Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей

Изучение особенностей интеллектуального развития учащихся осуществлялось с помощью теста Д.Векслера. По материалам психологической диагностики при помощи данной методики в исследуемой группе детей, а так же мальчиков и девочек этой же группы, на втором году обучения, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:

- вербальный интеллектуальный показатель – 110;

- невербальный интеллектуальный показатель – 107;

- общий интеллектуальный показатель – 120.

Первой ступенью исследования было выявление полученных результатов по тесту интеллекта Векслера (детский вариант) по всей выборке исследуемых детей. То есть необходимо было узнать общее интеллектуальное развитие у учащихся начальных классов. Второй же ступенью исследования было определить особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек для успешной социально-психологической адаптации.

В приведенной ниже таблице представлены результаты первой ступени исследования, а именно особенности уровня интеллектуального развития всей выборки детей.


Таблица №1. Особенности уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов

Название субтестов

Количество учащихся, %

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Осведомленность 14 70 16
Понятливость 2 50 48
Арифметический 13 55 32
Сходство 0 35 65
Словарный 40 51 9
Повторение цифр 0 92 8
Недостающие детали 22 71 7
Последовательные картинки 9 41 50
Кубики Косса 6 40 54
Складывание фигур 9 38 53
Шифровка 6 40 54

 

В ходе проведения исследования было выявлено значительное число детей с высоким уровнем развития логического мышления («Сходство», «Последовательные картинки»), образного и пространственного мышления («Кубики Косса», «Складывание фигур»), распределения внимания («Шифровка»), практичности («Понятливость») и низким уровнем речевого развития («Словарный»).

Замедление речевого развития, малый объём словарного запаса детей, вероятно, является общей тенденцией, характерной для нашего времени, в связи с редким чтением литературы и частыми просмотрами видео продукции. Качественный анализ результатов выполнения заданий субтеста «Словарный» показал, что только 30% детей пытались дать определение через род и видовое отличие 1-2 понятиям из 18-21, которые им были в той или иной степени знакомы. Во всех остальных случаях имели место определения по употреблению («гвоздь – его забивают в стену») и объяснение лексического значения слова через пример («неприятность – это вот когда тебя ударили и тебе неприятно», «смелый – значит не боится волков и медведей»). Следует также отметить снижение степени актуальности некоторых вопросов вербальной части методики. Например, на вопрос, где продают сахар, многие дети отвечают: «На рынке, везде». При этом правильным ответом считается, что в продовольственном магазине, гастрономе.

Вторая ступень исследования заключалось в том, что нужно было сравнить две выборки детей (мальчиков и девочек) и с помощью критерия Стьюдента, определить наиболее значимые различия по средним показателям в данном исследовании.

 

Таблица № 2. Особенности уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек

Название субтестов

Среднее значение, баллы и стандартная ошибка

Значение t-критерия Стьюдента

девочки мальчики
1.Осведомленность 10,7 ±0,59 12,05 0,54 1,7
2.Понятливость 12,59 ±0,61 14,55± 0,43 2,65, p < 0,01
3.Арифметический 11,86 ±0,47 13,21± 0,36 2,98, р< 0,01
4.Сходство 14,78 ±0,37 15,16 ±0,31 0,78
5.Словарный 9,97± 0,69 10,42 ±0,53 0,51
6.Повторение цифр 9,89± 0,38 9,25 ±0,26 1,38
7.Недостающие детали 9,97± 0,53 10,91 ±0,37 1,45
8.Последовательные картинки 11,27± 0,63 11,41 ±0,46 0,18
9.Кубики Косса 12,89± 0,47 13,96± 0,47 1,61
10.Скадывание фигур 10,03± 0,48 10,61± 0,42 0,9
11.Шифровка 13,14 ± 0,53 11,60 ±0,38 2,38, р <0,05
Вербальный интеллект 11,64 ±0,34 12,38±0,3 1,63
Невербальный интеллект 11,45 ±0,28 11,66 ±0,29 0,53
Общий интеллект 11,19 ±0,41 12,07± 0,29 1,78

 


В данной выше таблице с помощью t-критерия Стьюдента была произведена проверка равенства средних значений в двух выборках детей: мальчиков и девочек. В результате этого, были обнаружены наиболее значимые показатели в различии уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек (субтест «Понятливость» - 2,65, при p < 0,01, субтест «Арифметический» - 2,98, при р< 0,01 и субтест «Шифровка» - 2,38, при р<0,05).

Отсюда можно сделать следующее заключение: на этапе начального школьного обучения гендерные различия в уровне интеллектуального развития учащихся заключаются в том, что мальчики практичнее, чем девочки. Они лучше разбираются в происходящих событиях и более способны к принятию самостоятельных решений (субтест «Понятливость»). Кроме того, у них лучше развито математическое мышление. Мальчики быстрее и правильнее выявляют связи между данными и находят решение арифметических задач (субтест «Арифметический»). Однако значения показателя распределения зрительного внимания у девочек существенно превышают таковые у мальчиков (субтест «Шифровка»).

Таким образом, характерной чертой современных младших школьников является высокий уровень развития умения выполнять такие логические операции, как установление закономерностей и обобщение, а также образного и пространственного мышления, повышенная практичность, но в тоже время малый объем словарного запаса и слабое развитие связной речи. Гендерные различия в развитии интеллектуальных способностей заключается в том, что мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: