Занятость как объект социального прогнозирования

 

Занятость является одной из существенных характеристик экономики страны. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально – экономическое содержание.[1]               

Обычно занятость населения базируется на основе разрабатываемой концепции, предусматривающей изменения в ее формировании в различные периоды. В России принят Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в котором сформулированы основные принципы занятости и связанные с ней отношения в условиях рынка.

Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.

Второй принцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией РФ.[2]

Третьим принципом выступает комплексный подход к решению проблем занятости, который состоит в координации усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости.[3] 

Закон закрепил основные принципы государственной политики в области содействия занятости; обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.

В соответствии со ст.2 Закона РФ о занятости[4], занятыми считаются следующие граждане:

- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально – трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

- трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

- временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, и т.п.)

- выполняющие работы по гражданско – правовым договорам (договорам подряда).[5]       

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

- Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

- Военнослужащие Российской армии. Они, как правило, занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службу военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

- Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

- наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

- работодатели. К ним относятся предприниматели, бизнесмены, члены производственных кооперативов, реализующие свои предпринимательские способности;

- самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, выражающиеся в концепции глобальной занятости. Она исходит из потребности в трудовой деятельности всего трудоспособного населения, предполагает нормирование совокупного объема работ и и распределение его между всеми желающими получить работу. При этом минимальная заработная плата перестает быть точкой отсчета в построении систем вознаграждения и уступает место гарантированному минимальному доходу, который уже не может регулироваться условиями работы по найму. Именно в рамках концепции глобальной занятости происходит массовая индивидуализация форм, режимов и условий занятости, самой структуры трудового пути человека. Гибкость наемного работника на рынке труда, его профессиональная, квалификационная и социальная мобильность, умение найти свое место в изменяющейся сфере социально – трудовых отношений безусловно повышают уровень конкурентоспособности и гарантируют занятость даже в условиях экономических кризисов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: