Психологические и педагогические подходы к формированию динамических представлений у старших дошкольников

Заключение 79

Список литературы.. 81

Приложения. 85

 



Введение

Сегодня перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит задача формирования интереса и развития внимания к различным явлениям природы, так как окружающая природа оказывает воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка не только своеобразием и красотой явлений, но и изменчивостью природных объектов и закономерной сменой явлений.

Экологическое образование предполагает, прежде всего, осознание человеком себя, как части природы, неразрывную связь с ней. Особое место в достижении данной цели занимает дошкольное детство. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру природы – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОУ.

Решая задачи экологического образования в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существенные связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. (Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов- на -Дону, 2001. С. 111)

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего» [22, с. 70]. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это правильное эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Целью экологического образования в дошкольном детстве является формирование основ экологической культуры. Одна из основных идей V Российской конференции "Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и в начальной школе" (2003 г.) заключается в том, чтобы именно детский сад как начальное звено структуры образования должен стать эталоном экологической культуры. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естесствоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Этому способствует развитие динамических представлений у детей в экологической развивающей среде.

Динамические представления – это представления о ходе развития, изменения природных объектов.

Развитие динамических представлений у старших дошкольников раскрывается в работах Т.В. Христовской, Л.С. Игнаткиной, однако вопрос о том, как у дошкольников складываются представления о самом процессе изменения живого существа по ходу его роста и развития, изучен недостаточно. 

 В педагогических исследованиях, касающихся ознакомления дошкольников с ростом и развитием живых существ, рассматриваются преимущественно зависимость жизни растений и животных от факторов внешней среды. (Т.Н. Дружинина, С.Н. Николаева).

Экологическая развивающая среда – это среда, созданная посредством привнесения природных объектов в ближайшее окружение ребенка (в групповой комнате, на участке детского сада и др.)

На сегодняшний день имеется ряд исследований посвященных организации экологической развивающей среды, среди которых исследования П.Г. Саморуковой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой и др. Анализ состояния организации экологической развивающей среды в практике позволил выявить ряд проблем в реализации этой функции: недостаточное осознание педагогами ДОУ значения и сущности организации экологической развивающей среды, ее возможности влияния на результаты построения экологической развивающей среды посредством совершенствования организационных структур, отработки технологии организационно-педагогической деятельности.

Организация развивающей экологической среды связана с привнесением объектов живой природы в ближайшее окружение ребенка и обладает огромным педагогическим потенциалом. Правильная организация экологической развивающей среды способствует лучшему усвоению детьми знаний о природных объектах, их росте и особенностях развития. Отсюда проблема нашего исследования: При помощи каких методов формирование динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде будет протекать успешно?

Все вышеизложенное обусловило актуальность исследования темы: «Методы формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ у старших дошкольников в экологической развивающей среде».

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса методов формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде.

Объект: процесс формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: методы руководства деятельностью детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде, направленные на формирование динамических представлений о росте и развитии живых существ.

Гипотеза: формирование динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде будет осуществляться успешно, если:

- будут использоваться преимущественно методы, направленные на непосредственный контакт ребенка с живыми существами;

- методы организации деятельности обеспечат нарастание самостоятельности ребенка;

- методы руководства будут способствовать переносу полученного опыта и знаний в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

1. Изучить теоретические и методические основы формирования
динамических представлений о росте и развитии растений и животных у детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть роль и требования к организации экологической
развивающей среды.

3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность
комплекса методов руководства педагогом деятельностью детей в экологической развивающей среде для формирования динамических представлений о природе у старших дошкольников.

Новизна темы просматривается в выявлении педагогических условий организации и использования развивающей среды в формировании динамических представлений о природе у старших дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в попытке подвести педагогов к переосмыслению сути проблемы, которая заключается в особенностях формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ в экологической развивающей среде у детей старшего дошкольного возраста. А также в обобщении практического материала и разработке плана мероприятий, направленных на формирование динамических представлений.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой темы, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анализ документации, статистическая и качественная обработка полученных результатов.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 






Глава 1. Теоретические и методические основы формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста в экологической развивающей среде

Психологические и педагогические подходы к формированию динамических представлений у старших дошкольников

 

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. [26, с. 10].

Умственное воспитание - развитие интеллектуальных способностей личности. Умственное воспитание понимаемое как "организация ума", может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняются способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о каком-либо событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций. Умственная деятельность обусловлена наследственными причинами, также большое значение имеет индивидуальный опыт. Человеческий опыт накопляется благодаря часто повторяющимся впечатлениям. Один из основных законов психологии утверждает, что повторение умственных процессов увеличивает лёгкость, с которой совершаются эти процессы, и уменьшает степень сопровождающей их сознательности. Таким образом, происходит формирование привычек. Умственная деятельность у всех народов подчиняется одним и тем же законам, и её проявления зависят от характера индивидуального опыта, который, в свою очередь, обусловлен типом данной культуры. Качества ума отдельного человека (сила, скорость, точность, системность, многосторонность и др.) в большой степени определяются биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. Таким образом, различия в содержании ума, в системе понятий, которыми оперирует ум, складываются под влиянием окружающей культурной среды и индивидуального опыта человека. Умственное воспитание направлено на изучение содержания сознания в связи с изменениями личного опыта. Важнейшее направление умственного воспитания - формирование теории роста и изменений в содержании сознания в зависимости от конкретных воздействий окружающей культурной среды [31, с. 88].

Большое значение познанию изменяемости окружающего мира как фактору умственного развития детей придают в психологии. В частности, в своих исследованиях Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов. [43, с. 10].

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Л.С. Выготский развитие произвольности связывал с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности. Эта регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций, причем опосредуются они знаком или стимулом-средством, который создает дополнительную связь между воздействующим стимулом и ре­акцией человека (как поведенческой, так и мыслительной).

Об интериоризации мыслительных операций в дошкольном воз­расте писал и Ж. Пиаже, который установил многие основные зако­номерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (не­умение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчленен­ность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициадизм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к про­тиворечиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется об­ратимость и преодолевается эгоцентризм.

Исследования М. Дональдеон, Дж Брунера показали, что в более знакомых и понятных для детей ситуациях познавательный эгоцентризм преодолевается уже к 5 годам. В этом возрасте многие дети способны понять и чужую позицию, увидеть мир глазами другого человека.

Авторы отмечают, что при исследовании структуры личности ребенка необходимо помнить о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят от социального окружения. Поэтому можно говорить об изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные [45, с. 90].

К врожденным чертам характера относиться импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде, чем начать её решать. Противоположным качеством является рефлективность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать. [4, с. 23].

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы. [3, с. 36].

В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.

Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности, усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.

В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).

В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе. [32, с. 17].

Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.

Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами.

Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового видения ситуации [8, с. 77].

Таким образом, динамическими представлениями следует считать способность ребенка выходить за пределы наблюдаемого, т. е. раскрывать процесс ретроспек­тивных событий или их прогнозирование в дальнейшем. Форми­рование именно таких представлений у дошкольников предпри­нято в исследованиях Л. С. Игнаткиной (на примере животных) и Т. В.Христовской (на примере растений). [48,с.56]

В исследовании Т. В. Христовской формирование динамических представлений осуществлялось в процессе выращивания огурца в комнатных условиях. Дети двух старших групп сначала проращи­вали семена открытым способом, затем наблюдали за вегетатив­ным ростом одного растения, его цветением и плодоношением. Уже на стадии прорастания семени детям экспериментальной груп­пы дважды предлагалось высказать свои соображения о том, что с семенами будет дальше: изменятся они или нет; если изменятся, то как. Первое предположение дошкольникам сделать было труд­но: они высказывались по-разному (изменится, не изменится, ста­нет больше, вырастет листочек и т.д.). Но второе предположение детей в значительной степени соответствовало наблюдаемым явле­ниям: все утверждали, что проросток изменится, а большинство указали на возможность количественных изменений — увеличение органов. Некоторые дети предположили появление цветка.

В дальнейшем еще дважды детям предоставлялась возможность прогнозировать ход роста и развития растения. Из материалов вид­но, что по мере накопления опыта наблюдений и познания зако­номерности преобразования растения у дошкольников все точнее и детальнее проявлялось предвидение касающееся главным об­разом, количественных, а не качественных изменений [48,с.45]

В методику прогнозирования роста и развития растения входи­ли обсуждение и зарисовка предполагаемого варианта. Дети ри­сунками в календаре отражали состояние наблюдаемого растения, а также изменения, которые могут в нем происходить в дальней­шем. В следующем наблюдении они отмечали, как развивается растение, сличали его состояние с зарисовкой предполагаемых в нем изменений. Это позволяло выявить ошибки предвидения и правильнее прогнозировать ход развития растения. Т. В. Христовской установ­лено, что зарисовки лучше получаются в начальные периоды раз­вития растения (на этапе прорастания семени, роста молодого растения). Обильное нарастание зеленой массы усложняет созда­ние прогнозирующих рисунков.

    Л. С. Игнаткина начала формировать динамические представле­ния о животных у детей средней группы и продолжала эту работу два года. На первом (подготовительном) этапе обуче­ния использовались серии картин о белке и медведе, на которых изображены жизнь животных и их поведение в разные сезоны, по­явление детенышей, их рост на протяжении года. Отчетливо про­сматриваются внешние изменения молодых животных, взаимоот­ношения с материнской особью и окружающей природной средой.

Смысл введения картин на первом этапе обучения сводился к тому, чтобы на статичных изображениях знакомых и интересных для детей животных показать различные отрезки их жизни, когда у них появляются детеныши, которые растут и взрослеют при определенных условиях. Рассматривание картин и объяснения вос­питателя должны были подготовить дошкольников 5-го года жиз­ни к наблюдению за процессом появления, роста и развития по­томства у животных уголка природы [46, с. 71].

Ознакомление детей с жи­знью животных проводилось на одинаковых по содержанию заня­тиях в двух параллельных группах. Дошкольники контрольной и экспериментальной групп получали одни и те же знания с един­ственной разницей: детям — участникам эксперимента, когда они рассматривали очередную картину о белке или медведе, предлагалось вспомнить, что было с животными до этого, а затем высказать предположения, что будет с ними дальше (т. е. каждый раз конкретное содержание картин рассматривалось в связи с пред­шествующими и последующими событиями). Четкая последова­тельность рассмотрения картин, на которых прослеживались рост и развитие детенышей от рождения до взрослого состояния, а также выход за временные пределы представленного на картине содер­жания способствовали началу складывания у детей динамических представлений, позволяющих видеть процессуальность событий, ход и последовательность их изменений. На 3 — 4-м занятиях дети экспериментальной группы увереннее, чем раньше, строили пред­положения о дальнейшей жизни медвежат, бельчат («Они вырас­тут, будут как мама»; «Начнут вылезать из гнезда, прыгать с дере­ва на дерево» и т.д.).

На втором этапе обучения динамические представле­ния формировались в процессе систематических наблюдений сна­чала за канарейками, затем за хомяками. В обоих случаях синхрон­но с наблюдениями еженедельно фиксировались в календаре осо­бенности поведения птиц, изменения молодых животных. Для этого использовались серии специально подготовленных картинок, от­ражающих особенности поведения, взаимоотношений взрослых животных во время подготовки к появлению потомства, выкарм­ливания и ухода за ним, а также картинки, изображающие разви­тие у детенышей основных навыков поведения.

Картинки выполняли разные функции. Во-первых, помогали образно фиксировать результаты наблюдений, что важно для де­тей среднего дошкольного возраста, которые еще не готовы к сим­волическому отображению явлений природы. Во-вторых, точно передавали состояние и поведение животных (детям в этом возра­сте затруднительно рисовать самим). В-третьих, позволяли ежене­дельно делать сравнительный анализ и сопоставление и тем са­мым выявлять изменения, неизбежно сопровождающие рост и раз­витие детенышей.[48,с.45]

Исключительно важную роль картинки выполняли на началь­ном этапе наблюдений — в период новорожденности животных. В специальной статье [100] отмечалось, что не зрелорождающиеся детеныши высших позвоночных животных (к ним относятся ка­нарейки и хомяки) недоступны наблюдению в ранний постнатальный период, так как они находятся под полным прикрытием взрослой особи и нарушение этого состояния приводит к гибели потомства. Картинки с изображением новорожденных в первые 7—10 дней и рассказы воспитателя восполняли то, что дошколь­ники не могли наблюдать.

Успешно завершенные исследования Т. В.Христовской и Л. С. Игнаткиной показали возможность формирования у дошколь­ников динамических представлений о закономерных изменениях живых существ в процессе их роста и развития. Условиями форми­рования указанных представлений являются не только системати­ческие наблюдения и фиксация их результатов в специальных ка­лендарях, позволяющих осуществлять анализ и сопоставление ме­няющихся состояний растущего организма и его взаимоотноше­ний с внешней средой, но и специальные приемы, обеспечиваю­щие плавную связь и преемственность этих состояний. К таким приемам относятся ретроспективные и перспективные вопросы о наблюдаемом объекте: что было до этого? Что будет потом? Рет­роспективные вопросы помогают понять, что изменения в объек­те произошли постепенно и закономерно, вынуждают строить предположения, помогают осознать, что процесс не закончен и следует ожидать дальнейших изменений. Таким образом, у детей формируется способность выходить в своих представлениях за пре­делы наблюдаемого, т. е. развивается подвижность (динамичность) образного мышления.

Задания, которые использованы в обоих исследованиях, и итоги проверки убедительно доказали, что у подавляющего большин­ства дошкольников, прошедших обучение, сформированы дина­мические представления о растениях и животных. Одно из зада­ний в работе Т.В.Христовской предусматривало рассмотрение комнатного растения и рассказ о нем. Двукратное обследование детей (до и после обучения) выявило большую разницу в их отве­тах: после обучения у детей резко повысилась наблюдательность; они следили за динамикой жизни растения: за статикой его со­стояния в данный момент они усматривали предшествующие и последующие его жизненные преобразования (видели, где нахо­дились, но уже отпали листья; замечали место, где нарождаются новые листья, бутоны, рассказывали, как они будут расти) [48, с. 79].

Аналогичным образом вели себя дошкольники, выполняющие задания исследователя Л. С. Игнаткиной. Рассматривая картину о белой медведице с медвежатами, они видели в ней не только то, что изображено, но и то, что предшествовало этому моменту (как медведица ловила рыбу, а медвежата играли), и то, что будет дальше (как медвежата вырастут, станут взрослыми, сами станут ло­вить рыбу и пр.). Исследованием установлено, что формирование динамических представлений оказывает общее развивающее влия­ние — дети лучше подмечают любые изменяющиеся события, их последовательность, смену состояний и плавную связь между ними. Это выявлено с помощью ряда контрольных заданий, в которых дошкольники, выкладывая последовательно сюжетные картинки, отчетливо понимали смысл сюжета и почти не допускали ошибок. Оба исследователя обнаружили, что выращивание небольшого количества растений и животных (систематический труд и наблю­дения) рождают у дошкольников особо бережное, заботливо-неж­ное отношение к молодым (беспомощным) живым существам. Не­обходимость тщательного ухода (в полном соответствии с биоло­гическими потребностями растущего организма), создание спе­циальных условий, соблюдение предосторожностей в обхождении с ними создают ситуацию, при которой у детей появляется со­чувствие, готовность прийти на помощь и сделать все, что нужно для их выживания. [48,с.56]

Таким образом, исследования по ознакомлению дошкольни­ков с закономерными изменениями в природе (сезонными, рос­том и развитием растений и животных) показывают, что это со­держание знаний доступно детям. При правильной педагогиче­ской организации формирование динамических представлений о природе становится важным фактором их умственного воспита­ния: формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих измене­ний во времени; формируется понимание специфической взаимосвязи растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание; способность прогнозировать дальнейшие изменения и т.д. [46,с.59]

Такое знание уже на уровне представлений позволяет ребенку лучше понимать свойства живого организма, служит основой вы­работки правильного отношения к растениям и животным, спо­собности самостоятельно корректировать свое поведение по от­ношению к живому.

Важную роль в образовании динамических представлений, как подтверждают исследования, играют мыслительные процессы ана­лиза и соотнесения. Систематическая опора на них во время регу­лярных наблюдений обеспечивает необходимый уровень наблю­дательности детей, вычленение не только изменений объекта, но и их закономерного хода, а в итоге прогнозирование.

Проведенная работа позволила выявить условия, при которых достигается эффект умственного воспитания дошкольников в про­цессе их ознакомления с закономерными изменениями природы. К ним относятся: регулярные (с одинаковым интервалом времени) наблюдения; синхронная с наблюдениями фиксация их ре­зультатов в календаре; периодическое обсуждение итогов наблю­дений по календарю, обеспечивающих одновременную представленность разномоментных состояний объектов; ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку после­довательных событий. [46,с.59]

Исследования показали возможность достижения всесторон­него воспитания дошкольников, которое состоит в следующем. Дети понимают состояние развивающихся организмов (сочувствуют беспомощному детенышу, слабому ростку) и видят необходимость в обеспечении их соответствующими условиями жизни. Это по­буждает детей добросовестно и с любовью ухаживать за подопеч­ными обитателями уголка природы. Ухоженные (здоровые) моло­дые, быстро развивающиеся растения и животные вызывают ин­терес и симпатии у детей, способствуют формированию у них эстетических оценок объектов природы. [46,с.60]

В процессе проведенных исследований апробирован разнооб­разный биологический материал (конкретные виды животных и растений) с целью его методического использования в условиях дошкольного учреждения. Установлена возможность выращивания зрелорождающихся (кур) и незрелорождающихся (канареек, вол­нистых попугайчиков, хомяков) животных, выявлена их пригод­ность для формирования у дошкольников представлений о зако­номерностях роста и развития. Работа с детьми позволила найти конкретные методические приемы, которые, с одной стороны, учитывают биологическую специфику животных, с другой — по­знавательные возможности дошкольников.

Исследователями (Т. В. Христовской и Л. С. Игнаткиной) установлено, что систематическое ознаком­ление детей с ростом и развитием растений можно проводить в зим­не-весенний период, выращивая в помещении детского сада раз­личные культуры из семян или луковиц. Огород на окне суще­ственно дополняет работу на грядках и клумбах детского сада в летнее время.

Рост и развитие живых существ, сезонные явления в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным познавательным материалом. Так, известно, что рост, и развитие растений, животных сопровождаются увеличением общего размера, появлением новых органов (листьев, цветов, рогов и пр.) или новых форм функционирования. Сезонные явления в природе сопровождаются взаимосвязанными изменениями в по­годе, состоянии растений, поведении животных (миграции птиц, впадание в спячку насекомых, зверей и пр.). [48, с.45]

Таким образом, важнейшие закономерности природы (приспо­собленность живых организмов к среде обитания, их рост и раз­витие, сезонные изменения в природе) составляют содержание познавательного материала, который дает возможность в процес­се организованного обучения развивать наблюдательность, мыш­ление, умственную активность детей дошкольного возраста.

 Правильная организация педагогического процесса ознакомления детей с природой основывается на систематическом прове­дении наблюдений, которые имеют несколько функций. Для вос­питателя это ведущий метод обучения и специфическая форма его организации. Для детей это ведущая деятельность, в процес­се которой они получают чувственные представления о природе. Наблюдения проводятся как на занятиях, так и в повседнев­ной жизни. Между наблюдениями в повседневной жизни и заня­тиями как двумя взаимодополняющими формами педагогической работы должно быть установлено правильное организационное и содержательное соотношение. Наблюдения в повседневной жиз­ни проводятся часто (3—4 раза в неделю), и постоянно, они кратковременны (5—10 мин). Занятия проводятся 2—4 раза в месяц, на них закрепляются, обобщаются знания детей, форми­руется осмысленное понимание природных закономерностей. 16

В процессе наблюдений в повседневной жизни дети получают, основной объем конкретных знаний, которые позволяют сформировать представления о внешнем облике животных, особенностях} поведения (способах питания, передвижения, гнездования и пр.), формах приспособления к внешней среде. Повседневные наблю­дения в уголке природы, на прогулке, проводимые в утренние, предобеденные, вечерние часы, создают основной фонд чувст­венных представлении, подготавливают почву для осмысления и обобщения их на занятиях.

Большое значение для осознания чувственных представлений имеет фиксация наблюдаемых объектов природы с помощью ри­сунков или значков, особенно в том случае, если они видоизменя­ются, переходят из одного состояния в другое. Большую помощь в этом случае оказывают календари, в которых фиксируются ме­няющиеся объекты природы в соответствии с временным пара­метром. Календарь, в котором зафиксирована серия наблюдений, дает последовательное и развернутое представление о характере изменений, об условиях их протекания и о времени, за которое они совершились. Созданные на основе живых наблюдений при активном участии детей, календари являются хорошим нагляд­ным пособием для закрепления и обобщения знании на занятиях. Таким образом, правильно подобранные содержание, методы и формы ознакомления детей с природой дают возможность ус­пешно решать задачи умственного воспитания. [34,с.45]

Таким образом, мы пришли к выводу, что важную роль в процессе формирования динамических представлений у дошкольников играют мыслительные процессы ана­лиза и соотнесения. Данный процесс протекает наиболее успешно, если дети получают знания о росте и изменении в жизни живых организмов в  специально организованной развивающей среде. О том какую роль играет экологическая развивающая среда в процессе развития динамических представлений у детей, мы расскажем в следующем параграфе работы.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: