Плужных (пашенных) земледельцев

Введение

    С этногеническими процессами в регионе была тесно связана история хозяйственно-культурного развития народов Урало-Поволжья.

    Изучение традиционного хозяйства и культуры лежит в основе исследования всех этнографических явлений, предшествует им и определяет их. Направление хозяйства и географическая среда в значительной степени определяют особенности материальной культуры народов – типы поселений и жилища, средства передвижения, пищу, утварь, одежду и т.д., а также уровень и характер развития социальной структуры и общественные институты общества.

    На первых этапах развития отдельных этносов хозяйственные и культурные особенности имели настолько важное значение, что нередко были зафиксированы в этнонимах – названиях народов. Психологическое различие по линии «мы» и «они», «свои» и «чужие», выражалось в понятиях, отражающих хозяйственно-культурные типы. Например в древности группы славян различались по хозяйственно-культурному типу. В «Повести временных лет» упомянуты поляне  и живущие по соседству с ними дреговичи и деревляне. На территории полян находился Киев, это была хорошо освоенная местность с пахотными полями, а дреговичи и деревляне жили в лесах, на что также указывают их названия.

 

 

История хозяйства и материальной культуры

    История человечества насчитывает уже миллионы лет. Тот же возраст имеет и история хозяйства и материальной культуры.

    Древний человек приспосабливался к меняющимся условиям среды посредством неуклонного развития хозяйства и материальной культуры. Этим он создавал как бы щит, защищающий его от природы и делающим человека в известном смысле не зависящим от нее.

    Первобытным собирателям и охотникам приходилось часто и подолгу жить впроголодь, так как охота не всегда была удачной. Человек ел почти все – шли в пищу птицы и рыбы, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле. Но при этом условии прокормиться было нелегко. Накапливавшийся опыт показывал, что гораздо выгоднее осваивать специализированную охоту. Именно опора на такой способ хозяйствования, позволила эскимосам в суровейших условиях Арктики создать весьма сложное общество охотников на морского зверя.

    Но охота могла прокормить лишь небольшое количество человек. Археологи подсчитали, что одной охотничьей общине численностью в 50 человек требовалось 11 тонн мяса в год – примерно 600 граммов мяса в день на одного члена общины. Охота на мамонтов могла дать с каждых ста квадратных километров территории лишь примерно полторы тонны мяса. Значит общие численностью в 50 человек, включая детей, нужно было вести охоту на территории 700-800 квадратных километров.

    Чтобы прокормить 1000 человек, охотникам и собирателям нужна территория, по площади равная таким современным государствам, как Франция и Испания. Для обеспечения пищей той же тысячи человек продуктами кочевого скотоводства, необходимо несколько тысяч гектаров пастбищ. А чтобы прокормить тысячу человек продуктами земледелия и связанного с ним животноводства, достаточно всего 100 гектаров пашни и 300-400 гектаров лугов.

    Постепенно, по мере распространения людей по земле, возникали поразительно совершенные системы взаимоотношений человека с природой - системы, которые в этнографии принято называть хозяйственно-культурными типами.

 

Понятие хозяйственно-культурного типа

Под хозяйственно-культурным типом понимают комплекс особенностей хозяйства и культуры, который исторически сложился у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды.

    Основными, определяющими элементами хозяйственно-культурного типа являются характер и уровень развития хозяйства. Из всех существующих классификаций народов мира (территориальной, языковой, антропологической) только хозяйственно-культурная является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Не зная особенностей развития хозяйства того или иного народа, невозможно дать его этнокультурную характеристику.

    Представление о хозяйственно-культурных типах позволяет ответить на большую группу вопросов о причинах сходства и различия между культурами народов. Сходные хозяйственно-культурные типы ведут к выработке общих черт в традиционной культуре даже у тех народов, которые не имели между собой контактов.

    В соответствии с уровнем хозяйственного развития выделяются три группы хозяйственно-культурных типов:

1) охотников, собирателей и рыболовов;

2) мотыжных (ручных) земледельцев и скотоводов;

плужных (пашенных) земледельцев.

 

    Первая группа хозяйственно-культурного типа – является наиболее архаичной и соответствует первобытнообщинному уровню социально-экономического развития. На ранних этапах истории жизнеобеспечение человека основывалось на присваивающих типах хозяйства – охоте, собирательстве и рыбной ловле. Самый отсталый в этой группе – тип бродячих охотников и собирателей, сохраняющийся кое-где и сейчас в географически изолированных областях тропической зоны. Племена относящиеся к этому хозяйственно-культурному типу, не были знакомы с выплавкой металла и обработкой его в горячем виде. Орудия труда и оружие они изготовляли из камня, дерева, кости, раковин и тому подобных материалов.

    Уровень социально-экономического и культурного развития у некоторых народов, занимающихся на побережье морей и океанов главным образом рыбной ловлей и собирательством, был примерно таким же как у бродячих охотников. В наше время этот хозяйственно-культурный тип исчезает. К этому же хозяйственно-культурному типу могут быть отнесены прибрежные жители северной зоны, занимавшиеся на побережьях рек, морей, океанов рыболовством и живший оседло. Специализированный хозяйственно- культурный тип охотников на морского зверя имел в прошлом большое распространение в высоких широтах на берегах Ледовитого океана. В наше время он сохраняется только у отдельных зарубежных эскимосов.

    Две следующие группы хозяйственно-культурного типа связаны с производящим хозяйством – это земледельцы и скотоводы. Земледелие и животноводство возникли примерно 10-11 тыс. лет назад в Восточном Средиземноморье, на Юго-Западе Средней Азии, возможно и в Юго-Восточной Азии, позднее – в Америке.

    Переход к земледелию был постепенным. Сначала люди только охраняли урожаи там, где полезные растения росли сами, - отгоняли птиц от колосящихся злаков, не допускали на поля стада диких копытных, иногда сознательно оставляли часть урожая несобранным, чтобы на следующий год поле восстановилось самосевом. Периодические засухи, когда земля обращалась в камень и не принимала попадавшие на нее семена, навели людей на мысль, что почву следует разрыхлять. Появились сельскохозяйственные культуры.

    К эпохе развитого родового строя и времени разложения первобытнообщинных отношений относится тип ручного мотыжного земледелия, сложившийся еще в первичных центрах возникновения производящего хозяйства. В древности он получил распространение в зоне умеренного климата, а в последствии – в тропиках, на периферии классовых обществ.

    В возникновении земледелия немаловажную роль, несомненно, сыграли природные условия, в которых жил люди. Не случайно ранние очаги земледелия возникли в одном поясе земного шара, примерно между 20 и 45 параллелями, то есть наиболее благоприятной для этого природной среде. Существенное значение имели также различия в природных условиях между континентами.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: