Основные хозяйственные занятия народов Урало-Поволжья

    Традиционное хозяйство народов Урало-Поволжья представляло собой сложный экономический комплекс, включающий скотоводство, земледелие, пчеловодство, охоту, рыболовство, промыслы и ремесла. Соотношение каждой из отраслей с течением времени менялось и было  разным в различных природно-географических зонах.

    Территория Урало-Поволжья была той зоной, где уже в III тыс. до н.э. обитали предки финно-угорских народов.

3.1. ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО были древнейшими традиционными занятиями предков финно-угорских народов. Затем, с появлением на Южном Урале башкир, татар и чувашей, присваивающие виды хозяйства распространились и у тюркоязычных народов.

    До середины I тыс. н.э. охота была преимущественно средством получения продуктов питания, а на рубеже I-II тыс.н.э. она стала главным источником получения пушнины для обмена. Еще в I тыс. н.э. пушнина служила средством обмена со скифским степным миром. Во времена господства Волжской Булгарии в Урало-Поволжье меха были одной из главных статей в посреднической торговле булгарских купцов. В прошлом качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки. У мордвы, например, слово «Ур» имело два значения: «белка» и деньги»; у марийцев одна копейка выражается словом «кумур», то есть «три белки»; у татар слово «тиен» также обозначает и животное – белку и денежную единицу - копейку.

    По мере социального развития общества, становления и расширения торговых связей с югом заметно возрастало значение добывания пушнины, совершенствовались охотничьи снаряды, орудия обработки и изготовления шкур, выделки мехов. С вырубкой лесов охота у этих народов постепенно теряла промысловое значение. В большей степени она сохранялась у башкир.

    Бытовали два направления охоты: пушное и мясное. Охотники добывали пушного зверя: бобров, лисиц, куниц, горностаев, выдр, белок, также для уплаты подати, сдавали меха в казну в обмен на оружие, порох.

    Приемы охоты были самыми разнообразными. Активная охота заключалась в непосредственном преследовании зверя. В степных и лесостепных районах существовала лыжная охота. У башкир до начала ХХ века сохранялась традиционная степная охота с соколами и ястребами. В качестве пассивной охоты все народы Урало-Поволжья использовали различные ловушки, в частности, ловчие ямы. Применялись и самострелы.

    Рыболовствоу всех народов Урало-Поволжья являлось постоянным занятием в приречных селениях. Чаще всего оно было потребительским занятием. Только в крупных реках (Волге, Каме, Белой, Вятке) и на озерах оно имело промысловое значение. Там рыбаки круглый год занимались рыбной ловлей. Они артелями или в одиночку арендовали участки рек или озер, а пойманную рыбу продавали на ближайших рынках.

    Основным способом рыбной ловли была стационарная ловля с установлением загонов для рыбы, ловушек, сетевых стенок, бредней, сетей и т.д.

СОБИРАТЕЛЬСТВО (ягод, трав) продукты которого стали одним из компонентов питания, которое было развито в лесной полосе Восточной Европы. На уровне собирательства возникает и развивается примитивное лесное пчеловодство, которое у народов Урало-Поволжья прошло 3 стадии развития: дикое (или бортевое), колодное и рамочное.

    Среднее Поволжье и Прикамье было древнейшей зоной распространения липы и дикой медоносной пчелы.

 

БОРТНИЧЕСТВО  в Волго-Камье развилось постепенно в самостоятельную и в экономическом отношении важную отрасль хозяйства. Каждый нашедший борть (старо дерево с дуплом, в котором живут дикие пчелы) ставил на ней свою личную метку (тамгу) и борть становилась личной собственностью владельца. Повреждение борти влекло за собой суровое наказание. Дольше всего бортничество сохранилось у башкир. Колодные ульи появились не позднее ХVI века. Позже колодные ульи были вытеснены современными рамочными ульями.

   

3.2. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В конце III – первой половине  II тыс. до н.э. в Волго-Камье появляется земледелие. В эту эпоху Волго-Камское население освоило культурные растения, в частности пшеницу, рожь, овес, ячмень.

    Древнейшим в лесной полосе Волго-Камья являлось подсечно-огневое земледелие, где основным средством первичной обработки земли был огонь. Для рыхления и уравнивания земли после сжигания леса использовались самые разнообразные примитивные орудия – заостренные или обожженные на концах палки, лопатообразные, царапающие орудия и др.

    Начиная с последней четверти II тыс. до н.э. среди финно-угорского населения возникло пашенное земледелие с использованием упряжных пахотных оружий.

    Таким образом, в I тыс. до н.э. и в первые века нашей эры укрепилось, стало господствующим среди финно-угров комплексное хозяйство, в котором земледелие повысило свой удельный все, обогатилось новыми культурами, но велось, особенно в лесных зонах, способом подсеки и сжигания леса с применением ручных почвообрабатывающих орудий.

    Численно преобладающее финно-угорское население Урало-Поволжья освоило и развило воспринятое от южных соседей земледелие и скотоводство, но в то же время не оставило глубоко традиционных занятий охотой, рыболовством, бортничеством.

    В самом раннем тюркоязычном государстве Урало-Поволжья – Волжской Булгарии – земледелие в степных районах было залежно-переложным, а в лесных районах – подсечным.

    Земледельческие навыки издавна вырабатывались у народов Урало-Поволжья в сходных формах, подсказанных одинаковыми географическими условиями. Значительное влияние на развитие земледелия финно-угорских народов оказали булгары, а в более поздний период - русские.

    В конце Х1Х – начале ХХ века земледелие было основным занятием марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, татар, а позже, с переходом к оседлому образу жизни - у башкир. В Х1Х веке в Урало-Поволжье основной системой земледелия было трехполье. Когда пахотная земля делилась на три поля – озимое, яровое и пар. Существовали также подсечно-огневая и переложно-залежная система земледелия.

    Существенным дополнением к земледелию у народов Урало-Поволжья служило

 

ЖИВОТНОВОДСТВО.

         Народы Урало-Поволжья разводили лошадей как рабочий скот, коров для получения мясо-молочной продукции, держали также овец, свиней, довольно много птицы: кур, уток, индюков, гусей. Животноводство давало кроме того сырье для приготовления одежды, разных предметов быта, а также органическое удобрение, без которого земледелие было бы невозможным.

    Первостепенное значение для крестьянина имела лошадь – единственная тяговая сила. По количеству лошадей судили о состоятельности хозяина. В крестьянском хозяйстве имелась одна, реже две коровы. Овец было не много, только в зажиточных хозяйствах их насчитывалось два-три десятка. Свиней также разводили мало. Из птиц активнее всего разводили кур. Яйца служили своеобразной меной единицей.

3.4. СКОТОВОДСТВО являлось основным занятием башкир. Оно было связано с сезонными перемещениями населения вслед за табунами лошадей и отарами овец на пастбища. Башкирские племена являлись частью огромного мира кочевников-скотоводов евразийского материка. Их жизнь была подчинена единым правилам. Смена пастбищ   и мест стоянок совершалась по определенному распорядку, маршруты были выверены и закреплены за племенами, родами и родовыми подразделениями. Этого требовала, с одной стороны, система ведения хозяйства, с другой – относительная ограниченность пастбищных угодий, необходимость считаться с нормами землеиспользования и хозяйственными интересами соседей.

Эволюция хозяйства башкир характеризовалась переходом от кочевого скотоводства к полукочевым хозяйствам с более или менее длительным пребыванием в зимнее время на одном месте.

В IХ-Х веках башкирские племена еще сохраняли хозяйственные связи с прежними местами обитания в Азии, продолжая традиционные для них меридиональные  маршруты кочевания за сотни верст с южного Урала в сторону Приуралья и Каспия (осенью) и обратно (весной). Когда приаральские и каспийские степи заняли племена Дешт-и-Кипчака, зимние кочевки в южные районы стали невозможными. Это вынудило башкирские племена продвинуться в более северные, преимущественно лесные районы Приуралья и углубиться в Уральские горы. Освоение малоудобных для кочевников земель продолжалось в период монгольского нашествия Золотой Орды.

Видимо задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству круглогодичное кочевание населения со скотом прекратилось повсеместно. К середине XVI века на большой территории, охватывающей Среднее Приуралье, Прикамье, бассейн нижнего течения р.Белой и р.Быстрый Танып. Башкиры были оседлыми.

В Золотоордынский период возможности для выпаса скота у Башкир были ограничены. Башкиры были вынуждены делить приуральские (бассейн р.Демы) и южные степи с ногайцами, а зауральскую лесостепь – с населением Сибирского ханства. После отхода основной части Ногайской Орды на Северный Кавказ минские и юрматынские башкиры осели в долинах рек Ашкадар, Дема и Уршак, заняв удобные для скотоводства места. Здесь стали основываться постоянные поселения – аулы. Традиционной территорией полукочевого скотоводства оставались южные отроги Уральских гор и Оренбургские степи. О второй половине XVIII  века приуральские и зауральские башкиры, имея табуны коней, отары овец и крупный рогатый скот, продолжали вести полукочевой образ жизни.

Лошади легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. Впоследствии малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей, приспособленная и к вьюку и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе.

Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Лошадь давала почти все. Что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий – тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков. Шкурой лошади или жеребенка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные или охотничьи снасти, вили веревки.

Большое значение в хозяйстве и быту башкир-полукочевников имели овцы. Баранина ценилась на равнее с кониной. Шкуры овец шли на пошив одежды, головных уборов. Овечья шерсть являлась ценным сырьем для изготовления войлоков, паласов, домашнего сукна. Из мелкого скота в небольшом количестве держали коз (преимущественно для пуха).

Коровы тоже считались важной частью стада. Поскольку обеспечивали людей молоком и молочными продуктами, однако мясо ценилось меньше чем баранина или конина.

Состав и размеры стада находились в зависимости от общественного статуса их владельца.

У всех народов Урало-Поволжья, кроме татар и башкир, существовало ОГОРОДНИЧЕСТВО. Однако в хозяйстве оно не имело существенного значения. Овощи выращивались на небольших участках возле дома. У некоторых народов (горных марийцев, чувашей, мордвы) частично было развито садоводство, сажали яблони и вишни. Большинство же народов на своих приусадебных участках вместо плодовых деревьев сажали рябину, черемуху, орешник, березу и т.д.

В традиционном обществе хозяйство было натуральным, и все необходимое производилось своими силами: жилище, инструментарий, одежда, пища. Поэтому древними занятиями всех народов были различные ПРОМЫСЛЫ и РЕМЕСЛА.

В разных местах Урало-Поволжья, особенно марийцев и удмуртов, было распространено смолокурение и углежжение. Обитание в лесной полосе, наличие подручного материала обусловили развитие деревообрабатывающих ремесел. Из дерева изготовляли домашнюю утварь, средства передвижения. Орудия сельскохозяйственного труда, мебель, сани, телеги. Широкое распространение имел рогожный и кулеткацкий промыслы. Бондарным промыслом особенно славились чуваши, их изделия сбывались не только на рынках Урало-Поволжья, но и за границей.  Также было развито производство глиняной посуды (у чувашей), кожевничество (у татар). 

Среди поволжских женщин распространенными занятиями были прядение, ткачество, вышивка. К домашним промыслам относилось изготовление лаптей, которое было мужским занятием.

Имущественная дифференциация в деревне привела к развитию отходничества. Когда мужское население было вынуждено уходить на заработки в промышленные центры России - на Урал, в Донбасс, на нефтепромыслы в Баку, на строительство железных дорог и т.д. Главное место в отходничестве занимали сезонные работы.

Летом большое число крестьян спускалось по Волге в Нижнее Поволжье. Где нанималось в крупные капиталистические хозяйства убирать урожай. Так как на юге урожай созревал раньше, то средневолжские отходники успевали вернуться к началу уборки к себе домой. Широко практиковался уход на заработки с лошадьми, главным образом в зимнее время, когда лошадь не особенно требовалась в личном хозяйстве. Многие крестьяне занимались извозом. Среди поволжских народов были также крестьяне - портные, шерстобиты, пимокаты, плотники и др. они работали на заказ и обслуживали крестьян своей округи. Обычно они работали на дому у заказчика.

Одним из подсобных занятий народов Урало-Поволжья была ТОРГОВЛЯ. Она была сосредоточена преимущественно в руках татар и русских. После присоединения к России Среднее Поволжье с его традиционными Нижегородским и Казанским рынками сложилось в экономический район, который базировался как на транзитной волжской торговле, так и на вовлечении в товарный оборот местных ресурсов коренных народов. Народы, территории которых находились на одних и тех же речных путях, неизбежно втягивались в общую торговую систему.

 

 

Заключение

    Живя  в едином государственном пространстве, представители разных народов становятся все более похожими друг на друга. Жители России имеют гораздо больше общих историко-культурных ценностей и общественно-политических установок, чем различий на основе этнического и религиозного разнообразия, но это не означает, что этнический фактор утрачивает свое значение.

В последнее десятилетие роль этнического фактора не только не исчезла, но и существенно возросла. Время показывает, что несмотря на общегражданское самосознание, слияние наций не происходит.

Экономическая интеграция и культурное взаимодействие сопровождаются сохранением и развитием этносов, которые естественно, тоже изменяются.

Россия – государство многонациональное и поликультурное, поэтому этнический фактор имеет большое значение в России. И самым важным фактором успешности межнационального общения является изучение культуры других народов, с тем, чтобы сравнение чужой культуры основывалось не на эмоциях, а на знаниях.

Распространение мировой урбанистической культуры создало условия для контактов людей самых различных этнических традиций. Очень важно понимать при этом, что каждый народ вносит свой вклад в сокровищницу человечества. И важно, чтобы любое общение представителей разных народов было ориентировано на диалог и демонстрировало общность базовых ценностей человечества.

        

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

(АКАДЕМИЯ ВЭГУ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: