Характеристика психологических реакций при кризисах

У пострадавшего возникают аффективные реакции: беспокойство, плач, гнев, смех, предчувствия, ощущение хаоса и когнитивные реакции: изменившееся восприятие времени (время останавливается), чувство нереальности («Это происходит не со мной»), «выход из своего тела», «как в кино», «как будто робот», чрезмерное внимание к деталям (суперпамять), суженное сознание и ухудшение памяти.

Человек может переживать эмоциональное замешательство и страх от умственного помешательства и потери контроля. Типичны трудности с концентрацией внимания и потерей памяти. Возникают ночные кошмары.

Характеристика социальных и поведенческих реакций при кризисах

Поведенческие реакции: суетливость, гиперактивность, раздражительность, нервозность, потеря инициативы, апатия.

Многие становятся беспокойными, гиперактивными, раздражительными и ощущают душевную пустоту и отсутствие энтузиазма. Внутренний хаос часто отражается в физическом беспокойстве. Некоторые впадают в полную апатию. Паника и агрессия могут развиться непосредственно после происшествия и в дальнейшем могут требовать мониторинга. В посттравматический период большинство пострадавших испытывают нервозность и повышенную чувствительность к неожиданным звукам, свету или резким движениям. Они всегда напряжены и чувствуют, что «сейчас это снова случится». Развивается потребность быть рядом с теми, кого они любят или быть в одиночестве.

Виды кризисных состояний

1) острое горе

2) стресс

3) фрустрация

4) ПТСР

5) кризис

Диагностика кризисных состояний.

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели:

• наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели);

• переживание горя;

• чувство потери, опасности, унижения;

• чувство собственной неполноценности;

• неожиданность происходящего;

• разрушение привычного хода жизни; D неопределенность будущего;

• отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);

• страх;

• отчаяние;

• обесценивание имеющегося;

• потеря контакта с другими и собой;

• преобладание чувства одиночества и отверженности;

• чувство уникальности собственных переживаний;

• ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;

• длительное страдание.

Общие принципы кризисной помощи

1) безотлагательность

2) психологическая поддержка

3) уважение клиента

4) интервенция в поверхностные слои сознания

5) опора на ресурс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: