У пострадавшего возникают аффективные реакции: беспокойство, плач, гнев, смех, предчувствия, ощущение хаоса и когнитивные реакции: изменившееся восприятие времени (время останавливается), чувство нереальности («Это происходит не со мной»), «выход из своего тела», «как в кино», «как будто робот», чрезмерное внимание к деталям (суперпамять), суженное сознание и ухудшение памяти.
Человек может переживать эмоциональное замешательство и страх от умственного помешательства и потери контроля. Типичны трудности с концентрацией внимания и потерей памяти. Возникают ночные кошмары.
Характеристика социальных и поведенческих реакций при кризисах
Поведенческие реакции: суетливость, гиперактивность, раздражительность, нервозность, потеря инициативы, апатия.
Многие становятся беспокойными, гиперактивными, раздражительными и ощущают душевную пустоту и отсутствие энтузиазма. Внутренний хаос часто отражается в физическом беспокойстве. Некоторые впадают в полную апатию. Паника и агрессия могут развиться непосредственно после происшествия и в дальнейшем могут требовать мониторинга. В посттравматический период большинство пострадавших испытывают нервозность и повышенную чувствительность к неожиданным звукам, свету или резким движениям. Они всегда напряжены и чувствуют, что «сейчас это снова случится». Развивается потребность быть рядом с теми, кого они любят или быть в одиночестве.
|
|
Виды кризисных состояний
1) острое горе
2) стресс
3) фрустрация
4) ПТСР
5) кризис
Диагностика кризисных состояний.
Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели:
• наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели);
• переживание горя;
• чувство потери, опасности, унижения;
• чувство собственной неполноценности;
• неожиданность происходящего;
• разрушение привычного хода жизни; D неопределенность будущего;
• отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);
• страх;
• отчаяние;
• обесценивание имеющегося;
• потеря контакта с другими и собой;
• преобладание чувства одиночества и отверженности;
• чувство уникальности собственных переживаний;
• ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;
• длительное страдание.
Общие принципы кризисной помощи
1) безотлагательность
2) психологическая поддержка
3) уважение клиента
4) интервенция в поверхностные слои сознания
5) опора на ресурс