Сущность, значение и функции прибыли

Содержание

 

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава I. Финансовые результаты деятельности предприятия.…………….……..5

1.1 Сущность, значение и функции прибыли……………………..…………….5

1.2 Экономический, налоговый и бухгалтерский подходы к определению прибыли……………………………………..….………………..……………….12

Глава II. Формирование и использование прибыли ОАО «Каустик»…………..17

2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО

«Каустик»……………………………………………..……...…………………..17

2.2 Особенности формирования и распределения бухгалтерской прибыли ОАО «Каустик»…………….…………………………………………….……...19

Глава III. Перспективы оптимизации прибыли коммерческого предприятия………………………………………....……………………………...31

3.1 Основные направления увеличения массы и динамики прибыли …….…31

3.2 Перспективы управления прибылью на ОАО «Каустик»…...………...…34

Заключение………………………………………………………………….………39

Список литературы…………………………………………………………………41

Приложения………………………………..……………………….……………….44

Введение

«Прибыль – это положительный результат деятельности коммерческого предприятия»[1]. Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. «Мотивацией деятельности юридического лица любой организационно-правой формы как участника гражданско-правого оборота признается извлечение экономической выгоды в виде систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в установленном законодательством порядке»[2]. Важнейшей формой выражения деловой активности организаций является величина текущего финансового результата за определенный период – прибыли, получаемой от их предпринимательской, инвестиционной и финансовой деятельности.

Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательно оформленного результата.

Представление бухгалтерской отчетности о финансовых результатах осуществляется по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В условиях рыночной экономики большое значение имеют вопросы о предоставлении пользователям своевременной и полезной информации.

В период кризиса многие коммерческие организации показали отрицательный финансовый результат, то есть вместо желаемой прибыли – убытки. Так что в настоящее время, как никогда, важно следить за финансовыми результатами коммерческих организаций, за эффективным распределением и использованием прибыли, так как именно финансы коммерческих организаций составляют основу системы финансов России, именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансов страны. Коммерческие организации обслуживают сферу материального производства, где создаётся ВНП и НД {13}.

Цель данной работы – отразить порядок образования и использования финансового результата ОАО «Каустик» на основе факторного анализа прибыли и наметить пути её оптимизации.

В работе решается ряд задач:

1) изучить сущность, функций и виды прибыли;

2) рассмотреть экономический, налоговый и бухгалтерский подходы к определению прибыли;

3) изучить формирование и распределение прибыли ОАО «Каустик»;

4) рассмотреть резервы роста прибыли коммерческого предприятия и её эффективного использования;

5) рассмотреть перспективы увеличения прибыли и её эффективного использования на примере ОАО «Каустик».

Объект изучения – ОАО «Каустик». Предметом изучения является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Каустик».

Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных авторов, по исследуемой проблеме, таких как А.Д. Шеремет, В. В. Ковалев, Н.А. Сафронов, а так же нормативные документы Российской Федерации - Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Методы исследования, применяемые в данной курсовой работе: монографический и компаративный.

Эмпирическую базу исследования составляют: материалы предприятия ОАО «Каустик». 

Исходя из поставленной цели и задач исследования, была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, трёх глав основного содержания, заключения, списка использованной  литературы, включающего 28 источников и 11 приложений.

 

Глава I. Финансовые результаты деятельности предприятия

Сущность, значение и функции прибыли

Прибыль - важнейший показатель деятельности предприятия, основа для расчета целого ряда коэффициентов финансового анализа. Общеизвестно, что прибыль представляет собой финансовый результат деятельности организации: разницу между его доходами и расходами. А. Смит трактовал прибыль как приращение богатства нации. И. Фишер – как «запас богатства, существующий в каждый конкретный момент времени, называется капиталом, а приток генерируемых им выгод за данный промежуток времени называется прибылью». Одно из наиболее примечательных и часто цитируемых определений прибыли принадлежит Дж. Хиксу: «Прибыль индивидуума есть максимальная величина, которую он может использовать на потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь же богатым в конце периода, как он был на его начало». В приложении к фирме «потребление» означает распределение среди всех собственников фирмы стоимостной оценки части активов, оставшихся после удовлетворения третьих лиц {11, с. 474}.

Ковалев В.В. предлагает следующее определение прибыли: «это некий доход от операции, требовавшей изначально определенной инвестиции и (или) расхода, и проявляющейся в увеличении совокупного экономического потенциала (богатства) инвестора по окончании (фактическом или условном) данной операции» {11, с. 474}. Прибыль множественна по своему представлению и методам измерения и идентифицируется только тогда, когда чётко определены понятия, во-первых, доходов и расходов, во-вторых, способов их оценки и увязки в едином счетном алгоритме. Иными словами, прибыль – это расчетный и потому условный показатель, в зависимости от набора включенных в рассмотрение факторов и их количественной оценки могут исчисляться разные показатели прибыли.

В практике финансового анализа  используется ряд расчетных показателей прибыли:

• EBIT (Earning Before Interest and Tax) – «прибыль до расходов по налогообложению и проценты к уплате. В этом случае мы абстрагируемся от величины налога на прибыль и стоимо­сти заемного капитала, которые существенно различаются в разных странах, что важ­но, если сопоставляются предприятия, находящиеся в разных с этой точки зрения ус­ловиях.Рассчитывается по формуле:

EBIT = Валовая прибыль – операционные затраты

• EBITDA (Earning Before Interest, Tax, Depreciation (ОС) & Amortization (HA)) - при­быль до расходов по налогообложению, процентов к уплате и амортизации. Для её расчета необходимо к EBIT прибавить амортизационные расходы, величина которых в большей степени связана с принятыми методами и нормами чем с эффективностью производства.

EBITDA = Валовая прибыль – операционные затраты + амортизация или EBITDA = EBIT + амортизация

• OIBDA (Operating Income before Depreciation (ОС) & Amortization (НА)) - сумма опе­рационной прибыли и амортизационных расходов. OIBDA характеризует способность предприятия заработать в основной деятельности, но при этом нивелируется разница, связанная с неодинаковыми методами начисления амортизации.

OIBDA = Операционный доход + уменьшение стоимости + амортизация + налоги + прибыль

• NOP AT (Net Operating Profit after Tax) - операционная прибыль за вычетом налога на прибыль. Этот показатель используется при расчете экономически добавленной стои­мости (EVA)» {21, с. 35}.

NOP AT = Операционный доход х (1 - ставка налога)

Таким образом, можно сказать, что существует целая система показателей прибыли. Использование каждого из них зависит от цели проводимого исследования, а для того чтобы его результаты были понятны пользователям, необходимо четко указывать на основании какого конкретно вида прибыли были произведены расчеты.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку,что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

1. «Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

3. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция)» {7, с. 186}.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. «Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений» {7, с. 192}.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

На величину прибыли оказывают влияние многие факторы (приложение 1). Прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных средств и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных средств и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

В период мирового финансового кризиса предприятия нуждаются в строгом контроле финансовых результатов своей деятельности. Основные проблемы состоят в обеспечении роста прибыли предприятия и контроля за её эффективным использованием. В рамках финансового менеджмента максимизация прибыли компании вызывает две проблемы: во-первых, на каком отрезке времени должна быть максимизирована прибыль; во-вторых, если будущие доходы и расходы – неопределенные показатели (вероятностные) то, как можно определить и максимизировать прибыль.

Рассмотрев сущность, значения, виды и функции прибыли можно сделать вывод о том, что прибыль характеризует финансовый результат предприятия, эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительность труда, уровень расходов и д.т. Существует множество факторов, влияющих на величину прибыли среди которых можно выделить внутренние и внешние. При проведении финансового анализа зарубежными экономистами используетсяряд расчетных показателей прибыли:EBIT, EBITDA, OIBDA, NOP AT. Прибыль – понятие многообразное и, поэтому, требуется рассмотрение различных подходов к её определению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: