Постоянно возрастающие требования к средствам обработки информации в экономике и социальной сфере стимулировали компьютеризацию процессов решения эвристических (неформализованных) задач типа «что будет, если», основанных на логике и опыте специалистов. Основная идея при этом заключается в переходе от строго формализованных алгоритмов, предписывающих, как решать задачу, к логическому программированию с указанием, что нужно решать на базе знании, накопленных специалистами предметных областей. Для решения задач подобного класса используются так называемые экспертные системы (ЭС).
Основу экспертных систем составляет база знаний, в которую закладывается информация о данной предметной области. Имеются две основные формы представления знаний в ЭС: факты и правила. Факты фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов. Правила
описывают соотношения между фактами, обычно в виде логических условий, связывающих причины и следствия.
Экспертные системы — это системы обработки знаний в узкоспециализированной области подготовки решений пользователей на уровне профессиональных экспертов.
Экспертные системы используются для таких целей как:
• интерпретация состояния систем;
• прогноз ситуаций в системах;
• диагностики состояния систем;
• целевое планирование;
устранение нарушений функционирования системы;
• управление процессом функционирования; и т. д.
В качестве средств компьютерной реализации экспертных систем используют так называемые оболочки экспертных систем. Примерами оболочек экспертных систем, применяемых в экономике, являются: Шэдл (Диалог), Expert-Ease и др. Сложность создания ЭС и поддержки их в актуальном состоянии порождает их высокую стоимость.
Справочно-правовые системы работают по принципу выбора информации по запросу. Запрос, в свою очередь, представляет собой совокупность поисковых признаков (дескрипторов),характеризующих искомый объект.
Сегодня на рынке предлагается более десятка видов автоматизированных справочно-поисковых систем законодательных актов, различающихся по тематике, количеству документов, содержащихся в базе данных, способом поиска информации и интерфейсом. Среди всех систем выделяют универсальные, содержащие нормативные акты по всем видам законодательства и специализированные по какой-либо одной отрасли права.
К системам универсального типа относятся "Консультант Плюс", "Гарант", "Эталон", "ЮСИС", "Кодекс", "Юрисконсульт", "ИНЭК", "1 С:Кодекс", "Референт".К системам специализированного типа можно отнести пакеты фирм "Инфосетъ", "Крокус Интернешнл", "Мастер Хелп".Разработчики универсальных пакетов предлагают и специализированные пакеты. Например, "Консультант Плюс" предлагает пакет "Консультант Бухгалтер", "Деловые бумаги", "Региональное законодательство" и другие.
Введение в раздел «Управление проектами»
3.1. Обоснование постановки курсовой работы “Управление проектами”
Экскурс в теорию информационных технологий в экономику показал, что эффективное управление фирмой непосредственно связан с процессом поиска оптимальных управленческих решений во взаимосвязи с внешним окружением. Это требует применения в повседневной практике формализованных методов управления. Поэтому разрабатываются специальные программные приложения, реализующие эти методы. Одним из перспективных приложений является отмеченный ранее комплекс ERP-приложения Oracle, включающий управление проектами, управление производством, управление финансами и другие.
Системы управления проектами применяются для планирования и контроля исполнения работ. Они поддерживают организационную деятельность руководителей различных уровней.
Как было отмечено в теоретической части, в основе систем этого класса лежат алгоритмы сетевого планирования и расчета временных параметров проекта по методу критического пути. Они позволяют представить проект в виде сети, рассчитать ранние и поздние даты начала и окончания работ проекта и отобразить работы на временной оси в виде диаграммы Гантта, а также имеются возможности ресурсного и стоимостного планирования, контроля над ходом выполнения работ.