Методические рекомендации

Алгоритм построения экономико-статистической модели:

При построении регрессионной модели объёма выпускаемой продукции на предприятии в качестве факторных признаков могут быть выбраны, например, такие переменные, как уровень доходов потребителей, цены на продукты конкурентов, расходы на рекламу и др. Уравнение множественной регрессии имеет вид

Y (X1; X2;...; Xn) = b0+ b1x X1+ b2x X2+... + bnxXn,

где Y — прогнозируемый (результативный) показатель; в данном случае — объем продаж;

X1; X2;...; Xn— факторы (независимые переменные); в данном случае — уровень доходов потребителей, цены на продукты конкурентов и т.д.;

n — количество независимых переменных;

b0 — свободный член уравнения регрессии;

b1; b2;...; bn — коэффициенты регрессии, измеряющие отклонение результативного признака от его средней величины при отклонении факторного признака на единицу его измерения.

Последовательность разработки регрессионной модели для прогнозирования объема продаж включает следующие этапы:

1. предварительный отбор независимых факторов, которые по убеждению исследователя определяют объем продаж. Эти факторы должны быть либо известны (например, при прогнозировании объема продаж цветных телевизоров (результативный показатель) в качестве факторного признака может выступать число цветных телевизоров, находящихся в эксплуатации в настоящее время); либо легко определяемы (например, соотношение цены на исследуемый продукт фирмы с ценами конкурентов);

2. сбор данных по независимым переменным. При этом строится временной ряд по каждому фактору либо собираются данные по некоторой совокупности (например, совокупности предприятий). Другими словами, необходимо, чтобы каждая независимая переменная была представлена 20 и более наблюдениями;

3. определение связи между каждой независимой переменной и результативным признаком. В принципе, связь между признаками должна быть линейной, в противном случае производят линеаризацию уравнения путем замены или преобразования величины факторного признака;

4. проведение регрессионного анализа, т.е. расчет уравнения и коэффициентов регрессии, и проверка их значимости;

5. повтор этапов 1—4 до тех пор, пока не будет получена удовлетворительная модель. В качестве критерия удовлетворительности модели может служить ее способность воспроизводить фактические данные с заданной степенью точности;

6. сравнение роли различных факторов в формировании моделируемого показателя. Для сравнения можно рассчитать частные коэффициенты эластичности, которые показывают, на сколько процентов в среднем изменится объем продаж при изменении фактора Xj на один процент при фиксированном положении других факторов. Коэффициент эластичности определяется по формуле

где bj — коэффициент регрессии при j-м факторе.

Регрессионные модели могут использоваться при прогнозировании спроса на потребительские товары и средства производства. В результате проведения корреляционно-регрессионного анализа объема продаж товара была получена модель

Yt+1= 2,021 + 0,743At+ 0,856Yt,

где Yt+1— прогнозируемый объем продаж в месяце t + 1;

At — затраты на рекламу в текущем месяце t;

Yt — объем продаж в текущем месяце t.

Интерпретация уравнения многофакторной регрессии: величина объема продаж товара в среднем увеличивалась на 2,021 тыс. дал, при увеличении затрат на рекламу на 1 руб. объем продаж в среднем увеличивался на 0,743 тыс. дал., при увеличении объема продаж предыдущего месяца на 1 тыс. дал объем продаж в последующем месяце увеличивался на 0,856 тыс. дал.

Для подготовки к выполнению задания рекомендуется повторить лекционные записи, презентацию к лекции по дисциплине «Управленческая экономика» и изучить предлагаемую дополнительную литературу.

 

Рекомендуемое время выполнения задания:

Время самостоятельной подготовки студентом составляет от 3 до 6 часов, на ответ каждого студента не более 3 минут.

 

Критерии оценки:

Задание считается успешно выполненным при наборе 3 баллов по следующим критериям:

Задание не выполнено Задание выполнено не по всем аналитическим показателям, затрудняется аргументировать отдельные этапы решения задачи. Задание выполнено, затрудняется аргументировать отдельные этапы решения задачи. Задание выполнено по всем аналитическим показателям, умеет аргументированно и полно дать ответы по расчетным показателям.  
0 1,0 2,0 3,0

Задание №8

Дать характеристику функциональным стратегиям применительно к организации базе практики, обосновать выбор стратегии применительно к текущей ситуации на рынке. Какой стратегии придерживается организация в настоящий момент.

 

Виды функциональных стратегий Характеристика Выбор стратегии (обосновать)
Маркетинговая стратегия    
Финансовая стратегия    
Инновационная стратегия    
Производственная стратегия    
Социальная стратегия    
Экологическая стратегия    

Выводы:

 

Рекомендуемое время выполнения задания:

Не более 2 минут на ответ каждого студента.

 

Критерии оценки:

Задание считается успешно выполненным при наборе 3 баллов по следующим критериям:

Задание не выполнено Задание выполнено, нет характеристики и выбора не более двух стратегий Задание выполнено, нет характеристики и выбора не более одной стратегии Задание выполнено в полном объёме
0 1,0 2,0 3,0


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: