Методическая разработка системы занятий по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники» в учебных заведениях среднего профессионального образования
Анализ рабочей программы по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
Цель изучения дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» состоит в том, чтобы студент получил знания по теории автотракторного транспорта, общего устройства и конструктивных особенностей автомобилей, тракторов и специализированных транспортных средств на их базе, основных конструктивных и эксплуатационных параметров и характеристик, методов эффективной эксплуатации и ремонта.
Задачи изучения дисциплины заключаются в необходимости усвоения учащимися комплекса знаний, в результате овладения которыми учащийся должен:
Знать:
– основы теории поршневых двигателей внутреннего сгорания;
– элементы теории автомобиля и трактора;
– классификацию и общее устройство автотракторных двигателей, автомобилей, тракторов и специализированных транспортных средств;
– методы технико-экономических расчетов и экономические критерии оптимизации автотракторного транспорта;
– перспективные направления развития автотракторной техники;
– основы конструирования и применения автотракторной техники.
Уметь:
– выполнять проектно-конструкторские и расчетные работы, работы при разработке технических заданий на образцы автотракторной и специализированной техники;
– проводить эксплуатационные испытания разрабатываемых образцов техники;
– применять методы и средства безопасной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автотракторной техники;
– определять экономическую эффективность автотракторного транспорта;
Иметь представление:
– о технологии производства современных автотракторных средств
и их основных составных частей;
– о методах диагностики технического состояния образцов автотракторной техники;
– о современных методах совершенствования автотракторного
транспорта.
В изучаемом материале упор делается на классификацию и общее устройство автомобилей и тракторов, на основы теории автотракторного транспорта, на совершенствование автотракторного транспорта. В изучаемом материале дается много примеров и рекомендаций, которые позволят специалисту быстро начать работать по выбранной специальности.
Изучение данной дисциплины дает возможность руководить будущим специалистам ремонтным и производственным процессом. Все разделы изучаемой дисциплины получают практическое закрепление знаний в процессе выполнения лабораторно-практических работ.
Сводный тематический план дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники»
Содержание и разделы дисциплины указаны в сводном тематическом плане (таблица 1). Сводный план разрабатывается на перспективу и охватывает весь объем дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» с разбивкой его по темам и часам.
Таблица 1. Сводный тематический план по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
| № | Наименование темы | Количество часов | |
| Лекц. | Практ. | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | Классификация автомобилей. Классификация тракторов. Общее устройство автомобиля и трактора. Классификация и устройство автотракторных двигателей. Рабочие процессы поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Основные механизмы и системы ДВС. | 6 | 2 |
| 2 | Общие сведения о силовых передачах. Ступенчатые и бесступенчатые силовые передачи | 2 | - |
| 3 | Сцепление. Назначение и классификация сцеплений. Фрикционное сцепление. Гидравлические и электромагнитные сцепления. | 2 | 2 |
| 4 | Коробки передач. Назначение и разновидности. Ступенчатые коробки передач. Раздаточные коробки. Гидромеханические коробки передач. Карданные передачи и промежуточные соединения. | 4 | 2 |
| 5 | Ведущие мосты автомобилей и тракторов. | 2 | - |
| 6 | Главная передача и дифференциал. Конечные передачи. Ведущие полуоси автомобилей и тракторов. Механизмы поворота гусеничных машин | 6 | 2 |
| 7 | Ходовая часть. Остов (рама) автомобилей и тракторов. Подвеска колесных машин. Подвеска гусеничных тракторов. Колесные и гусеничные двигатели. | 2 | 2 |
| 8 | Системы управления. Рулевое управление колесных машин. Управление гусеничными тракторами. Тормозные системы автомобилей и тракторов. Тормозные механизмы. Приводы тормозных систем (механический, гидравлический и пневматический). | 2 | 2 |
| 9 | Электрооборудование автомобиля и трактора. Контрольно-измерительные приборы. Приборы системы сигнализации и освещения. | 2 | 2 |
| 10 | Специализированные транспортные средства. Автомобили-самосвалы. Тягачи, прицепы и полуприцепы. | 2 | - |
| 11 | Основы теории поршневых ДВС. Термодинамические и действительные циклы двигателей. Тепловые процессы, происходящие в двигателях. Основные параметры и характеристики двигателя. | 2 | 2 |
| 12 | Элементы теории автомобиля и трактора. Силы, действующие на автомобиль и трактор. Сила тяги на ведущих элементах машины. Тяговая характеристика автомобиля и трактора. Силы сопротивления движению машины. Уравнение движения машины. Сила тяги по условиям сцепления движителя с дорогой. Силовой баланс машины. Баланс мощностей. | 4 | 4 |
| 13 | Динамический фактор и динамическая характеристика. Тормозная динамика. Продольная и поперечная устойчивость машины. Управляемость колесной машины. Проходимость автомобилей и тракторов. Требования к проходимости. Опорно-тяговые показатели проходимости. Плавность хода автомобиля. Топливная экономичность автомобиля. Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность. | 4 | 2 |
| 14 | Порядок регистрации и учета машин. Требования к техническому состоянию машин. Неисправности транспортных средств, исключающие выпуск машин на линию. Техника безопасности автотракторного транспорта в специфических условиях строительства. | 2 | - |
| 15 | Опасные зоны при транспортировании, загрузке и разгрузке. Зоны обзора. Меры пожарной безопасности. Охрана природы при автотракторном транспорте. Нейтрализаторы для снижения токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. Измерители состояния и работы автотракторного транспорта. | 2 | - |
| 16 | Значение стандартизации, унификации и нормализации для совершенствования автотранспорта. Метод агрегатирования тягачей и грузовых автомобилей. Унифицированные ряды узлов. Базовые тяговые машины. | 4 | 2 |
| 17 | Экономические критерии оптимизации автотракторного транспорта. Основные направления развития автотракторного транспорта. | 2 | - |
| Итого | 66 | 24 | |
| Всего | 90 | ||
Фрагмент календарно-тематического плана занятий по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
Календарный план может составляться на курс, семестр – как удобнее преподавателю. Единой строго-обязательной формы не существует, поэтому педагог может выбирать ту, которая удобнее лично для него. Фрагмент календарно-тематического плана по дисциплине «КиПАТТ» представлен в таблице 2.
Таблица 2. Фрагмент календарно-тематического плана по дисциплине «КиПАТТ»
| № п\п | Тема занятия | Цели занятия | Краткое содержание занятия | Оснащение занятия: 1. Материально-техническое 2. Методическое 3. Дидактическое | Тип занятия |
| 1. Обучающая 2. Воспитывающая 3. Развивающая | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | Механизм поворота гусеничной машины – 150, ДТ – 75 | 1. Дать начальное представление о механизме поворота гусеничной машины. 2. Способствовать воспитанию внимательности. 3. Развивать имеющие знания на практике. | Устройство и тип механизмов. Механизм поворота гусеничной машины – 150, ДТ-75 | 1. Мел, доска, рабочая тетрадь. 2. план-конспект занятия. 3. плакат «Механизм поворота гусеничной машины – 150, ДТ – 75». | Лекционное |
| 2 | Полуоси | 1. Обобщить знания учащихся о полуосях автомобиля. 2. Способствовать воспитанию аналитического полхода к теме. 3. Развивать имеющееся знания на практике. | Полуоси. Виды полуосей. Устройства и назначения. | 1. Мел, доска, рабочая тетрадь. 2. план-конспект занятия. 3. Плакат «Полуоси автомобиля». | Лекционное |
| 3 | Передний ведущий мост автомобиля. | 1. Дать понятие о переднем ведущем мосте автомобиля. 2. Воспитать трудолюбие и самостоятельность. 3. Развитие познавательного интереса к изучаемой теме | Передний ведущий мост автомобиля. Назначение. Принцип работы. Достоинства и недостатки. Основные неисправности и их признаки. | 1. Мел, доска, рабочая тетрадь. 2. план-конспект занятия. 3. Плакат «Передний ведущий мост» | Лекционное |
| 4 | Дифференциал шестеренный, кулачковый | 1. Дать начальное понятие о дифференциале автомобиля. 2. Воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. 3. Развивать имеющееся знания на практике. | Дифференциал. Устройство. Назначения. Принцип работы. Основные неисправности и способы из устранения. | 1.интерактивная доска\проектор, рабочая тетрадь 2. план-конспект занятия. 3. Плакат «Дифференциал главной передачи», видео «Дифференциал, принцип работы» | Лекционное |
| 5 | Неуравновешенность хода поршня | 1. Изучить неуравновешенность хода поршня. 2. Развить трудолюбие и ответственность в трудовой деятельности. 3. Развивать техническое мышление. | Неуравновешенность хода поршня | 1. Мел, рабочая тетрадь, ручка, доска, поршень, шатун. 2 план-конспект занятия. 3. Плакат «Кривошипно-шатунный механизм». | Лекционное |
| 6 | Питание дизелей по системе common rail | 1. Дать начальное представление о Common Rail 2. Воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. 3. Развивать у студентов профессиональные интересы. | Система Common Rail. Назначение, устройство, принцип работы. | 1. Рабочая тетрадь, ручка, интерактивная доска. 2. план-конспект занятия. 3. Слайды, видео фильм. | Лекционное |
Планы-конспекты занятий по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
План-конспект занятия на тему «Передний ведущий мост автомобиля»
Занятие 1. Дата проведения __________
Тема занятия: Передний ведущий мост автомобиля
Цели занятия:
1. Обучающая: Дать понятие о переднем ведущем мосте автомобиля.
2. Воспитательная: Воспитать трудолюбие и самостоятельность.
3. Развивающая: Развитие познавательного интереса к изучаемой теме
Оснащение занятия:
1. Мел, доска, рабочая тетрадь.
2. план-конспект занятия.
3. Плакат «Передний ведущий мост»
Тип занятия: Лекционное.
Структура занятия:
1. Организационный момент (3 – 5 мин.)
2. Сообщение темы и целей занятия (5 – 7 мин.)
3. Изложение нового учебного материала (65 – 70 мин.)
4. Подведение итогов занятия (5 – 10 мин.)
Итого: 90 мин.
Ход занятия:
Организационный момент (3–5 мин.)
Преподаватель заходит в аудиторию, приветствует студентов, отмечает присутствующих, отсутствующих.






