Методики решения проблем в области взаимодействия органов исполнительной власти и Службы Энергохозяйства

 

Ключевое значение в реформе принадлежит процессу идентификации и упразднения избыточных, нелегитимных и дублирующих функций, так как именно это первое препятствие для эффективного взаимодействия, потому что чем больше избыточных и дублирующих функций, тем больше людей их выполняет, и тем выше человеческий фактор и меньше эффективность взаимодействия.[2]

Проект будет реализован в три этапа:

1. Инвентаризация функций органов исполнительной власти и структурных подразделений, формирование Единого реестра полномочий и функций.

2. Проведение функционального анализа, выявление и определение к ликвидации избыточных, нелегитимных и дублирующих функций.

3. Переработка положений, оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений.

Некоторые структурные подразделения, где большинство функций окажется избыточными и дублирующими, могут быть ликвидированы.

Высвобождение избыточной численности госслужащих, занятого в органах исполнительной власти будет сопровождаться обязательным переобучением. Рисков нарушения правового пространства деятельности органов исполнительной власти практически не существует. В любой момент реализация проекта может быть приостановлена, откорректирована, но при этом целевые и стратегические установки административной реформы будут выполняться.

 

Цели проекта Причины возникновения проблемы Задачи проекта
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти;  2. Повышение качества государственного управления. Обнаружен ряд серьезных проблем в функционировании и системы управления. Урегулирование структурно – функциональных проблем может значительно повысить эффективность работы структурных подразделений и системы управления в целом, позволит повысить доверие населения к органам исполнительной власти. 1. Проведение инвентаризации и системного анализа всех функций органов исполнительной власти и структурных подразделений применительно к компетенции и полномочиям субъекта РФ; 2. Выявление и ликвидация избыточных, нелегитимных и дублирующих функций, разработка механизма предотвращения их появления; 3. Актуализация Положений органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии с требованиями Стандарта описания функций, разработанного ГУ-ВШЭ и рекомендованного к исполнению Минэкономразвития.

 

Проект по реализации мероприятий

I этап - Инвентаризация функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений

 

Наименование мероприятий Краткое описание мероприятий Срок реализации
  Заседание комиссии по проведению административной реформы Определение целей и задач анализа функций выполняемых ОИВ Июнь 2008 г.  
  Назначение лиц ответственных за проведение мероприятий административной реформы в органах исполнительной власти и за оформление паспортов функций Определение кандидатов и назначение на должности руководителями по анализу функций в каждом структурном подразделении Июнь 2008 г.
  Разработка формы реестра и паспорта функций Необходимо создать паспорт функции, осуществляемой субъектом РФ в соответствии с требованиями, заложенными в форме паспорте функции Минэкономразвития РФ Июнь 2008 г.
  Методическое совещание с руководителями структурных подразделений органов государственной власти о порядке реализации проекта и выполнения постановления Мэра Ознакомление руководителей структурных подразделений с целями и задачами проекта, порядком его реализации, объем необходимых работ, сроками их выполнения. Июнь 2008 г. Август 2008 г.
  Разработка алгоритма выявления избыточных и дублирующих функций государственных органов исполнительной власти. Необходимо выстроить подробный алгоритм конкретных последовательных действий для выявления избыточных и дублирующих функций Июнь 2008 г.
  Заполнение паспортов функций всеми органами исполнительной власти и структурными подразделениями Координация процесса заполнения паспортов функций в электронном виде и сбор информации на бумажном носителе Июль–декабрь 2008 г.
  Разработка и внедрение автоматизированной базы данных «Паспорт функции» Целью создания БД PF является автоматизация процесса экспертизы функций на избыточность, дублирование и нелегитимность. БД PF создаётся под платформу Access (Microsoft Office-2003). Июль-август 2008 г.
  Подготовка постановления Мэра области о формировании и ведении Единого реестра функций органов исполнительной власти Проект постановления предусматривает: 1) ведение Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти осуществляется на основании реестров функций органов исполнительной власти, структурных подразделений; 2) утверждение форм и правил, по которым ведутся Единый реестр полномочий и функций органов исполнительной власти, реестры функций органов исполнительной власти, структурных подразделений, паспорта функций; 3) закрепление за аналитическим центром функции уполномоченного органа по формированию, ведению Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти; 4) установление порядка внесения изменений в положение об органе исполнительной власти, структурном подразделении, в части осуществляемых функций; 5) рекомендации к содержанию положения об органе исполнительной власти, структурном подразделении; 6) стандарт описания функций органа исполнительной власти, структурного подразделения, который разработан Государственным университетом - Высшей школой экономики и рекомендован Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; 7) внесение изменений в положение об органе исполнительной власти, структурном подразделении, в части осуществляемых функций, в обязательном порядке согласовывается с аналитическим центром.   Ноябрь-декабрь 2008 г.
  Формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений, опубликование его на официальном Интернет-сайте В Реестр включаются все функции, которые прошли «паспортизацию» и реально выполняются в настоящее время органами исполнительной власти. Реестр формируется с указанием структурных подразделений, выполняющих данные функции. Ноябрь-декабрь 2008 г.
  Экспресс-опрос руководителей органов исполнительной власти по функциональному анализу Экспресс-опрос проводится с применением Интернет-технологий по эффективности инвентаризации функций, качества методического и нормативно-правового обеспечения работы по функциональному анализу положений органов исполнительной власти Ноябрь-декабрь 2008 г.
  Заседание комиссии по проведению административной реформы для подведения итогов первого этапа проекта и выработки рекомендаций на дальнейший период Подведение итогов первого этапа проекта. Выработка рекомендаций по доработке отдельных мероприятий первого этапа (при необходимости). Уточнение сроков, внесение корректив в план работы по проекту. Январь 2009г.

 

II этап - Проведение функционального анализа, выявление и

определение к ликвидации избыточных, нелегитимных и дублирующих функций

 

Наименование мероприятий Краткое описание мероприятий Срок реализации
Занесение в БД PF паспортов функций органов исполнительной власти и структурных подразделений Все данные, содержащиеся в паспортах функций, заносятся в базу данных для последующей автоматизированной обработки и горизонтального анализа Август-декабрь 2006 г.
Экспертиза реестров и паспортов функций, а так же положений структурных подразделений органов исполнительно власти Проведение заседаний (совещаний) экспертных групп по оценке разработанных паспортов и реестров с участием руководителей органов исполнительной власти. Ознакомление с заключениями и обсуждение рекомендаций, предлагаемых экспертами. Корректировка (в случае необходимости) реестра и паспортов функций.   Октябрь-декабрь 2006 г.
Горизонтальный функциональный анализ и подготовка аналитической записки руководству области Проводится анализ деятельности исполнительных органов власти на предмет оценки избыточности присутствия государства, а также взаимного дублирования деятельности органов, в отдельных сферах экономики, общества, частной жизни граждан. Проведение горизонтального функционального анализа призвано ответить на вопрос: «Должна ли данная (анализируемая) функция исполняться в принципе, без оценки качества и эффективности ее исполнения?».   Декабрь 2006 г.
Определение фактически неисполняемых, избыточных, дублирующих и нелегитимных функций Определение фактически неисполняемых, избыточных, дублирующих и нелегитимных функций производится руководителями органов исполнительной власти и экспертными группами на основании алгоритма и горизонтального анализа по каждой функции.   Октябрь-декабрь 2006 г.
Разработка рекомендаций по описанию функций и подготовке положений органов исполнительной власти на основе Стандарта описания функций Стандарт определяет единую форму описания функций органов исполнительной власти. Требования стандарта должны учитываться при создании положений и других документов, описывающих функции органов исполнительной власти. Стандарт состоит из двух разделов. Первый - «Правила описания функций» - содержит исчерпывающий набор допустимых при описании функций формулировок и порядок их применения. Второй — «Рекомендации по описанию функций» представляет собой описание типовых приемов, которые рекомендуется использовать при составлении положений.     Декабрь 2006 г.
Разработка Перечня государственных услуг, осуществляемых органами исполнительной власти и структурными подразделениями Проводится составление Перечня государственных услуг, в том числе - платных услуг (проведение экспертиз, исследований, обследований, выдача справок, согласований, информации и иных действий), предоставляемых органами исполнительной власти, структурными подразделениями и подведомственными им организациями (ГУ, ГУП) и необходимых для совершения указанными органами в отношении граждан и организаций указанных юридически значимых действий, по форме, разработанной Минэкономразвития РФ.     Январь-февраль 2007 г.
Подготовка Постановления Мэра области «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления госсуслуг» Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг устанавливает общие требования к разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти.     Январь-февраль 2007 г.
Актуализация положений структурных подразделений органов исполнительной власти области Обсуждение и доработка формулировок функций по каждому структурному подразделению. Утверждение новых положений с закреплением только тех функций, которые вытекают из полномочий субъекта РФ и соответствуют Стандарту описания функций, разработанному ГУ-ВШЭ и рекомендованному к исполнению Минэкономразвития РФ. Январь-май 2007 г.
Уточнение и актуализация Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти Согласно функциям, закрепленным за каждым структурным подразделением составляется реестр функций государственных органов исполнительной власти Ярославской области. Январь-май 2007 г.
Утверждение Единого реестра функций государственных органов исполнительной власти Подготовка постановления, согласование, подписание, рассылка в соответствующие подразделения Создание электронной библиотеки реестра функций, признанных необходимыми для оказания государственных услуг органами исполнительной власти Яро Февраль-март 2007 г.
Заседание комиссии по проведению административной реформы, для подведения итогов второго этапа проекта и выработки рекомендаций на дальнейший период Подведение итогов второго этапа проекта. Выработка рекомендаций по доработке отдельных мероприятий первого этапа (при необходимости). Обсуждение и конкретизация целей для реализации на завершающем этапе проекта. Уточнение сроков, внесение корректив в план работы по проекту. Июнь 2007 г.

 

III. Переработка положений, оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений

 

Наименование мероприятий Краткое описание мероприятий Срок реализации
Переработка положений органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии со Стандартом описания функций Обсуждение и доработка формулировок функций по каждому структурному подразделению. Утверждение новых положений с закреплением только тех функций, которые вытекают из полномочий субъекта РФ и соответствуют Стандарту описания функций, разработанному ГУ-ВШЭ и рекомендованному к исполнению Минэкономразвития РФ. Июнь-ноябрь 2007 г.
Исключение и ликвидация дублирующих, нелегитимных и избыточных функций органов исполнительной власти и структурных подразделений В ходе переработка положений органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений исключаются все фактически неисполняемые, избыточные, дублирующие и нелегитимные функции, определённые и согласованные экспертными группами в ходе II-го этапа проекта Июнь-ноябрь 2007 г.
Пилотное внедрение методики расчёта штатной численности органов исполнительной власти и структурных подразделений В отдельных структурных подразделениях вводится следующая процедура (последовательность действий) по определению штатной численности государственных служащих: 1. Формируется перечень основных полномочий/функций конкретного органа исполнительной власти. 2. Экспертным путем определяются средние трудозатраты на выполнение отдельных функций, сгруппированных в соответствии с пунктом 1. 3. Исходя из объема трудозатрат, определенных в соответствии с пунктом 2, рассчитывается штатная численность государственных служащих основных структурных подразделений органа исполнительной власти, образуемых для реализации соответствующих групп родственных функций, по специальной формуле. Июнь-ноябрь 2007 г.
Проведение вертикального функционального анализа и подготовка аналитической записки руководству области Решение о проведении вертикального функционального анализа, итогом которого выступают структурные изменения в органе и переход к более эффективным административным процессам, проводится через небольшой промежуток времени после проведения горизонтального анализа. Вертикальный функциональный анализ - это анализ деятельности исполнительных органов власти на предмет повышения операционной эффективности исполняемых ими функций. При проведении вертикального функционального анализа получают ответ на вопрос: «Каким образом возможно обеспечить повышение эффективности и качества исполнения функции без оценки ее целесообразности и допустимости в принципе?». Июль-сентябрь 2007 г.
Приведение структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии с полномочиями субъекта РФ Структура органов исполнительной власти приводится в соответствие с Единым реестром полномочий и функций субъекта. Июль-сентябрь 2007 г.
Разработка процедуры доказательства целесообразности новых мер государственного регулирования (при введении новых функций) При необходимости ввода в Единый реестр новых функций органов исполнительной власти Июль-сентябрь 2007 г.
Итоговое заседание комиссии по проведению административной реформы Подведение итогов проекта и оценка его результатов, выработка рекомендаций для других проектов, осуществляемых в рамках административной реформы. Декабрь 2007 г.

 

Результаты реализации проекта:

 

Содержание этапов Ожидаемые промежуточные и итоговые результаты реализации проекта
1. Инвентаризация функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений Заполнение паспортов функций всеми органами исполнительной власти и структурными подразделениями; Разработка и внедрение автоматизированной базы данных «Паспорт функции» (далее - БД PF); Уточнение полномочий субъекта РФ; Подготовка постановления Мэра области о формировании и ведении Единого реестра функций органов исполнительной власти; Формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений, опубликование его на официальном Интернет-сайте.
2. Проведение функционального анализа, выявление и определение к ликвидации избыточных, нелегитимных и дублирующих функций Разработка рекомендаций по описанию функций и подготовке положений органов исполнительной власти на основе Стандарта описания функций; Занесение в БД PF паспортов функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; Горизонтальный функциональный анализ и подготовка аналитической записки руководству области; Определение фактически неисполняемых, избыточных, дублирующих и нелегитимных функций; Разработка Перечня государственных услуг, осуществляемых органами исполнительной власти и и структурными подразделениями; Подготовка Постановления Мэра области «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления госуслуг»
3. Переработка положений, оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений Администрации области Переработка положений органов исполнительной власти и структурных подразделений соответствии со Стандартом описания функций; Исключение и ликвидация дублирующих, нелегитимных и избыточных функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; Пилотное внедрение методики расчёта штатной численности органов исполнительной власти; Приведение структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии с полномочиями субъекта РФ.

 

Риски реализации проекта

 

Наименование риска Анализ причин его возникновения Механизмы минимизации
Непонимание значения процедуры инвентаризации функций в рамках административной реформы

Эти организационные проблемы вызваны, в первую очередь, новизной и объёмом поставленной задачи.

Проведение дополнительных обучающих и консультационных мероприятий;

Разработка методических материалов;

Упрощение форм отчётности и форм документов;

Разработка глоссария основных понятий;

Разъяснения целей и задач процесса оптимизации функций;

Принятие административных мер воздействия.

Нежелание должностных лиц органов исполнительной власти заниматься инвентаризацией и оптимизацией функций
Не сформирован понятийный аппарат по вопросам оптимизации функций
Формализм при проведении функционального анализа
Трудоемкость заполнения паспортов и реестров функций
Боязнь государственных служащих за то, что сокращение функций приведёт к возможному сокращению штатной численности органов власти

 

Численность и должностной состав государственных служащих, включенных в реализацию проекта, и степень их загрузки:

- руководители структурных подразделений - 32 человека со степенью загрузки по проекту 20-25% рабочего времени в период с апреля по декабрь 2008 года и 10-15% рабочего времени в 2009 году;

- руководители по реализации данного проекта структурных подразделений из числа заместителей руководителей структур или председателей комитетов (отделов) – 32 человека со степенью загрузки по проекту 30% рабочего времени в период с мая по декабрь 2008 года и 20% рабочего времени в 2009 году;

- разработчики паспортов функций из числа руководителей среднего звена и специалистов структурных подразделений – 450 человек со степенью загрузки по проекту 40% рабочего времени в период с августа по октябрь 2008 года и 10% рабочего времени в период с октября по декабрь 2008 года;

Итого численность государственных служащих, привлеченных к реализации проекта, составит около 550 человек.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: