Принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.

Таких принципов достаточно много:

· принцип выгоды;

· принцип пожертво­вания;

· прогрессивность ставок налогообложения доходов;

· равенство нало­гов на доходы предприятий разной формы собственности;

· сочетание устой­чивости налоговой системы с ее гибкостью;

· определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;

·  исключение воз­можностей переложения налогового бремени;

·  простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее.

Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Про­грессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их разви­тия. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

В командно-админис­тративной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые приви­легии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действу­ющего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в со­временной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необ­ходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятель­ность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление биз­неса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможнос­тей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплатель­щиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства.     

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и много­кратного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему сле­довать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно стро­ится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в стра­нах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введение налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.

В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономи­кой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как пред­приниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компен­сации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывает­ся на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель высту­пает, по существу, собирателем этого налога.

 

Система выплаты налогов

 

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобны­ми и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе феде­ральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с фи­зических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Та­кая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организован­ного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформа­ций. Это проявляется по следующим направлениям:

· государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги;

· налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как пред­приниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;

· возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность.

В дальнейшем, по мере роста доходов населения, Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: