Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Дон»

 

Первичными документами к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются счета-фактуры, дорожно-транспортные накладные, акт приемки-передачи работ (услуг). Регистром бухгалтерского учета данного счета служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учеты, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях.

Для расчетов с покупателями и заказчиками используется синтетический активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету данного счета отражается увеличение дебиторской задолженности покупателей, по кредиту — уменьшение дебиторской задолженности, т.е. оплата покупателями полученных товаров, работ или услуг либо списание дебиторской задолженности.

При использовании организацией ККМ при продаже в розницу товаров, работ и услуг каждую операцию записывать отдельной проводкой в учете затруднительно и трудоемко, поэтому в конце рабочего дня бухгалтер на основании первичных документов делает следующую запись:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90 «Продажи»

Если факт поставки товара, работ или услуг не совпадает по времени с получением за них денежных средств, то у предприятия возникает дебиторская задолженность, а у покупателя, соответственно, кредиторская. Таким образом, на сумму оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги организация предъявляет покупателю или заказчику расчетные документы и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи»

Если же предприятие продает неиспользуемые основные средства, излишки сырья и прочие материальные и нематериальные активы, т.е. осуществляет не основной вид своей деятельности, то составляется следующая бухгалтерская запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

При погашении покупателями своей задолженности бухгалтер отражает данную операцию в учете следующей записью (в зависимости от того, каким путем была произведена оплата):

Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.

Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми платежами и предоплатой рассматриваются в бухгалтерском учете как авансы полученные. Суммы полученных авансов при этом отражаются на субсчете счета 62 «Расчеты по авансам полученным». В момент передачи покупателем аванса организации в учете составляется следующая бухгалтерская запись:

Дебет 50 «Касса», 51 «Расчетные счета, 52 «Валютные счета»

Кредит 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»

При передаче покупателю или заказчику продукции, выполнении работ или оказании услуг, в счет которых был получен аванс, его сумма зачитывается, и в учете делается следующая внутренняя проводка:

Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если полученный аванс не равняется стоимости отгруженных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, то покупатель выплачивает оставшуюся сумму стоимости.

Если расчет с покупателем осуществляется в виде взаимозачета, то в день, который указан в акте как дата проведения взаимозачета, каждое предприятие составляет следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если после поведения взаимозачетной операции у какого-либо предприятия осталась дебиторская задолженность, то покупатель данного предприятия должен оплатить свой долг.

При отсрочке платежа  следует:

Отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю бухгалтерской проводкой:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи»;

Начислить проценты за отсрочку платежа:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи».

При уступке права требования составляются следующие проводки:

списание задолженности —

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

поступление денежных средств от третьего лица —

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;

списание убытка от продажи задолженности —

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Если предприятие выполняет работы долгосрочного характера (строительные, геологические, проектные, научные и т.д.) и поставляет покупателю не всю работу в целом, а отдельными частями, то для расчетов с покупателями и заказчиками используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и оформляется в учете следующей записью:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» – на сумму выполненных работ.

В учете предприятия операции по договору об отступном отражаются аналогично операциям по взаимозачету.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.

Но случаются и такие ситуации, когда покупатель или заказчик не может погасить свою задолженность перед предприятием ни денежными средствами, ни собственным имуществом (например, банкротство организации, неплатежеспособность юридического лица и т.д.). Поэтому по истечении срока исковой давности дебиторская задолженность предприятия подлежит списанию. Срок исковой давности начинается исчисляться по окончании срока исполнения обязательства, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. В этот срок организация может требовать защиты через суд или арбитраж.

Выявленная в результате инвентаризации дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывается (на основе приказа руководителя) любым из следующих методов:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

    Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», т.е. списывается в счет уменьшения прибыли;

Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», т.е. списывается за счет ранее созданных резервов сомнительных долгов.

Но даже в этом случае дебиторская задолженность не считается аннулированной, и организация все еще может ее взыскать при изменении имущественного состояния должника. Она учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания.

При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности составляется следующая бухгалтерская проводка:

Дебет  50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Одновременно кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Таким образом, в зависимости от того, каким видом деятельности занимается предприятие и какие отношения сложились между ним и его покупателями и заказчиками, руководство может выбрать любой способ расчетов со своими клиентами и организовать наиболее удобный для него вариант учета данных расчетов.

ООО «Дон», как было сказано выше, предоставляет своим клиентам услуги посредством выполнения электромонтажных работ. Рассмотрим пример расчета с заказчиком в лице индивидуального предпринимателя (ИП) Японовой Г.И.

Основанием предоставления услуг является договор, который был заключен индивидуальным предпринимателем (ИП) Японовой Г.И.  с ООО «Дон» 21 декабря 2008 г. В данном документе оговорены следующие моменты:

Предметом договора являются электромонтажные работы в  магазине ИП Японовой Г.И., которые организация обязуется выполнить.

Общая стоимость работ по данному договору с учетом НДС составляет 23 637 руб. 50 коп. Данная сумма основывается на утвержденных сметах. До начала работ заказчик предоставляет аванс в размере 30% стоимости услуг, а затем по окончании работ производится окончательный расчет в течение 10 дней после подписания Акта выполненных работ. Расчеты ведутся в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Дон».

Определены сроки выполнения работ: с 21 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г.

Обязанности сторон: по выполнению ООО «Дон» работ, ИП Японова Г.И. подтверждает подписью их выполнение в Акте выполненных работ.

Заказчик гарантирует произвести оплату услуг, в свою очередь ООО «Дон» гарантирует качественное выполнение работ.

Сроки действия данного договора совпадают со сроками выполнения работ.

Также в договоре указываются юридические адреса и реквизиты обоих сторон.

После подписания данного договора производится предоплата в установленной сумме. Затем в установленные сроки  ООО «Дон» выполняет монтажные работы.

По окончании работ, 10.01.2009 организация предоставляет заказчику счет-фактуру и Акт выполненных работ. В счете-фактуре представлено описание выполненной работы и ее общая стоимость. В Акте выполненных работ расписаны составляющие данной работы. Здесь стоимость работ складывается из монтажа кабеля, куда входят затраты на заработную плату работников и другие затраты, стоимости использованных материалов, а также НДС. К акту, кроме счета-фактуры, предоставляется справка о стоимости материалов на объекте. В ней представлены использованные материалы, а также их стоимость.

ИП Японова Г.И.  подписывает Акт выполненных работ, после чего должен перечислить на расчетный счет ООО «Дон» оставшуюся стоимость оказанных услуг.

На основании первичных документов расчетов с покупателями и заказчиками бухгалтер заполняет оборотно-сальдовую ведомость (Форма №284). Здесь собираются сведения о происходящих событиях в текущем месяце. Самый первый столбец содержит наименования юридических или физических лиц. В столбце «Сальдо начальное» отражаются суммы дебиторской задолженности покупателей или выплаченных ими авансов. Далее ведомость содержит информацию о начисленных налоговых отчислениях. Следующие столбцы предназначены для отражения хозяйственных операций, т.е. увеличения дебиторской задолженности либо оплаты заказчиками и покупателями своих обязанностей. Графа «Сальдо конечное» содержит информацию об оставшейся задолженности покупателей, а также об обязательствах ООО «Дон» перед своими клиентами.

По представленной оборотно-сальдовой ведомости видно, что на 1.01.2009 г. организация имела аванс от ИП Японовой Г.И.   на сумму 7 100 руб. В течение месяца был выставлен счет на сумму 23 637 руб. 50 коп. На 1.02.2009 г.   ООО «Дон» имеет дебиторскую задолженность с ИП Японова Г.И. в размере 16 537 руб. 50 коп.

Таким образом, ООО «Дон» представляет отчет о выполненной работе своими клиентами, где информирует их о стоимости и видах работ, и учитывает все расчеты с покупателями и заказчиками в соответствии с законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: