К основным преимуществам от введения правового института частной собственности на землю, при прочих равных условиях, можно отнести:
– возможность собственника земельного участка вести на нем любые не запрещенные законодательством и соответствующие градостроительным, природоохранным и иным специальным требованиям работы, обеспечивая тем самым максимальную эффективность своих инвестиций и, как следствие, – создание новых рабочих мест и увеличение налоговой базы;
– возможность собственника земельного участка получить доход не только от использования земли, но и от ее перепродажи, что может повысить доверие и заинтересованность инвесторов;
– возможность собственника получать земельную ренту, отдавая по договору аренды принадлежащий ему земельный участок иным частным лицам или государству;
– возможность заложить в явном виде не застроенный участок земли с целью ипотечного кредитования инвестиционного проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что частная собственность на землю дает бесспорные экономические преимущества отдельным лицам – собственникам земли, что в условиях не проработанного законодательства о налогообложении и ином обременении недвижимости в публичных интересах делает эти преимущества весьма существенными.
К основным препятствиям и недостаткам введения частной собственности на землю можно отнести следующие:
– неудовлетворительное и разнесенное по разным отраслям федеральное законодательство о природных ресурсах и о недвижимости, часто принимаемое с нарушением действующей Конституции РФ, игнорирующее интересы субъектов РФ и затрудняющее нормативное регулирование на местах;
– ограниченность земельных ресурсов в самых привлекательных для инвесторов регионах России (например, в Москве на каждого москвича приходится чуть более 100 квадратных метров земли, включая земли, предназначенные для общего пользования);
– отсутствие справедливого налогообложения земли (федеральная налоговая система и закон о плате за землю);
– отсутствие эффективной системы государственной регистрации прав на недвижимость;
– отсутствие зонирования территории городов и иных поселений по видам разрешенного использования объектов недвижимости;
– отсутствие основанных на законе возможностей установления обременений недвижимости в публичных интересах (реальных повинностей и сервитутов);
– существенное усложнение и увеличение стоимости градостроительных работ и работ по ремонту инженерной инфраструктуры в городах;
– сомнительное подчинение публичных интересов поколений жителей России, чей труд капитализирован в земле, частным интересам отдельных лиц и передача земельной ренты частнику, а не государству.
Кроме того, отсутствие необходимой нормативной базы и упрощенное представление общественного правосознания о частной собственности на землю, как абсолютной вседозволенности собственника в отношении своей земли, породит в будущем массу споров, как по поводу обременений, так и по поводу использования земли. В результате может быть дискредитирован в глазах общественности сам институт частной собственности на землю.