Внутренняя политика самодержавия

 

На рубеже 70-80-х гг. во всех сферах экономической и политической жизни России наметился явный кризис. Активизировалась также деятельность либеральной земской дворянской оппозиции. Демократические слои общества настоятельно требовали от правительства с одной стороны, ужесточить борьбу с революционным движением, а с другой - продолжить реформаторский курс, начатый в 60-е гг. Александр II принимает решение продолжить буржуазные реформы, при этом сочетая реформаторский курс с жёстким подавлением любого оппозиционного движения. 12 февраля 1880 г. Александр II создаёт "Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия". "Комиссия" обладала чрезвычайными полномочиями по борьбе с революционно-оппозиционным движением. Но деятельность этой комиссии не принесла существенных результатов. Первым шагом Александра II на пути возрождения реформаторского курса стало назначение в августе 1880 г. Лорис-Меликова на пост Министра Внутренних Дел.6 августа 1880 г. новый Министр упраздняет "Верховную распорядительную комиссию" и 3-е отделение. Вместо 3-го отделения создаёт новый орган полицейского надзора - Департамент государственной полиции при Министерстве Внутренних Дел. эта мера ничего в системе полицейского надзора не меняла. Осенью 1880 г. по инициативе Лорис-Меликова по всей стране были проведены Сенаторские ревизии с целью выявить все нарушения законности в местном управлении и причины хозяйственного кризиса в каждой губернии для того, чтобы составить общегосударственный проект мер по выходу из общегосударственного экономического кризиса. Вторым шагом правительства по пути возрождения реформаторского курса стал доклад Лорис-Меликова императору от 22 января 1881 г. Он представил Александру II проект, который назывался "Законопроект о создании комиссий, выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов, указанных высшей волей царя". Эти комиссии должны были заняться как выработкой новых ресурсов законодательства, так и разработкой отдельных законопроектов по экономическим законам. После долгих колебаний Александр II одобрил проект Лорис-Меликова, на 4 марта (17 февраля) 1881 г. было назначено правительственное совещание, где предполагалось ещё раз обсудить проект Лорис-Меликова и придать ему силу закона. Однако этому совещанию не суждено было состояться, так как 1 марта студент-народоволец Гриневицкий привёл в исполнение смертельный приговор Александру II, вынесенный "Народной волей" ещё в августе 1879 г. После смерти Александра II на престол вступил его сын Александр III. Главной целью своего царствования Александр III ставит проведение целого комплекса реформ, которые если бы не ликвидировали, то в значительной мере ограничили бы действие в России буржуазных реформ 60-70-х гг. Политический курс Александра III получил название "Контрреформы 80-90-х гг.".29 апреля Александр III издаёт царский Манифест "О незыблемости самодержавия", текст которого составляли Катков и Победоносцев. в нём ясно давалось понять, что со смертью Александра II в стране прекращаются любые буржуазные преобразования. Лорис-Меликов подаёт в отставку. Новым Министром Внутренних Дел становиться Игнатьев. В период его министерства с мая 1881 г. по май 1882 г. был проведён ряд полулиберальных мер в области крестьянского а. В 1881 г. - указ, временно запрещавший продавать крестьянский скот за недоимки и приостанавливающий до 1 апреля 1882 г. принудительное взыскание с крестьян подати; 1881 г. - правительство отказывается от переоброчки, то есть от ежегодного увеличения государственного оброка на 6%.

1882 г. - отмена налога на соль. - учреждение Крестьянского поземельного заёмного банка. - Указ о понижении выкупных платежей на 1 руб. с каждого крестьянского надела в год. В мае 1882 г. Игнатьев выступает с идеей создать Совещательный Земский Собор. По сути он выступил с идеей провести проект Лорис-Меликова. Это вызвало недовольство Александра III, и Игнатьев был отправлен в отставку. Его пост граф Дм. Толстой. С конца 1882 г. правительство открыто берёт курс на проведение контрреформ. Контрреформы охватывают 3 сферы: социально-экономическую (Аграрная реформа); политическую (Земская и Городская контрреформа; Реформа о введении института земских участковых начальников); культурно-образовательную (Школьная, Университетская контрреформы и контрреформа печати). I Аграрные контрреформы. Были приняты следующие указы: 1886 г. - Закон, по которому семейный раздел надела мог производиться только с согласия главы семьи-большака и с разрешения 2/3 домохозяев на сельском сходе.1886 г. - Новые положения о найме на с/х работы, по которому значительно снижались расценки за наёмный крестьянский труд.1889 г. - Закон об ограничении переселения крестьян.1891 г. - В 48 губерниях в 18000 сёл, взятых по произвольному выбору, была проведена опись крестьянского имущества, и у жителей 2700 сёл по произвольному выбору было конфисковано всё имущество в счёт погашения общегосударственных крестьянских недоимок.1893 г. - Закон, по которому передел земли в общине разрешался только 1 раз в 12 лет с согласия 2/3 домохозяев на сельском сходе.1893 г. - Закон, запрещавший закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась только пределами своей общины.1896 г. - 15000 крестьян были арестованы за недоимки. Но все эти меры не принесли желаемого успокоения в деревне для помещиков, а ещё больше усугубили ситуацию в деревне. Аграрный к концу века достиг такой остроты, что в конечном счёте вылился в революцию 1905-1907 гг. II Политические контрреформы. В 1889 г. было издано положение "О земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях создавалось 2200 земских участков во главе с начальниками из местных помещиков. Земские начальники назначались губернатором после согласования с Министерством Внутренних Дел. Земский начальник имел в деревни неограниченную власть: осуществлял административные и полицейские функции; контролировал деятельность крестьянских сельских и волостных учреждений; вмешивался в решения волостных судов; мог отстранить от должности сельских старост и волостных старшин; мог подвергать крестьян аресту, штрафам и телесным наказаниям. Решения участкового начальника обжалованию не подлежали.

Эта реформа была призвана укрепить власть помещика над крестьянами.

В1890 г. было издано новое положение "О губернских и уездных земских учреждениях", по которому значительно увеличивался процент дворян в земствах и уменьшался процент крестьян за счёт увеличения имущественного ценза при выборах. В 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому также увеличивался процент буржуазии и купечества в работе государственных органов самоуправления, за счёт повышения имущественного ценза при выборах значительно сокращалась компетенция городских дум, и они ставились под административный контроль. III Культурно-образовательные контрреформы. В 1882 г. вводится новые временные "правила печати", которые устанавливают строгий административный надзор за газетами и журналами. В 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные газеты и журналы. В 1884 г. Катков, ставший ректором Московского Университета, подготавливает новый Университетский Устав, по которому вновь упразднялась автономия Университетов; для студентов вводились телесные наказания; ограничивался приём в Университет детей разночинцев, детей бывших крепостных; при приёме в Университет обязательным было предоставление характеристики из полицейского участка о политической благонадёжности. В 1887 г. издан Указ, запрещавший высшее женское образование. В 1887 г. Министр Просвещения Делянов издаёт Указ "О кухаркиных детях", по которому запрещается поступление в гимназии простого народа; для школьников вновь вводятся телесные наказания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: