего понять желание восточноевропейцев вступить в ЕС. Экономические преимущества чрезвычайно важны, но они перекрываются высокой политикой. Членство в ЕС ставит центрально- и восточноевропейские страны на их исторические позиции среди наиболее развитых индустриальных держав европейского континента. Однако важнее то, что членство в ЕС оказывает решающее воздействие на внутриполитическую ситуацию во всех странах Центральной и Восточной Европы, так как тем самым закрывает книгу тоталитаризма, как это было в Греции, Португалии и Испании. Членство в ЕС для стран, пока ещё не входящих в ЕС, закрепило бы существующие рыночные реформы и облегчило бы дальнейшие реформы.[3, стр. 26]

Однако не все так гладко в странах, присоединившихся к ЕС в последнее пятилетие. Членство в союзе для них носит как негативные, так и позитивные черты. Ведь соответствие евростандартам иногда не очень хорошо отражается на экономике стран, которые ещё недавно переживали реформацию в политической и экономической жизни, связанную с выходом из просоветского блока. Каковы же негативные и позитивные черты?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: