Глава 2. Финансовые методы управления

ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ

Основные подходы к управлению запасами на предприятии.

       Производственные запасы в данном случае понимаются в более широком смысле, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного процесса, а именно: к ним относятся сырье и материалы, включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство и готовая продукция, а также и товары для перепродажи. «Для финансового менеджера предметно-вещностная природа запасов не имеет особого значения; важна лишь общая сумма денежных средств, омертвленных в запасах в течение технологического (производственного) цикла, именно поэтому можно объединить эти, на первый взгляд разнородные, активы в одну группу».[15]

       Управление запасами имеет огромное значение как в технологическом, так и в финансовом аспектах: для финансового менеджера запасы — «это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, самое простое решение — положить высвобожденные деньги в банк под проценты). Кстати, эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми — исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например, в случае банкротства компании, многие оборотные средства «вдруг» попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.

       Эти очевидные замечания и объясняют отчасти распространенность моделей управления запасами, что особенно характерно для крупных компаний с налаженным и жестко структурированным производственно-технологическим процессом. Независимо от того, используются формализованные модели или нет, руководство любой компании осознанно или интуитивно следует некоторым принципам управления запасами, выбирает стратегию финансирования запасов».[16] Эти принципы предполагают ответ на два вопроса: а) какова должна быть структура источников запасов; б) каков должен быть объем запасов?

       Что касается объема запасов, то «большинство распространенных на сегодняшний день методик, пригодных для обоснования потребности в материально-производственных запасах, было разработано еще до 1990 г. и не в полной мере учитывают специфику рыночной ситуации в РФ на сегодняшний момент».[17] В целом, можно выделить три основных типа подходов к обоснованию потребности в МПЗ:

1. Методы, ориентированные на производственную программу (аналитический и синтетический подходы): эти подходы «чрезвычайно требовательны к информации о величине спроса на готовую продукцию, а в современных условиях именно эта величина крайне сложно поддается определению. Более того, эти методы недостаточно гибки в отношении изменений в технологии производства».[18]

2. Методы, ориентированные на расход МПЗ (расчет по средне арифметической и взвешенной, экспоненциальное сглаживание, регрессионный анализ): они «отталкиваются от данных прошедшего периода, и их результаты требуют адаптации к текущему состоянию организации. Приемы такой адаптации еще недостаточно разработаны».[19]

3. Эвристические методы (по аналогии и метод экспертных оценок): данная группа наиболее «подвержена влиянию субъективных факторов, и использование этих методов наиболее оправдано в условиях нехватки данных для анализа и чрезвычайно изменчивой среды».[20]

           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: