Характеристика личности осужденных, которым был изменен вид исправительного учреждения в порядке уменьшения объема кары

 

Проблема личности человека всегда занимала одно из ведущих мест в развитии общественных наук. Личность преступника, личность осужденного входит составной частью в проблему личности. Тем не менее, среди философов и социологов встречаются точки зрения, признающих не всех членов общества личностями, а лишь людей, обладающими исключительно идеальными качествами.[13] Справедливые аргументы против подобной трактовки личности человека высказанными многими учеными[14], утверждающими, что "… если считать, что личностями являются лишь часть людей, то возникает неразрешимая проблема критериев отнесения того или иного индивида к личности".[15] Уместно здесь вспомнить слова А.С. Макаренко о проблеме личности: "… проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется только в некоторых людях по какому-либо специальному выбору, нет проблемы личности".[16] Человек, совершивший правонарушение, должен рассматриваться как личность, обладающая определенными позитивными и негативными признаками, качествами и свойствами. Не случайно ст. 9 УИК РФ перечисляя основные средства исправления осужденных, указывает, что эти средства должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения и отношения к труду. Таким образом, достижение цели уголовного наказания в виде лишения свободы невозможно без учета характерологических признаков личности осужденных, а также без учета отношения осужденных к режиму, труду, обучению.

Личность осужденного представляет собой сложное социальное явление, обладающее множеством признаков, свойств, характерных как для личности человека вообще, так и специфически присущих только для личности осужденного, поскольку "… человек как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые он вовлечен".[17] Поэтому процесс исправления осужденного будет тем успешнее, чем полнее и глубже воспитатели будут знать личность лица, лишенного свободы. При этом в основе изучения личности осужденного должны лежать принципы материалистической диалектики, в соответствии с которыми личность может быть правильно понята и изучена в комплексе ее социальных проявлений.[18] Рассмотрим социально-педагогическую характеристику лиц, которым был изменен вид исправительного учреждения в сторону уменьшения правоограничений.

Дисциплинированность переведенных лиц неразрывно связана с их возрастом. Исследования показывают, что наибольший процент лиц, переведенных из тюрьмы в ИУ, приходится на возрастную группу старше 30 лет. Возраст же лиц, переведенных из облегченных условий колоний особого режима в ИК строгого режима, по отбытию не менее половины срока наказания, составляет 40-45 лет.

Процентное содержание лиц, переведенных из исправительных учреждений общего и строгого видов режимов в колонии-поселения приходится на возрастную группу старше от 25 до 39 лет, составляет 88,8 %. Это объясняется, во-первых, обязательностью отбытия определенной части срока наказания, по истечении которой наступает возможность для лица быть переведенным в другое ИУ с меньшим объемом правоограничений, и, во-вторых, подтверждает общую тенденцию, которая состоит в том, что с увеличением возраста осужденные все более положительно ведут себя.[19] Добавим, что для многих осужденных стремление к улучшению своего правового положения (имеются ввиду лица более старшего возраста) обратно пропорционально зависит от возраста и вероятности в трудовом, бытовом, семейном и так далее, устройстве после его освобождения из мест лишения свободы. В этом плане наиболее благоприятные условия в реализации указанной возможности приходятся на колонии - поселения.

В исправлении осужденного позитивную роль играет семья, которая, как правило, является антикриминогенным фактором, не случайно лица, имеющие семью, лучше поддаются исправлению. Среди осужденных переведенных в порядке поощрения в другие ИУ выше доля лиц, имеющих семью, и ниже доля лиц, не имеющих семьи. Как показали исследования, наибольший удельный вес семейных лиц приходится на переведенных в колонии-поселения. Здесь определяющим моментом является возможность для поселенцев проживать совместно с семьями (ст. 128 УИК РФ). О положительном влиянии такого социального фактора, как семья на процесс исправления осужденного говорят и данные опроса сотрудников колонии - поселения и самих осужденных.

Учитывая позитивную роль семьи в воспитательном процессе осужденных, необходимо отметить, что за последние годы имеет место тенденция роста числа лиц, не имеющих семьи.

На процесс воспитания отрицательно влияет не только отсутствие семьи у осужденного, но и распад семей у лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Наименьшее число распадов семьи имеет место в колониях-поселениях.

Позитивное значение в повышении роли семьи в воспитательном процессе ИУ сыграло принятое в 1977 г. совместное указание Министерства юстиции СССР и Министерства внутренних дел СССР "О порядке регистрации брака с лицами, содержащимися в местах лишения свободы".

Одним из основных признаков личности осужденного, отражающих степень ее исправления, является отношение к труду. При проведении исследований были получены следующие результаты, касающиеся трудовой деятельности осужденных.

Как известно, трудовая деятельность осужденных в исправительных учреждениях зависит не только от личного желания и обязанности лица трудиться, но и от обеспеченности работой в местах лишения свободы. Неполная загруженность работой всего контингента вызывает не только нарушения трудовой дисциплины, но в целом отрицательно влияет на процесс исправления осужденных.

Следует отметить, в отношении лиц, переведенных из тюрьмы в ИУ, не только смягчается объем карательных элементов наказания, но и предоставляется каждому переведенному осужденному возможность трудиться (См. приложение 1, таблица №1).

Из показателей таблицы ясно прослеживается тенденция увеличения обеспеченности работой осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. И наоборот, очень низкий процент обеспеченности работой осужденных, отбывающих наказание на общем и строгом видах режимов.

Колонии-поселения имеют, как правило, лучшую производственную базу по сравнению с иными видами ИУ, здесь высок средний показатель выполнения осужденными норм выработки (См. Приложение 2, таблица №2).

Из указанных показателей выполнения норм выработки осужденными можно сделать вывод о том, что на значительно низком уровне находится производственная база учреждений общего вида режима. Отсутствие средств на поддержание устаревшего и приобретение нового оборудования, недостаточная обеспеченность работой, вызванная значительным уменьшением сырья, необходимого для нормальной производственной деятельности, ощутимо сказывается на производственных показателях данных учреждений, а, следовательно, и на процессе исправления осужденных.

В связи с рассмотрением вопроса об отношении осужденного к труду необходимо специально указать на факторы позитивного характера, которые присущи институту перевода лиц в ИУ с меньшим объемом правоограничений. Сравнительно высокие показатели отношения осужденных к труду находятся в прямой зависимости от предоставляемых выше указанным поощрительным институтом дополнительных прав. Возьмем в качестве примера материальный стимул их трудовой деятельности. Так, средний заработок осужденных для всех видов режима ИУ ниже среднего заработка лиц, отбывающих уголовное наказание в колониях-поселениях (См.: Приложение 3, таблица №3).

Возможность получения при переводе на облегченные условия содержания (особенно важно для лиц, переведенных из тюрьмы в ИУ) более высокие заработки, чем на прежнем виде режима, позволяет осужденному не только своевременно возмещать ущерб, нанесенный преступлением государству, но и укреплять семейные связи, оказывая материальную помощь семье, что также имеет значение для осужденного и после его освобождения из исправительного учреждения, то есть содействует социальной адаптации освобожденного после отбывания наказания в местах лишения свободы.

На трудовую деятельность лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, немаловажное значение оказывает профессиональная подготовка лица. Наличие у осужденного специальности не только позволяет квалифицированно использовать его труд на предприятиях ИУ, но и в большей степени способствует успешной адаптации лица после освобождения из мест лишения свободы.

Очевидно, что наличие профессиональной подготовки позволяет осужденным, переводимым в колонии-поселения, быстрее адаптироваться к условиям отбывания наказания, включиться в производственный процесс ИУ. Доля лиц, не имеющих специальности, оказалась самой высокой среди возрастной группы от 18 до 25 лет. Наибольший удельный вес этой группы осужденных приходится на лиц, переведенных из тюрьмы в ИУ. Это свидетельствует о том, что в тюрьмах слабо организована профессиональная подготовка осужденных, приобщение их к труду.

Среди лиц, содержащихся в колониях-поселениях, наименьший удельный вес осужденных, не имеющих профессии. Из всего числа осужденных, не имеющих специальностей - это лица в возрасте до 40 лет. Учитывая, что основной трудовой возраст до 40 лет, в ИУ профессиональная подготовка осужденных, и в первую очередь молодого возраста, приобретает актуальное значение.

В соответствии со ст. 108 УИК РФ и ведомственными нормативными актами[20] в местах лишения свободы организуется обязательное начальное профессиональное образования или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. В то же время наличие лиц без специальности в колониях говорит о том, что предписания законодательства не исполняются в обязательном порядке. Целесообразно было бы при определении степени исправления осужденного, переводимого в колонию-поселение, учитывать приобретение осужденным специальности в исправительном учреждении.

На трудовую деятельность осужденных определенное влияние оказывает уровень образования этих лиц. В литературе отмечается, что среди осужденных высока доля лиц с низким образовательным уровнем.[21] Единство учебно-воспитательного процесса определяется тем, что воспитательная и учебная работа с осужденными направлена на достижение одних и тех же целей. Кроме того, та и другая работа дополняют друг друга. Воспитательная работа, наряду с формированием нравственных качеств осужденных, прививает им потребность получения, как общего, так и профессионального образования. В свою очередь, учебная работа способствует закреплению в сознании осужденных таких способов разрешения жизненных проблем, которые не противоречат общественным интересам.[22]

Обязательным признаком уголовно-исполнительной характеристики осужденных является степень соблюдения режима в период отбывания наказания. Как известно, объективное определение и оценка результатов работы по исправлению осужденных, достигнутых в процессе исполнения наказания, с большей точностью возможны лишь в процессе жизни осужденного на свободе. Естественным фактом представляется высокая положительная оценка лиц, переведенных из колоний общего и строгого режима в колонию-поселение. Из всех содержащихся в таких колониях осужденных, третья часть получила позитивную оценку представителей администрации (37,9 %). Удовлетворительно зарекомендовавших себя в таких колониях насчитывается (28,2 %) осужденных, однако при этом довольно высок процент осужденных, характеризующихся отрицательно (23,6 %). Злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в таких колониях-поселениях насчитывается около (3,4 %).

Подобная негативная оценка ранее положительно характеризовавшихся осужденных может быть связана с тем, что в условиях относительной свободы человек начинает по-другому реагировать на требования режима содержания, чем в закрытых учреждениях. По справедливому замечанию В.И. Горобцова, таких осужденных целесообразно возвращать в закрытые учреждения, так как колонии-поселения для переведенных из колоний общего и строгого режима предназначены для содержания положительно характеризующихся осужденных[23].

Возможность реализации изменения вида исправительного учреждения в сторону значительного улучшения правового положения во многом определяется отношением осужденного к назначенному судом наказанию. "Отношение осужденного к совершенному преступлению является одним из наиболее важных показателей степени социально-нравственной деформации и социальной опасности его личности…".[24]

Около 30% осужденных, переведенных на льготные режимы содержания, признают вину и считают назначенное судом наказание справедливым. 60 % лиц также признают вину, однако, назначенное им наказание находят слишком суровым, и лишь 10% лиц, из числа переведенных на льготные виды режимов содержания, вину не признают. Самый высокий процент лиц, не признающих себя виновными, приходится на долю рецидивистов. Таким образом, основную массу осужденных, переведенных в ИУ с улучшенным видом режима, наказание не только воспитывает, но и имеет собственно стимулирующий характер, поскольку воспринимается лицами как соответствующее степени их вины.

Исследования, проведенные с целью выяснения уголовно-правовой характеристики осужденных, переведенных в ИУ в порядке уменьшения объема кары, показали, что наибольшее число лиц, содержащихся в колониях-поселениях (83,2%) осуждены за преступления против собственности. Среди лиц, переведенных из тюрьмы в исправительные колонии общего и строгого видов режима 50% осуждены за преступления против жизни и здоровья, в том числе за умышленные убийства. И лишь небольшая часть лиц, содержащихся на выше перечисленных видах режима, в том числе, в колониях-поселениях, приходится на осужденных за преступления против общественной безопасности и преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

Среди переведенных в колонию-поселение из исправительных колоний общего и строгого режимов лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, нет. Основную массу осужденных в таких колониях составляют лица, совершившие тяжкие преступления (83, 5 %). Более низкий показатель лиц, переведенных в колонии-поселения, совершивших преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления.

Среди переведенных в колонии-поселения из исправительных колоний имеется незначительное количество тех, кто совершил пенитенциарное преступление (около 8,5 %), большая же часть спецконтингента в колонии-поселении не совершала преступлений в период отбывания наказания. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, двумя причинами: во-первых, особенностями отбывания наказания в колониях-поселениях, а, во-вторых, некоторой стабилизацией обстановки в исправительных учреждениях, что позволяло и позволяет сотрудникам осуществлять более целенаправленную профилактическую и воспитательную работу с осужденными-поселенцами. В общей структуре преступности в колониях-поселениях значительную ее часть составляют побеги.

Так, в 2002 году из 175 преступлений, побеги составили 108, в 2003 из 134 – 56, в 2004 году из 296 преступлений побеги составили 172, в 2005 – из 341 – 187, в 2006 – из 502 – 274, в 2007 из колоний-поселений совершено 242 побега.

В связи с чем, проблема предупреждения побегов в колонии-поселении остается особенно значимой. Общественная опасность этих преступлений заключается не только в нарушении принципа неотвратимости наказания, но и в отрицательном влиянии на нормальное функционирование колоний-поселений.

На сегодняшний день характерной тенденцией является сокращение количества лиц, отбывающих наказания в колониях-поселениях для осужденных, переведенных в установленном порядке из ИК общего и строгого режима. Следует отметить, что из 88 учреждений, в которых содержится данная категория осужденных, 63 – это бывшие лесные колонии-поселения. Поскольку во многих из них лесосырьевая база уже выработана, то они частично подлежат ликвидации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: