Глава 3. Прогноз показателей занятости

Устойчиво стабильной сохранится в 2005 году ситуация на рынке труда Волгограда. Численность трудовых ресурсов сейчас составляет примерно 600 тысяч человек. Большая часть работающего населения в 2005 году занята в сфере экономики – свыше 400 тысяч. При этом немного вырастет количество работающих на производстве. А вот непроизводственный сектор, наоборот, сократится. К слову, по-прежнему в Волгограде будет велика потребность в рабочих кадрах высокой квалификации. Рассмотрим естественное движение населения и миграцию(табл.1) 14

Таблица 1 Естественное движение населения и миграция

Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
Число родившихся чел. 7800 9600 10000
Число умерших чел. 13800 18500 17000
Естественный прирост(+)/убыль(-) " -6000 -8900 -7000
Миграция населения        
Прибыло чел. 23737 21265 21500
Убыло чел. 22084 19846 20000
Увеличение(+)/уменьшение(-) чел. +1653 +1419 +1500

 

Общая смертность населения в 2004 году была равна 10,5 на 1000 жителей, прогноз на 2006 год предполагается порядка 13 на 1000 жителей. Возможно, что в 2006 году родившихся будет на 4,2% больше, чем в 2005 году, а по числу умерших предполагается снижение по сравнению с 2005 годом на 8,1%. Несмотря на увеличение рождаемости и снижение смертности сальдо естественного прироста (убыли) остается отрицательным. Число умерших возможно превысит число родившихся в 2006 году в 1,7 раза.

При прогнозировании миграции заложено сохранение ее достаточно

14 http://www.infovolgograd.ru/economy/economy.htm

 

высокого уровня. Предполагается, что она будет идти на увеличение в обоих направлениях, как на прибытие, так и на убытие населения. Учитывая довольно высокий уровень урбанизации, предполагается, что миграция прибывающего населения будет выше убывающего (на 7,5%).Рассмотрим развитие трудовых ресурсов(табл.2) 14

Таблица 2 Развитие трудовых ресурсов

Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
Распределение трудовых ресурсов по видам занятости: в т.ч. % 100 100 100
в экономике города " 74,62 71,62 73,0
учащиеся с отрывом от производства " 11,52 12,46 13,0
занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве " 12,95 15,03 13,2
безработные " 0,91 0,89 0,8

 

Если рассматривать структуру занятости в процентном соотношении, то на 2006 год прогнозируется следующая ситуация: увеличение занятых в экономике города и увеличение учащихся с отрывом от производства. (табл.3) 14. Снижение намечается среди занятых домашним хозяйством и безработных.

Таблица 3 Отраслевая структура занятости

Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
Занято в экономике и социальной сфере, всего в т.ч. тыс. чел. 647,5 647,0 647,0
Сфера материального производства, всего в т.ч. тыс. чел 420,6 420,0 418,0
  % 65,0 64,9 64,6
Промышленность тыс. чел 173,1 168,0 165,0
  % 27,6 26,0 25,5
Сельское хозяйство тыс. чел 5,8 5,6 5,5
  % 0,9 0,9 0,9
         
Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
Транспорт тыс. чел 49,3 50,5 51,0  
  % 7,6 7,8 7,9
Связь тыс. чел 8,4 10,5 11,0
  % 1,3 1,6 1,7
Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
  Строительство тыс. чел 53,9 54,0 55,0
  % 8,3 8,3 8,5
Торговля и общепит тыс. чел 106,9 106,8 106,0
  % 16,5 16,5 16,4
МТС и сбыт тыс. чел. 6,5 6,5 6,5
  % 1,0 1,0 1,0
Информационно-техническое обслуживание тыс. чел 1,3 1,5 1,6
  % 0,2 0,2 0,2
Общая коммерческая деятельность тыс. чел 5,8 10,2 10,0
  % 0,9 1,6 1,5
Прочие виды материального производства тыс. чел 9,6 6,4 6,4
  % 1,5 1,0 1,0
Социальная сфера тыс. чел 227,0 227,0 229,0
  % 35,0 35,1 35,4
ЖКХ и бытовое обслуживание тыс. чел 33,0 34,2 35,0
  % 5,1 5,3 5,4
Народное образование тыс. чел 72,5 73,0 74,0
  % 11,2 11,3 11,4
Культура и искусство тыс. чел 10,4 10,6 10,5
  % 1,6 1,6 1,6
Наука и научное обслуживание тыс. чел 22,7 22,9 23,0
  % 3,5 3,5 3,6
Кредиты, финансы, страхование тыс. чел 11,0 11,0 11,5
  % 1,7 1,7 1,8
Органы управления тыс. чел 16,8 17,0 17,0
  % 2,6 2,6 2,6
Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
Здравоохранение и физкультура тыс. чел 47,9 47,8 48,0
  % 7,4 7,4 7,4
Другие отрасли нематериальной сферы тыс. чел. 12,7 10,5 10,0
  % 1,9 1,6 1,5

 

В отраслевой структуре занятости города на 2006 год предполагается небольшое снижение занятых в сфере материального производства: в натуральных показателях снижение на 2 тыс. человек или на 0,3% и увеличение числа занятых в социальной сфере на 2 тыс. человек или на 0,3%. В сфере материального производства увеличение занятых прогнозируется на транспорте (на 0,1%), в связи (на 0,1%) и в информационно-техническом обслуживании (на 0,1 тыс. человек). В остальных отраслях за счет естественной убыли населении произойдет снижение численности занятых.

В социальной сфере увеличение занятых прогнозируется в таких отраслях как:

ЖКХ и бытовом обслуживании - на 0,8 тыс. человек (0,1%);

народном образовании - на 1,0 тыс. человек (0,1%);

в финансово-кредитной системе - на 0,5 тыс. чел (0,1%)

в здравоохранении и физкультуре - на 0,3 тыс. чел.

Для предпрогнозного периода характерно уменьшение численности безработных, состоящих на учете в службе занятости с 7,7 тыс. чел. на конец 2004 года до 6,0 тыс. чел. на 1.07.2005 года и оценочно до 6,8 тыс. чел. на 1.01.2006 года. Это связано как с уменьшением доля незанятых граждан в общем количестве обратившихся в службу занятости, так и с повышением уровня трудоустройства и реализации специальных программ содействия занятости.

 

14 http://www.infovolgograd.ru/economy/economy.htm

Рассмотрим рынок труда (табл.4) 14

Таблица 4 Рынок труда

Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
Обратилось в службу занятости по вопросу трудоустройства тыс. чел. 31,3 39,0 40,0
Количество вакансий на конец периода ед. 27461 36000 36000
Трудоустроено тыс. чел. 21,9 28,7 29,0
Численность безработных, зарегистрированных на конец отчетного периода тыс. чел. 7,7 6,8 8,0
Уровень безработицы % 1,0 0,9 1,07
Продолжительность безработицы        
Показатели Ед. изм. 2004 г. отчет 2005 г. оценка 2006 г. прогноз
до 1 мес. чел. 1011 1100 1500
от 1 до 4 мес. чел. 3404 2650 3250
от 4 до 8 мес. чел. 1964 1900 2000
от 8 мес. до 1 года чел. 848 850 900
Более 1 года чел. 475 300 350

В краткосрочной перспективе существенных изменений на рынке труда города не произойдет. Согласно прогнозу городского отдела по труду, численность экономически активного населения значительно не измениться. Трудовая мобильность населения будет сохраняться на достаточно высоком уровне до тех пор, пока не произойдет "стыковки" зарплатоного и прожиточного минимумов. Возможности для трудоустройства граждан будут поддерживаться за счет заполнения свободных рабочих мест, которые пока еще сохраняются на предприятиях города.

 

14 http://www.infovolgograd.ru/economy/economy.htm

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

В современных условиях активное прямое и косвенное присутствие государства в экономике необходимо,  в той мере,  в которой это обеспечит возможность надлежащего контроля,  как над общеэкономической ситуацией,  так и над развитием экономических и социальных тенденций в отраслевом и региональном разрезе. Оно также позволит реализовать неоспоримое право государства проводить весь комплекс необходимых мероприятий для выполнения своих обязанностей по обеспечению свобод граждан,  независимости и процветания территорий,  высоких материальных,  социальных,  духовных и моральных стандартов для ее граждан.

Проблемы занятости,  безработицы,  мобильности трудовых ресурсов,  приобретают все большую актуальность на современном этапе. Прогнозирование занятости населения и ее структур должно занимать важное место в деятельности федеральных и региональных органов управления. Сегодня эффективно решать задачу программирования перспектив занятости населения можно на основе комплексного рассмотрения воспроизводства рабочей силы и основных макроэкономических процессов,  связанных с ним.

Разработка программы поддержания и развития занятости,  сдерживания безработицы,  минимизации ее структурной составляющей предполагает прогнозирование занятости в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития,  так и с учетом демографических,  и,  в частности,  миграционных процессов,  оказывающих влияние (особенно в регионах) на предложение рабочей силы. Следовательно,  изучение и косвенное (а в отдельных случаях и административное) регулирование внешней и,  безусловно,  внутренней миграции и их влияния на региональные рынки и их взаимосвязь с национальным рынком труда является важной составляющей анализа,  прогноза и программы поддержания и развития занятости населения РФ. Специфика формирования региональной занятости,  и,  прежде всего взаимосвязи локальных рынков труда,  должна стать неотъемлемой частью анализа общероссийского рынка труда. При исследовании миграционных процессов необходимо также отталкиваться от существующей профессионально-квалификационной и отраслевой структур занятости.

1. Наличие квалифицированной,  мобильной рабочей силы может стать тем ключевым фактором,  который позволит наилучшим образом реализовать экономический потенциал региона. С приходом инвестиционной политики  меняются объем и направленность межрегиональных потоков населения и трудовых ресурсов,  что,  безусловно,  оказывает влияние на состояние локальных рынков труда и приводит к накоплению определенных структурных дисбалансов в динамике спроса на рабочую силу и ее предложения,  и являющейся результатом их взаимодействия занятости населения. Необходимость совершенствования управления миграцией в нынешних условиях возрастает,  поскольку существующая система управления не позволяет эффективно реагировать на объективно складывающиеся условия: источники,  масштабы и качественный состав перераспределения рабочей силы остаются вне сферы управления.

Процесс согласования спроса и предложения на региональных рынках труда проходит в условиях обострения проблемы структурной безработицы,  особенно в ее региональном аспекте. На уровне отдельных регионов и на конкретных локальных рынках труда предъявляемый спрос зачастую неадекватен имеющемуся предложению рабочей силы. Степень этой неадекватности усиливается вследствие значительной обособленности региональных рынков труда,  низкой мобильностью трудовых ресурсов и нередко,  фактическим отсутствием системы стимулирования,  поддержания и развития необходимого уровня мобильности трудовых ресурсов. В результате как на национальном,  так и на региональных рынках труда структурная безработица серьезно осложняет социальную ситуацию,  принимая длительные и застойные формы.

    2. Отдельного внимания заслуживает проблема изменений в отраслевой структуре занятости. Накопленная за предыдущие годы занятость в отраслях промышленности,  следуя за падением спроса на продукцию этих отраслей,  начала интенсивно высвобождаться как во вновь создаваемые,  так и в ранее существовавшие сектора. Учитывая сравнительно небольшой срок жизни отечественного рынка труда,  серьезные перекосы в структуре занятости стали причиной накопления дисбалансов,  сформировавших структурную безработицу.

    Ограничения конкретного отраслевого рынка диктуются,  прежде всего,  информационной инфраструктурой,  содержащей данные о спросе и предложении на данном рынке,  а также о других характеристиках: о требуемой квалификации рабочей силы уровне оплаты труда,  условиях работы и т.д.

Спрос отрасли на рабочую силу определяется на практике через число объявленных вакантных рабочих мест. Предложение рабочей силы для экономики в целом характеризуется объективными (по отношению к функционированию рынка труда) процессами демографии,  на отраслевом уровне играет роль также относительная привлекательность занятости в отрасли,  интегральным показателем которой может служить отношение уровня оплаты данной отрасли по сравнению с другими. Процессы движения рабочей силы находятся под влиянием количества вакансий в отраслях экономики. Совместное исследование процесса взаимодействия спроса и предложения на рынке труда позволяет определить наиболее значимые факторы,  формирующие текущее положение на рынке труда,  их вклад и относительную значимость,  и оценить перспективную динамику целевых параметров.

Предлагаемые подходы к решению вопроса о сбалансированности факторов производства основаны на самых общих предпосылках балансового метода. Предлагается на региональном уровне ввести в прогнозную практику помимо баланса трудовых ресурсов баланс движения населения и трудовых ресурсов. Для эффективного прогнозирования необходимо знание реальных процессов,  формирующих занятость населения. На сегодняшний день занятость населения определяется достаточно независимыми друг от друга процессами движения рабочей силы,  которое формирует ее предложение,  и движения рабочих мест,  формирующего спрос на рабочую силу. Существует настоятельная необходимость прогнозирования динамики и согласования этих процессов,  главной целью которых является формирование эффективной полной занятости.

3. При разработке среднесрочного социально-экономического прогноза необходимо решение таких задач,  как построение прогнозных балансов трудовых ресурсов,  прогнозных балансов территориального,  отраслевого и профессионального движения населения и трудовых ресурсов,  моделирование процесса взаимосвязи спроса и предложения на рабочую силу с учетом как демографических,  так и макроэкономических (например,  инвестиционных) факторов.

Построение системы отчетных балансов движения населения и трудовых ресурсов может в значительной мере восполнить существующий недостаток информации о процессе движения,  расширить возможности моделирования и сферу применения аналитических и прогнозных моделей рассматриваемого процесса во всем многообразии его форм и взаимосвязей.

Для комплексного решения методических и методологических проблем совершенствования технологии и методов анализа и прогнозирования занятости населения и динамики рынка труда РФ и отдельных регионов необходимо:

· исследование взаимосвязей и взаимообусловленности основных форм движения населения и трудовых ресурсов между собой,  а также с движением рабочих мест;

· углубление исследований по взаимосвязи различных рынков труда и систем занятости,  в том числе по пути изучения процесса движения на уровне отраслей,  сфер деятельности,  предприятий и организаций с последующим согласованием результатов таких исследований на основе балансов движения населения и трудовых ресурсов;

· изучение не только самого процесса движения,  но и склонности к нему индивидов,  потенциальной возможности движения,  т.е. изучение не только контингента двигающихся в настоящее время,  но и всего населения,  занятого в различных отраслях и сферах деятельности;
    · дальнейшее исследование и отбор факторов движения (соответственно показателей,  измеряющих эти факторы),  направленные на выявление их системы для построения активного прогноза движения населения и трудовых ресурсов;
    · дальнейшее изучение и формализация зависимостей масштабов,  направлений и интенсивностей движения (как результативных признаков) от факторов,  их определяющих;

В настоящее время среди многообразия задач,  возникающих в сфере занятости населения и рынка труда,  приоритетными,  как для федеральных,  так и для региональных,  властных структур,  являются следующие:
    · смягчение и компенсация краткосрочных и среднесрочных колебаний в уровне занятости,  расширение занятости,  согласование спроса и предложения рабочей силы,  сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными;
    · согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда,  повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;

· согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы профессиональной подготовки кадров (в т.ч. рабочих).

Создание условий для развития реального сектора российской экономики,  и,  прежде всего,  отраслей,  нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения,  расширение капитальных вложений,  сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы,  дающей гарантированную работу и современную профессию, — таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики,  актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики являются: смягчение проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни,  социального неравенства). Преодоление негативных тенденций в динамике занятости и на рынке труда — условие для перспективного развития трудового потенциала РФ.

Список используемой литературы:

 

1. Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Филин», 1999.

2. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда: Учебник. - М.: «ЗАО Финстатининформ», 1999.

3. Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Филин», 1999. 

4. Закон РФ «О занятости населения в РФ» (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 №8-ФЗ)

5. Адамчук, В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999.

6. Деловое Поволжье №39 (425) 10/10/2004.

7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Россия в цифрах. 2005: Краткий статистический сборник / Федеральная служба гос. статистики. - М.: Б.и., 2006.

8. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебник / Под. ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ,2003.

9. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М,2003.

10. Елисеева И.И. Демография и статистика населения.- М.:ЮНИТИ-2006.

11. www.gks.ru

12. www.rbc.ru

13. http://www.infovolgograd.ru/economy/economy.htm

14. http://czn.volgadmin.ru

15. www.cemi.rssi.ru

 

 


[1] Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Филин», 1999. – с. 22  

[2] Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда: Учебник. - М.: «ЗАО Финстатининформ», 1999. – с. 102

[3] Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Филин», 1999. – с. 45

 

[4] Закон РФ «О занятости населения в РФ» (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 №8-ФЗ)

 

 

[5].Адамчук, В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999. – с. 110

[6] ДЕЛОВОЕ ПОВОЛЖЬЕ №39 (425) 10/10/2004

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: