Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию динамических представлений о росте и развитии живых существ у дошкольников

 

Диагностика исходного уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ у дошкольников

Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения «Микки-Маус». Нами были определены две группы детей в возрасте 6-6,5 лет - группа «Мишутка» - 20 человек и группа «Зонтики» - 20 человек.

Целью первого этапа эксперимента было выявление уровня сформированности динамических представлений у детей на начало учебного года.

Задачи:

· отбор методик диагностики;

· подготовить вспомогательный материал;

Констатирующий этап эксперимента состоял из трех серий.

Цель первой серии: определить уровень сформированности динамических представлений у старших дошкольников. Поставленная цель была достигнута при помощи диагностики предложенной Н.Н. Кондратьевой [28].

Для проведения диагностического исследования мы подготовили картинки с изображением растений, животных; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, картинки с изображением детенышей и взрослых животных.

В процессе проведения диагностики мы задали детям следующие вопросы:

1. Назови это растение?

2. Где растет?

3. Нарисуй или разложи картинки по порядку: как растет горох?

4. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

5. Почему растениям нужно много света и влаги?

6. Что бывает с растениями зимой, летом, осенью, весной?

7. Разложи картинки по порядку: как растет собака?

8. Что нужно делать, чтобы животным было хорошо?

9.  Какие изменения происходят с животными в разное врем года?

10.  Почему это происходит?

В ходе исследования мы отметили, что в группе «Мишутка» на первый вопрос ответили только четыре ребенка (20%), в группе «Зонтики» таких детей было 5 человек (25%). На второй вопрос в обеих группах ответили по 50% детей. Третий вопрос вызвал у детей затруднения, дети путались, раскладывали картинки не по порядку, на выполнение задания ушло много времени. В результате в группе «Мишутка» с этим заданием справились лишь 2 ребенка (10%), а в группе «Зонтики» - 4 ребенка (20%). На четвертый вопрос в группе «Мишутка» 5 детей (25%), а в группе «Зонтики» - 8 детей (40%) ответили, что нужно поливать растения, ухаживать за ними, следить, чтобы им не было холодно, удобрять их. Остальные дети называли только либо полив, либо уход за растениями. На пятый вопрос дети отвечали, что растения нуждаются в свети в лаге, чтобы хорошо расти, что влага для растений – это жизнь, если растение не полить, оно умрет и темноту растения тоже не любят. Таких детей в группе «Мишутка» - 5 человек (25%), а в группе «Зонтики» - 6 детей (30%). Остальные дети не уверенно отвечали на вопрос, искали поддержки у воспитателя, просили подсказки, называли только одну из причин.

На шестой вопрос 3 ребенка группы «Мишутка» и 4 ребенка группы «Зонтики» ответили, что со сменой времени года растения тоже меняются. Весной они начинают расти, летом плодоносят, осенью вянут, а зимой, некоторые из них вообще не растут. Остальные дети затруднялись назвать сезонные изменения в росте растений, путали времена года, и жизненные циклы растений.

При этом мы отметили, что на седьмой вопрос 80% детей группы «Мишутка» и 85% детей группы «Зонтики» ответили верно, разложив все картинки в порядке очередности.

При ответе на восьмой вопрос анкеты дети также показали хорошие знания в группе «Мишутка» 70% и 80% детей группы «Зонтики» детей ответили, что животных нужно кормить, убирать за ними, если это собака, то гулять с ней, нельзя обижать животных, их нужно любить и ласкать, а двое детей даже сказали, что их нужно купать.

На девятый и десятый вопрос в группе «Мишутка» 40% детей и 45% детей в группе «Зонтики» дали подробные ответы, рассказали, какие изменения происходят с домашними и дикими животными в разное время года и почему это происходит. Например, Оля П. рассказывала про зайца, и сказала, что заяц зимой белый, а летом серый, потому что его окраска – это маскировка, так ему легче прятаться от хищников. Остальные дети давали менее подробные ответы, затруднялись назвать причину сезонных изменений в жизни животных.

Результаты беседы отражены в протоколах (приложение 1).

В ходе эксперимента на основании системы оценки сформированности динамических представлений у детей авторов Н.Н. Кондратьевой нами были определены следующие критерии определения уровня динамических представлений об объектах природы:

Низкий (до 2-х баллов). Ребенок различает и называет большое число жи­вотных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Не имеет представления о зависимости роста, развития и размножения растений от условий среды, не может назвать стадии роста растения или животного.

Средний (2-3 балла). Ребенок различает большое число объектов при­роды, вычленяет характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Использует известные спо­собы наблюдения для познания закономерностей природы. Имеет представления о росте (изменении) и размножении, знает, что все живые существа растут и размножаются. Знает, что рост растения зависит от условий среды.

Высокий (3-4 балла). Ребенок знает основные признаки живого, уста­навливает связи между состоянием живых существ, средой оби­тания и соответствием условий потребностям. Пользуется наблюдением для познания природы. Моде­лирует признаки объектов и связи. Имеет представления об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека, о том, что все живые существа растут, развиваются (изменяются) и размножаются, о признаках роста и развития живых существ, о зависимости роста, развития и размножения от условий среды.

По результатам проведенного исследования мы построили таблицу.

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: