Формы расчетов с покупателями и заказчиками

Способы расчетов между поставщиками и покупателями в отношении банковских счетов определены «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П. К ним относятся:

—платежные поручения

—аккредитивы

—чеки

—инкассо

Форма расчетов выбирается самостоятельно покупателем и согласовывается с организацией, поставляющей ему товар, работу, услугу, в хозяйственном договоре.

Поставщик и покупатель могут прекращать обязательства друг перед другом зачетом взаимных требований. Для зачета достаточно заявления одной из стороны. Статья 410 ГК РФ позволяет организациям проводить взаимозачет, если взаимные обязательства:

—встречные (кредитор по одному обязательству является должником по другому и это не оспаривается);

—однородные (их можно сопоставить, например, выражены в денежной форме);

—срок их исполнения наступил либо вообще не указан в договоре или определен моментом востребования.

При уступке права требования организация списывает дебиторскую задолженность покупателя за счет средств нового кредитора. При этом, согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», дебиторская задолженность, приобретенная на основании договора об уступке права требования, у нового кредитора относится к финансовым вложениям и принимается к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на ее приобретение.

Дебиторская задолженность, подлежащая списанию, выявляется по результатам инвентаризации обязательств. Выявленные результаты отражаются в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. К акту прилагается письменное обоснование. На основании этих документов руководитель издает приказ о списании долга. В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, списание дебиторской задолженности возможно в следующих случаях:

Если она признана нереальной к взысканию. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой стоит организация-дебитор.

Если истек срок исковой давности, т.е. период, в течение которого можно предъявить иск должнику, не исполнившему обязательство. Срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ отсчитывается с момента окончания срока исполнения обязательства и составляет три года. Статья 197 ГК РФ разрешает устанавливать для отдельных видов требований специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности может быть прерван. Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности после перерыва начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не зачитывается в новый срок.

Перерыв возможен в двух случаях:

Покупатель признал долг, т.е. частично погасил задолженность или уплатил проценты за просрочку платежа, подписал акт сверки взаимных расчетов, написал заявление о зачете взаимных требований и т.п.

Организация-кредитор обратилась с иском в суд. Однако если суд рассматривать его не стал, то срок исковой давности не прерывается.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34н, дебиторская задолженность покупателей и заказчиков списывается на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации. В последнем случае, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №33н, такие расходы подлежат отражению в составе прочих расходов организации.

Таким образом, нормативные документы РФ регламентируют формы расчетов с покупателями и заказчиками, способ их учета, а также порядок списания дебиторской задолженности организации.

В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств, возникают денежные расчеты.

Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Однако в связи с законодательными ограничениями в порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций в РФ наличные денежные расчеты между организациями практически не ведутся. Это связано с ограничением расчетов по одной сделке с одним контрагентом в сумме, не более 60 000 рублей (сумма расчетов с физическими лицами, когда они не связаны с предпринимательской деятельностью, не ограничена) и наличием ограничения (лимита) остатка по кассе на конец дня, который устанавливается обслуживающим банком. Основную же часть денежных расчетов (80-90%) составляют безналичные денежные расчеты. Они возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований.

Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Формы безналичных расчетов:

     1. Расчеты платежными поручениями.Это — самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

 Расчеты платежными поручениями представляют собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.

В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования (бронирования) суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты.

2. Расчеты платежными требованиями-поручениями.Расчеты платежными требованиями-поручениями являются относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

При расчетахплатежными поручениямибанк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении. Платежное поручение выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика. Если платежное поручение передается организацией-плательщиком в банк в электронном виде, то для подтверждения его подлинности используется электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.

Если расчеты организации-плательщика с другим юридическим лицом осуществляются в порядке плановых платежей, то они могут оформляться постоянно действующим платежным поручением, на основании которого банк в указанные сроки перечисляет оговоренные суммы получателю.

Таким образом, платежные поручения используются организацией для расчетов:

— за полученные товары, работы, услуги и по нетоварным операциям с юридическими и физическими лицами в порядке предоплаты, авансовых и плановых платежей, последующей оплаты;

с бюджетом;

— в прочих случаях, предусмотренных законодательством.

При расчетах платежными требованиями получатель денежных средств через банк обращается к плательщику с требованием об уплате соответствующих сумм, например:

— при наличии неоплаченных счетов за отгруженные товары (продукцию), выполненные работы, оказанные услуги;

— при расчетах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций;

—в прочих случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Использование для осуществления расчетов платежных требований оговаривается в договорах, заключенных организацией с другими юридическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). При этом возможна акцептная или безакцептная форма.

Если используется акцептная форма, то для списания средств со счета плательщика необходимо его согласие. Акцепт может быть предварительным (оформляется заявлением плательщика с указанием об оплате в день поступления платежного требования в его банк) или последующим (списание средств со счета плательщика производится, если он в течение 10 рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк, представил заявление на последующий акцепт; не акцептованные в срок платежные требования возвращаются банку получателя).

Положительный характер как предварительного, так и последующего акцепта выражается в платежных инструкциях плательщика банку. Возможно также безакцептное списание денег со счета плательщика:

—по исполнительным документам (решениям хозяйственных судов, иностранных и международных арбитражных судов, постановлениям государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий);

—по кредитам банка и процентам по ним (если это предусмотрено кредитным договором);

—в других установленных законом случаях.

Для взыскания сумм в безакцептном порядке организация представляет в банк платежное требование, снабженное надписью «Без акцепта». Оно составляется в трех экземплярах и должно содержать ссылку на соответствующий пункт законодательства, к нему прилагается исполнительный документ, являющийся основанием для безакцептного списания денежных средств.

3. Чек — специальной формы письменное поручение владельца счета обслуживающему его банку произвести перечисление определенной суммы с его счета на счет получателя средств.

Денежным чеком считается ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести выплату по указанной в нем суммы чекодержателю (п. 1 ст. 877 ГК РФ).

Чекодатель — лицо, выписавшее чек, а чекодержатель — лицо, являющееся владельцем выписанного чека; плательщиком является банк, производящий платеж по предъявленному чеку. Плательщиком по чеку может быть только банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию на занятие банковской деятельностью, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Следует иметь в виду, что выдача чека не погашает денежного обязательства, обязательство чекодателя остается в силе, до момента оплаты чека плательщиком; отзыв чека до истечения срока его предъявления не допускается.

Выдача по чеку денег производится только в день выписки чека. Подписывается чек лицами, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету; они скрепляются печатью организации.

Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов, и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком поставщику в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Чек действителен в течение 10 дней (не считая дня выписки).

Расчетные чеки делятся на чеки из лимитированных и не лимитированных чековых книжек. Для получения лимитированной или не лимитированной чековой книжки организация представляет в банк заявление, где указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки из этой книжки. Чеки подписывают лица, имеющие право подписывать распоряжения по расчетному и другим счетам. На чеке должен стоять оттиск печати организации.

Вместе с заявлением об открытии лимитированной чековой книжки в банк предоставляется платежное поручение для депонирования средств на лицевом счете чекодателя. Чеки из лимитированной чековой книжки, принятые поставщиками в оплату за товары и услуги, сдаются в обслуживающий их банк (как правило, на следующий день со дня выписки) вместе с реестром чеков.

Денежные средства на лимитированной чековой книжке периодически пополняются за счет средств расчетного или других счетов организации, а также за счет кредитов путем оформления организацией платежного поручения. Синтетический учет операций осуществляется на счете 55, субсчет 2 «Чековые книжки».

Чеки из не лимитированной чековой книжки чаще всего используют для снятия наличных денег с расчетного или валютного счета в кассу организации.

4. Аккредитив — соглашение между плательщиком и банком, по которому последний предоставляет в пользу получателя средств обязательство произвести платеж по отвечающим условиям соглашения документам, представленным получателем. Таким образом, плательщик поручает своему банку произвести за счет депонированных собственных средств (или кредита) оплату товарно-материальных ценностей, работ, услуг по месту нахождения получателя средств на условиях, указанных плательщиком в заявлении на выставление аккредитива.

Расчеты по аккредитиву — это одна из широко используемых форм расчетов. Ее содержание заключается в том, что банк-эмитент, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, обязуется произвести платежи получателю средств (оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель; дать полномочия другому исполняющему банку произвести платежи получателю средств, оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель).

При аккредитивной форме расчетов платеж производится при условии выполнения получателем денежных средств условий аккредитива, определяемых его договором с плательщиком, проверка которых возлагается на исполняющий банк. Заметим при этом, что проверка осуществляется по внешним признакам предъявляемых получателем средств документов без проверки фактического исполнения договоров, соответствия товаров, работ и услуг данным, содержащимся в документах.

Гражданским Кодексом РФ предусмотрены к исполнению следующие виды аккредитива, применяемые в банковской практике:

—покрытого (депонированного) и непокрытого (гарантированного) аккредитива;

—отзывного и безотзывного аккредитива;

—подтвержденного аккредитива.

Содержание покрытого (депонированного) аккредитива заключается в том, что банк-эмитент обязуется перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив применяется в том случае, если банк-эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские (договорные) отношения. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с имеющегося у него счета банка-эмитента.

Аккредитив, который может быть изменен или отменен без согласования банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств, считается отзывным, причем отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств; исполняющий банк в этом случае осуществляет платеж до момента получения от банка-эмитента уведомления об изменении либо отмене аккредитива. Аккредитив считается отзывным, если в его тексте не сказано, что открывается безотзывной аккредитив.

Аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, считается безотзывным.

Безотзывный аккредитив, который по просьбе банка-эмитента подтвержден исполняющим банком, относится к подтвержденному аккредитиву. Исполнение такого аккредитива гарантируется как банком-эмитентом, так и исполняющим банком. В соответствии со ст. 869 ГК РФ подтвержденный аккредитив не может быть изменен или отменен без согласия получателя средств и исполняющего банка.

Процедура оформления аккредитива заключается в том, что юридическое лицо представляет в исполняющий (обслуживающий его) банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. Банк-эмитент открывает данному юридическому лицу аккредитив за счет его средств либо выдает ссуду. Все расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива возмещаются плательщиком (ст. 870 ГК РФ).

Закрытие аккредитива возлагается, при прочих равных условиях, на исполняющий банк; он должен информировать банк-эмитент о закрытии аккредитива на основании:

—истечения срока аккредитива;

—заявления получателя средств об отказе от исполнения аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;

—требования плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой возможен по условиям аккредитива.

В таких случаях неиспользованная сумма покрытого аккредитива возвращается банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент незамедлительно зачисляет возвращенные суммы на тот счет плательщика, с которого депонировались средства (ст. 873 ГК РФ).

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива и его сумма со стороны банка не регламентируются, а устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет депонированных собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов за отгруженную продукцию.

Неиспользованная сумма аккредитива через РКЦ ЦБ РФ возвращается банку плательщика для зачисления на счет, с которого депонировались средства

5. Инкассо — банковская расчетная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товароматериальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счет клиента в банке.

Каждое предприятие в зависимости от того, какой вид расчетов с покупателями и заказчиками оно использует, ведет определенный способ учета данных расчетов.

Если предприятие ведет наличные расчеты со своими покупателями и заказчиками (населением, юридическими лицами), то оно должно в обязательном порядке использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). При этом организация должна выдавать покупателю кассовый чек, подтверждающий прием наличных денег. Копии чеков (контрольные ленты) и другие подобные документы организация хранит в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарных отчетов. Организации мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков и т.п.; ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных районах; выдающие населению квитанции, путевки, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты и т.п., относящиеся к бланкам строгой отчетности, могут не использовать ККМ для расчетов с населением.

Предприятия оптовой торговли, а также поставляющие свою продукцию постоянным клиентам ведут безналичные расчеты с покупателями и заказчиками. Основные способы расчетов представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1.

Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками

ФОРМА РАСЧЕТА КОГДА ИМЕЕТ МЕСТО ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Плановые платежи При равномерных, постоянных, односторонних поставках товаров, работ, услуг. Расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, а путем периодического перечисления денежных средств со счета покупателя на счет организации в конкретные, заранее установленные сроки в определенной сумме на основе графика отпуска товаров, работ, услуг.
2. Предоплата Имеет место, года организация хочет получить дополнительную финансовую гарантию в платежеспособности покупателей и в выполнении ими своих обязательств по договору. Покупатель перечисляет на счет организации предоплату в сумме полной оплаты за продукцию или же части от общей суммы, после чего производится отгрузка товара, работ, услуг покупателю.
3. Взаимозачет требований Осуществляется между предприятиями и организациями при наличии постоянных хозяйственных операций по взаимному отпуску ТМЦ, работ, услуг. Чтобы произвести двусторонний взаимозачет, достаточно заявления одной из сторон. Другая сторона отказаться от взаимозачета уже не может. Инициатор взаимозачета должен составить акт о проведении зачета взаимных требований, в котором обязательно указывается сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, и дата проведения взаимозачета.
4. Коммерческий кредит Имеет место, когда покупатель на данный момент не располагает необходимой суммой. Представляет собой отсрочку или рассрочку платежа за проданные товары, работы, услуги. Покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку платежа.
5. Уступка права требования Если предприятие имеет дебиторскую задолженность, то оно может уступить право требования к должнику третьему лицу. Уступка права требования осуществляется на основании договора цессии. При этом соглашение должника не требуется, он должен быть лишь письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Чаще всего сумма, получаемая при продаже задолженности третьему лицу, ниже суммы основного долга.
6. Соглашение об отступном Имеет место, когда покупатель не располагает денежными средствами и, соответственно, не может погасить свою задолженность. Покупатель передает организации за приобретенные у него товары, работы, услуги свое имущество.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: