Ключевое значение в реформе принадлежит процессу идентификации и упразднения избыточных, нелегитимных и дублирующих функций, так как именно это первое препятствие для эффективного взаимодействия, потому что чем больше избыточных и дублирующих функций, тем больше людей их выполняет, и тем выше человеческий фактор и меньше эффективность взаимодействия.[2]
Проект будет реализован в три этапа:
1. Инвентаризация функций органов исполнительной власти и структурных подразделений, формирование Единого реестра полномочий и функций.
2. Проведение функционального анализа, выявление и определение к ликвидации избыточных, нелегитимных и дублирующих функций.
3. Переработка положений, оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений.
Некоторые структурные подразделения, где большинство функций окажется избыточными и дублирующими, могут быть ликвидированы.
Высвобождение избыточной численности госслужащих, занятого в органах исполнительной власти будет сопровождаться обязательным переобучением. Рисков нарушения правового пространства деятельности органов исполнительной власти практически не существует. В любой момент реализация проекта может быть приостановлена, откорректирована, но при этом целевые и стратегические установки административной реформы будут выполняться.
|
|
Цели проекта | Причины возникновения проблемы | Задачи проекта |
1. Оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти; 2. Повышение качества государственного управления. | Обнаружен ряд серьезных проблем в функционировании и системы управления. Урегулирование структурно – функциональных проблем может значительно повысить эффективность работы структурных подразделений и системы управления в целом, позволит повысить доверие населения к органам исполнительной власти. | 1. Проведение инвентаризации и системного анализа всех функций органов исполнительной власти и структурных подразделений применительно к компетенции и полномочиям субъекта РФ; 2. Выявление и ликвидация избыточных, нелегитимных и дублирующих функций, разработка механизма предотвращения их появления; 3. Актуализация Положений органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии с требованиями Стандарта описания функций, разработанного ГУ-ВШЭ и рекомендованного к исполнению Минэкономразвития. |
Проект по реализации мероприятий
I этап - Инвентаризация функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений
|
|
№ | Наименование мероприятий | Краткое описание мероприятий | Срок реализации |
Заседание комиссии по проведению административной реформы | Определение целей и задач анализа функций выполняемых ОИВ | Июнь 2008 г. | |
Назначение лиц ответственных за проведение мероприятий административной реформы в органах исполнительной власти и за оформление паспортов функций | Определение кандидатов и назначение на должности руководителями по анализу функций в каждом структурном подразделении | Июнь 2008 г. | |
Разработка формы реестра и паспорта функций | Необходимо создать паспорт функции, осуществляемой субъектом РФ в соответствии с требованиями, заложенными в форме паспорте функции Минэкономразвития РФ | Июнь 2008 г. | |
Методическое совещание с руководителями структурных подразделений органов государственной власти о порядке реализации проекта и выполнения постановления Мэра | Ознакомление руководителей структурных подразделений с целями и задачами проекта, порядком его реализации, объем необходимых работ, сроками их выполнения. | Июнь 2008 г. Август 2008 г. | |
Разработка алгоритма выявления избыточных и дублирующих функций государственных органов исполнительной власти. | Необходимо выстроить подробный алгоритм конкретных последовательных действий для выявления избыточных и дублирующих функций | Июнь 2008 г. | |
Заполнение паспортов функций всеми органами исполнительной власти и структурными подразделениями | Координация процесса заполнения паспортов функций в электронном виде и сбор информации на бумажном носителе | Июль–декабрь 2008 г. | |
Разработка и внедрение автоматизированной базы данных «Паспорт функции» | Целью создания БД PF является автоматизация процесса экспертизы функций на избыточность, дублирование и нелегитимность. БД PF создаётся под платформу Access (Microsoft Office-2003). | Июль-август 2008 г. | |
Подготовка постановления Мэра области о формировании и ведении Единого реестра функций органов исполнительной власти | Проект постановления предусматривает: 1) ведение Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти осуществляется на основании реестров функций органов исполнительной власти, структурных подразделений; 2) утверждение форм и правил, по которым ведутся Единый реестр полномочий и функций органов исполнительной власти, реестры функций органов исполнительной власти, структурных подразделений, паспорта функций; 3) закрепление за аналитическим центром функции уполномоченного органа по формированию, ведению Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти; 4) установление порядка внесения изменений в положение об органе исполнительной власти, структурном подразделении, в части осуществляемых функций; 5) рекомендации к содержанию положения об органе исполнительной власти, структурном подразделении; 6) стандарт описания функций органа исполнительной власти, структурного подразделения, который разработан Государственным университетом - Высшей школой экономики и рекомендован Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; 7) внесение изменений в положение об органе исполнительной власти, структурном подразделении, в части осуществляемых функций, в обязательном порядке согласовывается с аналитическим центром. | Ноябрь-декабрь 2008 г. | |
Формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений, опубликование его на официальном Интернет-сайте | В Реестр включаются все функции, которые прошли «паспортизацию» и реально выполняются в настоящее время органами исполнительной власти. Реестр формируется с указанием структурных подразделений, выполняющих данные функции. | Ноябрь-декабрь 2008 г. | |
Экспресс-опрос руководителей органов исполнительной власти по функциональному анализу | Экспресс-опрос проводится с применением Интернет-технологий по эффективности инвентаризации функций, качества методического и нормативно-правового обеспечения работы по функциональному анализу положений органов исполнительной власти | Ноябрь-декабрь 2008 г. | |
Заседание комиссии по проведению административной реформы для подведения итогов первого этапа проекта и выработки рекомендаций на дальнейший период | Подведение итогов первого этапа проекта. Выработка рекомендаций по доработке отдельных мероприятий первого этапа (при необходимости). Уточнение сроков, внесение корректив в план работы по проекту. | Январь 2009г. |
|
|
II этап - Проведение функционального анализа, выявление и
определение к ликвидации избыточных, нелегитимных и дублирующих функций
Наименование мероприятий | Краткое описание мероприятий | Срок реализации |
Занесение в БД PF паспортов функций органов исполнительной власти и структурных подразделений | Все данные, содержащиеся в паспортах функций, заносятся в базу данных для последующей автоматизированной обработки и горизонтального анализа | Август-декабрь 2006 г. |
Экспертиза реестров и паспортов функций, а так же положений структурных подразделений органов исполнительно власти | Проведение заседаний (совещаний) экспертных групп по оценке разработанных паспортов и реестров с участием руководителей органов исполнительной власти. Ознакомление с заключениями и обсуждение рекомендаций, предлагаемых экспертами. Корректировка (в случае необходимости) реестра и паспортов функций. | Октябрь-декабрь 2006 г. |
Горизонтальный функциональный анализ и подготовка аналитической записки руководству области | Проводится анализ деятельности исполнительных органов власти на предмет оценки избыточности присутствия государства, а также взаимного дублирования деятельности органов, в отдельных сферах экономики, общества, частной жизни граждан. Проведение горизонтального функционального анализа призвано ответить на вопрос: «Должна ли данная (анализируемая) функция исполняться в принципе, без оценки качества и эффективности ее исполнения?». | Декабрь 2006 г. |
Определение фактически неисполняемых, избыточных, дублирующих и нелегитимных функций | Определение фактически неисполняемых, избыточных, дублирующих и нелегитимных функций производится руководителями органов исполнительной власти и экспертными группами на основании алгоритма и горизонтального анализа по каждой функции. | Октябрь-декабрь 2006 г. |
Разработка рекомендаций по описанию функций и подготовке положений органов исполнительной власти на основе Стандарта описания функций | Стандарт определяет единую форму описания функций органов исполнительной власти. Требования стандарта должны учитываться при создании положений и других документов, описывающих функции органов исполнительной власти. Стандарт состоит из двух разделов. Первый - «Правила описания функций» - содержит исчерпывающий набор допустимых при описании функций формулировок и порядок их применения. Второй — «Рекомендации по описанию функций» представляет собой описание типовых приемов, которые рекомендуется использовать при составлении положений. | Декабрь 2006 г. |
