Возрождение в славянских государствах Средней Европы

Славянские народы также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однако черты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно.

Наиболее органично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия), имевшей давние и тесные культурные связи с Италией. В Далмацию постоянно приезжали известные итальянские гуманисты, а далматинцы учились в итальянских университетах. Отчетливее всего ренессансные особенности здесь проявились в поэзии и историографии. Поэты творчески использовали в произведениях местный славянский фольклор и народный язык. Гуманисты Далмации ценились современниками за высокую эрудицию. Трудно выделить среди них творческую личность мирового масштаба. Тем не менее до нас дошли имена образованнейшего дипломата Я. Баничевича, естествоиспытателя и теоретика оккультизма Ф. Петришича, инженера-изобретателя Ф. Вранчича. В XVI в. многие далматинские художники были популярны даже в Италии. Так, непревзойденным мастером книжной миниатюры считался Ю. Клович.

В Чехии идеи гуманистов с середины XV в. распространялись сначала в узком кругу гуманитарной интеллигенции и затронули в основном литературу. Но спустя век они были восприняты в среде рядовых горожан и мелких дворян. В культуре долго сохранялось разделение: существовали, с одной стороны, элитарная латинизированная гуманистическая традиция, с другой – ее рецепция в более широкой социальной среде, демократическая и где-то опрощенная. Чешским гуманистам более всего оказались близки такие черты ренессансного мировосприятия, как высокая ценность знания и образования, национальный патриотизм. Для некоторых деятелей чешского Возрождения образование представлялось даже более ценным, чем художественная культура. Антропоцентризм не был в полной мере воспринят чешскими гуманистами. Они считали, что главным для человека является служение обществу – будь то в практической или духовной деятельности. Чешская педагогика и система среднего образования к концу XVI в. слыла передовой в Европе. Впоследствии широкую известность завоевала просветительская деятельность выдающегося педагога XVII в. Яна Амоса Коменского (1592–1670).

Народный гуманизм был тесно связан с идеями Реформации, что определило морализаторский характер чешской литературы. Несмотря на то, что идеи Яна Гуса (1371–1415) – идеолога чешской Реформации – еще несли на себе печать переходного мировоззрения (в них не было места для автономной личности), движение гуситов являлось демократичным, опиралось на язык и традиции народа. Благодаря гуситам чешский язык одним из первых в Западной Европе стал национальным языком богослужения. Однако рост самосознания народа порой сопровождался националистическими уклонами. Последние проявились в изгнании большинства иностранных преподавателей из Пражского университета и последовавшем крене к провинциал изации этого очага культуры европейского значения.

В Польше ренессансные идеи и художественные искания были восприняты в XV в. и переплетались с готическими традициями. Культурным центром стал Краков, очагом аристократического искусства был королевский двор. Распространение гуманизма в этой стране произошло, прежде всего, в областях естествознания, общественно-политической мысли, историографии, филологии. Вершиной развития ренессансной науки в Польше стала деятельность астронома Николая Коперника – создателя гелиоцентрической теории. Поэтом европейского масштаба стал Ян Кохановсхий. Он писал на латинском и польском языках и внес большой вклад в совершенствование литературного польского языка. Эпоха Возрождения – самая загадочная в развитии европейской культуры. Она и сегодня привлекает пристальный интерес исследователей. В эту эпоху возникла творчески мощная культура, создатели которой, проявившие себя в сферах искусства, философии, политики, науки, до сих пор вызывают законное восхищение. Их достижения вдохновляли мыслителей, ученых, поэтов, художников последующих эпох. Ренессанс изменил культурно-цивилизационный облик Европы.

Из всех качеств человека возрожденческого типа наиболее ценным считалось творческое начало. Отсюда – стремление самодостаточной личности проявить себя в разных областях и видах человеческой деятельности, всесторонне реализовать свои способности, для того чтобы осознать свое божественное предназначение, утвердить собственное достоинство, обнаружить добродетель, понимаемую как форму действенного гуманизма. Не случайно эта эпоха сформировала особую программу личностного поведения, которая радикально отличалась от средневековой сословно-иерархической модели. Речь идет о многостороннем воплощении творческой уникальности, неповторимости человека, его титанических возможностей и стремлении к безграничному познанию мира. В эпоху Возрождения сложился индивидуально-творческий тип сознания, который получил дальнейшее развитие в искусстве XIX в., названного «золотым». Эпоха Ренессанса утвердила тип человека, получившего название homo universalis, или человека универсального.

Следует также заметить, что эпоха Ренессанса породила динамичную модель социума. Сложился тип общества, которое состояло из сословий, гораздо более мобильных, чем в иерархической структуре средневековой цивилизации). В нем значительную роль играли свободные объединения торговцев, другие корпорации, выполнявшие функцию финансово-экономической консолидации общества. Рост творческой активности в данную эпоху произошел благодаря ярко выраженной социальной динамике по вертикали и по горизонтали, перемещению индивида в пространстве и открытию для себя мира, неизвестного средневековью. Тем самым был придан мощный импульс разделению труда, ломке прежней системы ценностей.

Эпоха Возрождения расширила горизонты европейской культуры, предложив идеализированный образ человека – творца с неограниченными возможностями, который в дальнейшем будет служить отправной точкой в новом понимании личности и ее творческого потенциала.

возрождение культура итальянский




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: