Изучение особенностей интеллектуального развития учащихся осуществлялось с помощью теста Д.Векслера. По материалам психологической диагностики при помощи данной методики в исследуемой группе детей, а так же мальчиков и девочек этой же группы, на втором году обучения, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:
- вербальный интеллектуальный показатель – 110;
- невербальный интеллектуальный показатель – 107;
- общий интеллектуальный показатель – 120.
Первой ступенью исследования было выявление полученных результатов по тесту интеллекта Векслера (детский вариант) по всей выборке исследуемых детей. То есть необходимо было узнать общее интеллектуальное развитие у учащихся начальных классов. Второй же ступенью исследования было определить особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек для успешной социально-психологической адаптации.
В приведенной ниже таблице представлены результаты первой ступени исследования, а именно особенности уровня интеллектуального развития всей выборки детей.
Таблица №1. Особенности уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов
| Название субтестов | Количество учащихся, % | ||
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
| Осведомленность | 14 | 70 | 16 |
| Понятливость | 2 | 50 | 48 |
| Арифметический | 13 | 55 | 32 |
| Сходство | 0 | 35 | 65 |
| Словарный | 40 | 51 | 9 |
| Повторение цифр | 0 | 92 | 8 |
| Недостающие детали | 22 | 71 | 7 |
| Последовательные картинки | 9 | 41 | 50 |
| Кубики Косса | 6 | 40 | 54 |
| Складывание фигур | 9 | 38 | 53 |
| Шифровка | 6 | 40 | 54 |
В ходе проведения исследования было выявлено значительное число детей с высоким уровнем развития логического мышления («Сходство», «Последовательные картинки»), образного и пространственного мышления («Кубики Косса», «Складывание фигур»), распределения внимания («Шифровка»), практичности («Понятливость») и низким уровнем речевого развития («Словарный»).
Замедление речевого развития, малый объём словарного запаса детей, вероятно, является общей тенденцией, характерной для нашего времени, в связи с редким чтением литературы и частыми просмотрами видео продукции. Качественный анализ результатов выполнения заданий субтеста «Словарный» показал, что только 30% детей пытались дать определение через род и видовое отличие 1-2 понятиям из 18-21, которые им были в той или иной степени знакомы. Во всех остальных случаях имели место определения по употреблению («гвоздь – его забивают в стену») и объяснение лексического значения слова через пример («неприятность – это вот когда тебя ударили и тебе неприятно», «смелый – значит не боится волков и медведей»). Следует также отметить снижение степени актуальности некоторых вопросов вербальной части методики. Например, на вопрос, где продают сахар, многие дети отвечают: «На рынке, везде». При этом правильным ответом считается, что в продовольственном магазине, гастрономе.
Вторая ступень исследования заключалось в том, что нужно было сравнить две выборки детей (мальчиков и девочек) и с помощью критерия Стьюдента, определить наиболее значимые различия по средним показателям в данном исследовании.
Таблица № 2. Особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек
| Название субтестов | Среднее значение, баллы и стандартная ошибка | Значение t-критерия Стьюдента | |
| девочки | мальчики | ||
| 1.Осведомленность | 10,7 ±0,59 | 12,05 0,54 | 1,7 |
| 2.Понятливость | 12,59 ±0,61 | 14,55± 0,43 | 2,65, p < 0,01 |
| 3.Арифметический | 11,86 ±0,47 | 13,21± 0,36 | 2,98, р< 0,01 |
| 4.Сходство | 14,78 ±0,37 | 15,16 ±0,31 | 0,78 |
| 5.Словарный | 9,97± 0,69 | 10,42 ±0,53 | 0,51 |
| 6.Повторение цифр | 9,89± 0,38 | 9,25 ±0,26 | 1,38 |
| 7.Недостающие детали | 9,97± 0,53 | 10,91 ±0,37 | 1,45 |
| 8.Последовательные картинки | 11,27± 0,63 | 11,41 ±0,46 | 0,18 |
| 9.Кубики Косса | 12,89± 0,47 | 13,96± 0,47 | 1,61 |
| 10.Скадывание фигур | 10,03± 0,48 | 10,61± 0,42 | 0,9 |
| 11.Шифровка | 13,14 ± 0,53 | 11,60 ±0,38 | 2,38, р <0,05 |
| Вербальный интеллект | 11,64 ±0,34 | 12,38±0,3 | 1,63 |
| Невербальный интеллект | 11,45 ±0,28 | 11,66 ±0,29 | 0,53 |
| Общий интеллект | 11,19 ±0,41 | 12,07± 0,29 | 1,78 |
В данной выше таблице с помощью t-критерия Стьюдента была произведена проверка равенства средних значений в двух выборках детей: мальчиков и девочек. В результате этого, были обнаружены наиболее значимые показатели в различии уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек (субтест «Понятливость» - 2,65, при p < 0,01, субтест «Арифметический» - 2,98, при р< 0,01 и субтест «Шифровка» - 2,38, при р<0,05).
Отсюда можно сделать следующее заключение: на этапе начального школьного обучения гендерные различия в уровне интеллектуального развития учащихся заключаются в том, что мальчики практичнее, чем девочки. Они лучше разбираются в происходящих событиях и более способны к принятию самостоятельных решений (субтест «Понятливость»). Кроме того, у них лучше развито математическое мышление. Мальчики быстрее и правильнее выявляют связи между данными и находят решение арифметических задач (субтест «Арифметический»). Однако значения показателя распределения зрительного внимания у девочек существенно превышают таковые у мальчиков (субтест «Шифровка»).
Таким образом, характерной чертой современных младших школьников является высокий уровень развития умения выполнять такие логические операции, как установление закономерностей и обобщение, а также образного и пространственного мышления, повышенная практичность, но в тоже время малый объем словарного запаса и слабое развитие связной речи. Гендерные различия в развитии интеллектуальных способностей заключается в том, что мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.