Разработка Перечня государственных услуг, осуществляемых органами исполнительной власти и структурными подразделениями | Проводится составление Перечня государственных услуг, в том числе - платных услуг (проведение экспертиз, исследований, обследований, выдача справок, согласований, информации и иных действий), предоставляемых органами исполнительной власти, структурными подразделениями и подведомственными им организациями (ГУ, ГУП) и необходимых для совершения указанными органами в отношении граждан и организаций указанных юридически значимых действий, по форме, разработанной Минэкономразвития РФ. | Январь-февраль 2007 г. |
Подготовка Постановления Мэра области «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления госсуслуг» | Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг устанавливает общие требования к разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти. | Январь-февраль 2007 г. |
Актуализация положений структурных подразделений органов исполнительной власти области | Обсуждение и доработка формулировок функций по каждому структурному подразделению. Утверждение новых положений с закреплением только тех функций, которые вытекают из полномочий субъекта РФ и соответствуют Стандарту описания функций, разработанному ГУ-ВШЭ и рекомендованному к исполнению Минэкономразвития РФ. | Январь-май 2007 г. |
Уточнение и актуализация Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти | Согласно функциям, закрепленным за каждым структурным подразделением составляется реестр функций государственных органов исполнительной власти Ярославской области. | Январь-май 2007 г. |
Утверждение Единого реестра функций государственных органов исполнительной власти | Подготовка постановления, согласование, подписание, рассылка в соответствующие подразделения Создание электронной библиотеки реестра функций, признанных необходимыми для оказания государственных услуг органами исполнительной власти Яро | Февраль-март 2007 г. |
Заседание комиссии по проведению административной реформы, для подведения итогов второго этапа проекта и выработки рекомендаций на дальнейший период | Подведение итогов второго этапа проекта. Выработка рекомендаций по доработке отдельных мероприятий первого этапа (при необходимости). Обсуждение и конкретизация целей для реализации на завершающем этапе проекта. Уточнение сроков, внесение корректив в план работы по проекту. | Июнь 2007 г. |
|
|
III. Переработка положений, оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений
Наименование мероприятий | Краткое описание мероприятий | Срок реализации |
Переработка положений органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии со Стандартом описания функций | Обсуждение и доработка формулировок функций по каждому структурному подразделению. Утверждение новых положений с закреплением только тех функций, которые вытекают из полномочий субъекта РФ и соответствуют Стандарту описания функций, разработанному ГУ-ВШЭ и рекомендованному к исполнению Минэкономразвития РФ. | Июнь-ноябрь 2007 г. |
Исключение и ликвидация дублирующих, нелегитимных и избыточных функций органов исполнительной власти и структурных подразделений | В ходе переработка положений органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений исключаются все фактически неисполняемые, избыточные, дублирующие и нелегитимные функции, определённые и согласованные экспертными группами в ходе II-го этапа проекта | Июнь-ноябрь 2007 г. |
Пилотное внедрение методики расчёта штатной численности органов исполнительной власти и структурных подразделений | В отдельных структурных подразделениях вводится следующая процедура (последовательность действий) по определению штатной численности государственных служащих: 1. Формируется перечень основных полномочий/функций конкретного органа исполнительной власти. 2. Экспертным путем определяются средние трудозатраты на выполнение отдельных функций, сгруппированных в соответствии с пунктом 1. 3. Исходя из объема трудозатрат, определенных в соответствии с пунктом 2, рассчитывается штатная численность государственных служащих основных структурных подразделений органа исполнительной власти, образуемых для реализации соответствующих групп родственных функций, по специальной формуле. | Июнь-ноябрь 2007 г. |
Проведение вертикального функционального анализа и подготовка аналитической записки руководству области | Решение о проведении вертикального функционального анализа, итогом которого выступают структурные изменения в органе и переход к более эффективным административным процессам, проводится через небольшой промежуток времени после проведения горизонтального анализа. Вертикальный функциональный анализ - это анализ деятельности исполнительных органов власти на предмет повышения операционной эффективности исполняемых ими функций. При проведении вертикального функционального анализа получают ответ на вопрос: «Каким образом возможно обеспечить повышение эффективности и качества исполнения функции без оценки ее целесообразности и допустимости в принципе?». | Июль-сентябрь 2007 г. |
Приведение структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии с полномочиями субъекта РФ | Структура органов исполнительной власти приводится в соответствие с Единым реестром полномочий и функций субъекта. | Июль-сентябрь 2007 г. |
Разработка процедуры доказательства целесообразности новых мер государственного регулирования (при введении новых функций) | При необходимости ввода в Единый реестр новых функций органов исполнительной власти | Июль-сентябрь 2007 г. |
Итоговое заседание комиссии по проведению административной реформы | Подведение итогов проекта и оценка его результатов, выработка рекомендаций для других проектов, осуществляемых в рамках административной реформы. | Декабрь 2007 г. |
Результаты реализации проекта:
Содержание этапов | Ожидаемые промежуточные и итоговые результаты реализации проекта |
1. Инвентаризация функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений | Заполнение паспортов функций всеми органами исполнительной власти и структурными подразделениями; Разработка и внедрение автоматизированной базы данных «Паспорт функции» (далее - БД PF); Уточнение полномочий субъекта РФ; Подготовка постановления Мэра области о формировании и ведении Единого реестра функций органов исполнительной власти; Формирование Единого реестра полномочий и функций органов исполнительной власти и структурных подразделений, опубликование его на официальном Интернет-сайте. |
2. Проведение функционального анализа, выявление и определение к ликвидации избыточных, нелегитимных и дублирующих функций | Разработка рекомендаций по описанию функций и подготовке положений органов исполнительной власти на основе Стандарта описания функций; Занесение в БД PF паспортов функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; Горизонтальный функциональный анализ и подготовка аналитической записки руководству области; Определение фактически неисполняемых, избыточных, дублирующих и нелегитимных функций; Разработка Перечня государственных услуг, осуществляемых органами исполнительной власти и и структурными подразделениями; Подготовка Постановления Мэра области «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления госуслуг» |
3. Переработка положений, оптимизация функций и структуры органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений Администрации области | Переработка положений органов исполнительной власти и структурных подразделений соответствии со Стандартом описания функций; Исключение и ликвидация дублирующих, нелегитимных и избыточных функций органов исполнительной власти и структурных подразделений; Пилотное внедрение методики расчёта штатной численности органов исполнительной власти; Приведение структуры органов исполнительной власти и структурных подразделений в соответствии с полномочиями субъекта РФ. |
Риски реализации проекта
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Механизмы минимизации |
Непонимание значения процедуры инвентаризации функций в рамках административной реформы | Эти организационные проблемы вызваны, в первую очередь, новизной и объёмом поставленной задачи. | Проведение дополнительных обучающих и консультационных мероприятий; Разработка методических материалов; Упрощение форм отчётности и форм документов; Разработка глоссария основных понятий; Разъяснения целей и задач процесса оптимизации функций; Принятие административных мер воздействия. |
Нежелание должностных лиц органов исполнительной власти заниматься инвентаризацией и оптимизацией функций | ||
Не сформирован понятийный аппарат по вопросам оптимизации функций | ||
Формализм при проведении функционального анализа | ||
Трудоемкость заполнения паспортов и реестров функций | ||
Боязнь государственных служащих за то, что сокращение функций приведёт к возможному сокращению штатной численности органов власти |
Численность и должностной состав государственных служащих, включенных в реализацию проекта, и степень их загрузки:
- руководители структурных подразделений - 32 человека со степенью загрузки по проекту 20-25% рабочего времени в период с апреля по декабрь 2008 года и 10-15% рабочего времени в 2009 году;
- руководители по реализации данного проекта структурных подразделений из числа заместителей руководителей структур или председателей комитетов (отделов) – 32 человека со степенью загрузки по проекту 30% рабочего времени в период с мая по декабрь 2008 года и 20% рабочего времени в 2009 году;
- разработчики паспортов функций из числа руководителей среднего звена и специалистов структурных подразделений – 450 человек со степенью загрузки по проекту 40% рабочего времени в период с августа по октябрь 2008 года и 10% рабочего времени в период с октября по декабрь 2008 года;
Итого численность государственных служащих, привлеченных к реализации проекта, составит около 550 человек.