Характеристика деятельности государственного унитарного предприятия города Москвы “Мосгортранс” и его филиала Службы энергохозяйства

 

В 2008 году Службе энергохозяйства исполнилось 110 лет. Когда в июле 1898 года в Москве было принято решение о пуске “ в виде опыта “ электрического трамвая. Была произведена электрификация сразу трех линий конных железных дорог:

- Долгоруковской (от Статной площади по улице Малая Дмитровка и далее до Бутырской заставы);

- Петровской (от Тверской заставы до Петровского дворца);

- Бутырской (от Бутырской заставы по улицам Верхняя и Нижняя Масловка до Петровского парка).

В это же время на Башиловке была построена первая преобразовательная подстанция городского транспорта. Подстанция преобразовывала переменный трехфазный ток напряжением 2000 В в постоянный ток напряжением 600 В. 25 марта (6 апреля) 1899 года в Москве был пущен первый электрический трамвай по улицам Верхняя и Нижняя Масловка до Петровского парка. Протяженность всей линии была около 5 км. Новый вид транспорта сразу доказал свою экономическую эффективность – в 2,17 раза выросли доходы от перевозки пассажиров в 1899/1900 финансовом году.

7 марта 1900 года Московская городская дума приняло решение: “Городские железные дороги в Москве должны составлять особое городское предприятие, и их устройство и эксплуатация должны производиться с самого начала за счет и мерами городского управления”. И конно – железные дороги были переименованы в Московские городские железные дороги – МГЖД. Такое имя носил московский трамвай вплоть до 30х годов 20 столетия. В 1901 – 1907 годах в дополнение к имевшейся линии были открыты линии первой очереди: Марьина Роща – Сухарева башня, Бажедомка Тверская застава, Страстной монастырь – Тверская застава и другие. Этот период характеризуется централизацией всей системы электроснабжения и оборудованием подстанций на базе умформеров иностранных фирм. Большое значение придавалось строительству инфраструктуры трамвая: Центральной электрической станции тяговых подстанций, зданий трамвайных парков и вагоноремонтных мастерских, кабельных линий и трамвайных путей. К уже работающей тяговой подстанции № 1- “Краснопрудной” - добавилась еще одна - № 2 “Миусская”. В 1907 году было построено еще 5 подстанций. Летом 1909 года трамвайная линия появилась на Красной площади, она проходила рядом с кремлевскими стенами. В 1911 году были запущены в работу подстанция еще две подстанции.

Бурное развитие инфраструктуры московского трамвая остановила Первая мировая война. Именно в эти годы московский электротранспорт был впервые использован для вспомогательных нужд армии. Несмотря на все сложности в 1914 в Москве открыли движение трамвая по новой линии через Новосспаский мост и Динамовскую линию, а в июле 1915 года по линии от Крестьянской заставы по Крутицкому и Симоновскомувалам до Симановской слободы. Во время Февральской революции трамвайное движение прекратилось. Происшедшие в 1917 году две революции и последующие события привели к спаду, трамвай вступал в новую фазу вместе со всей страной: он вступал в гражданскую войну и хозяйственную разруху. Охватившая страну гражданская война наложила свой отпечаток на работу московского трамвая, а значит и энергохозяйства. Из - за отсутствия топлива для электроподстанций пассажирские перевозки были не регулярны и перемежались с такими экзотическими формами использования трамвая, как, например агитационный поезд. Бездействовало 70% моторных и 90% прицепных вагонов, главная причина их техническое состояние. На критическое положение системы московского электротранспорта реагирует В.И. Ленин. В апреле 1921 года трамвай обслуживает 9 регулярных маршрутов города, а в 1922 году уже работали 13 маршрутов, причем трамвай стал выходить на линию и в ночное время. Это означало одно – московский трамвай жив и превращается в главный пассажирский транспорт столицы. В 1923 году состоялся пуск трамвая по новой линии до села Останкино. В 1925 году пущены еще 4 линии трамвая: Измайловская, Ленинская, Владимировская и Даниловская.

Осенью 1928 года проведены работы по повышению мощности на “ Мещанской”, “Лубянской”, “ Краснопрудной” и “Сокольнической” подстанциях. В августе 1929 года введена в действие “Октябрьская” тяговая подстанция № 10.В 1932 году введены в эксплуатацию сразу 6 подстанций. В связи с ростом города и увеличением потребности в пассажирских перевозках 15 ноября 1933 года на улицах Москвы появляется новый вид транспорта на электрической тяге – троллейбус. В этот период с 1933 – 1937 годы вводятся в строй 7 подстанций. Для улучшения координации всей системы наземного общественного транспорта столицы создается Транспортное управление, в состав которого входят: Мострамвайтрест, Мостроллейбус, Мосавтобус и Мосэлектротранс, ведавший строительством и эксплуатации объектов энергохозяйства. В 1940 году началось строительство еще трех подстанций, но с началом войны они были законсервированы. В годы войны электротранспорт превратился в основной вид городского транспорта, так как почти все автобусы были реквизированы для военных целей. Так же часть подвижного состава была переоборудована в грузовой. Была проведена светомаскировка зданий подстанций. Ни на один день не останавливалась работа электротранспорта в годы войны, даже в критические дни обороны Москвы. Перевозка осуществлялась с 6 до 22 часов. Работники энергохозяйства продолжали выполнять свои функции 24 часа в сутки, обеспечивая электроэнергией ночные рейсы грузовых поездов и специальные трамваи, перевозившие ремонтные бригады. С завершением войны перед московским электротранспортом, а значит перед энергохозяйством встала задача восстановления, расширения сети тяговых подстанций и производственной базы. Новый пятилетний план на 1946 – 1950 годы предусматривал строительство 80 км новых трамвайных линий. В 1949 году сдана в эксплуатацию тяговая подстанция № 31 “Стадионная”.

Период с 1951 по 1962 год представляет собой четвертый этап развития электроснабжения. Были построена 7 подстанций. В конце 1955 года действовали 41 подстанция 15 из них были автоматизированные. В течение 1959 года было запущено еще 5 подстанций, кроме того этот год считается годом массового внедрения автоматики дальнего управления подстанциями. С этого года ведется отсчет времени районных диспетчерских пунктов. Уже к концу 1960 года трамвай и троллейбус обслуживали 53 подстанции. В период с 1965 по 1967 год в эксплуатацию были приняты еще 8 подстанций.

70 – 80 года 20 века характеризуется массовым строительством типовых одноагрегатных подстанций децентрализованной системы электроснабжения контактной сети. За данный период количество подстанций возросло с 79 до 156. Число тяговых подстанций в 1990 – 1991 годах увеличилось с 156 до 184. Все подстанции управлялись с районных диспетчерских пунктов. Сейчас в Москве функционирует единая система наземного городского пассажирского транспорта. С его помощью осуществляется около 47 % объема всех перевозок в пределах столичного мегаполиса. Из них 36-40 %- приходится на электротранспорт (трамвай, троллейбус), как наиболее экономически эффективный, экологически чистый и доступный для всех слоев населения.

- трамвайный парк – 861 единица, который ежедневно перевозит – 1,8 млн. пассажиров обслуживает – 38 городских маршрутов;

- троллейбусный парк – 1571 единица, который ежедневно перевозит – 2,7 млн. пассажиров обслуживает– 86 городских маршрутов.

Электроснабжение электротранспорта:

электротяговые подстанции – 187 штук; контактная сеть трамваев, троллейбусов – 3038,7 км; опоры контактной сети – 29632 штуки;кабельная сеть 1960 км;питающие контактную сеть от подстанций (600 В) – 1350,9 км питающие собственные нужды (400 В) – 8,09 км. Структура энергохозяйства: 10 районных участков электротяговых подстанций; 7 районных участков контактной сети; 3 районных участка кабельной сети; единый диспетчерский пункт.

Государственная компания «Мосгортранс», образованная в 1958 году, обслуживает жителей и гостей столицы России, имеет опыт осуществления всех видов перевозок, ремонта подвижного состава, проектирования и строительства объектов пассажирского транспорта, подготовки кадров.

Государственное унитарное предприятие города Москвы “Мосгортранс” создано в соответствии с распоряжением вице – мэра Москвы от 30.04.92 № 225 –РВМ. Полное фирменное наименование – Государственное унитарное предприятие города Москвы “Мосгортранс”. Официальное сокращенное наименование – ГУП “Мосгортранс”. Учредителем предприятия является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы. Предприятие находится в ведомстве подчинения Департамента транспорта и связи города Москвы. Предприятие является юридическим, имеете обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные банковские счета. Осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными актами РФ и города Москвы, а так же на основании Устава Предприятия. Предприятие является коммерческой организацией и несет ответственность за результаты своей производственно – хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества – городом Москвой, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Все имущество предприятия находится в государственной собственности города Москвы, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Отношения с государственными органами и другими организациями и гражданами строятся во всех сферах хозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров, соглашений и контрактов.

Единоличным исполнительным органом предприятия является генеральный директор, который назначается на должность и освобождается распорядительным документом Правительства Москвы или по его поручению приказом Департамента транспорта и связи города Москвы.

Место нахождения предприятия: 115035, Москва, Раушская набережная, дом 22/21,стр.1. Почтовый адрес предприятия: 115035, Москва, Раушская набережная, дом 22/21стр.1. Предприятие имеет филиалы. В 53 филиалах ГУП ”Мосгортранса” работает почти 40 000 человек. Производственная база позволяет в полной мере решать вопросы качественного технического обслуживания и ремонта в масштабах каждого отдельно взятого филиала.

Главные цели деятельности предприятия: удовлетворение потребностей города Москвы в пассажирских перевозках транспортом общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай) и получение прибыли в соответствии с городским заказом.

Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

- предприятие обеспечивает выполнение городского заказа на оказание услуг по перевозке пассажиров, исходя из потребностей населения города в пассажирских перевозках, определяет оптимальный объем транспортных услуг, его финансовое обеспечение, ведет расчеты с филиалами за объем выполненной транспортной работы, осуществляет сбор доходов путем координации работы своих филиалов по организации сбора доходов и контроля за правильностью оплаты проезда.

- заключает с уполномоченным органом Правительства Москвы договор (контракт) городского заказа на организацию перевозок пассажиров наземным пассажирским транспортом (автобус, троллейбус, трамвай). Осуществляет перевозку пассажиров на маршрутах городского пассажирского транспорта и на маршрутах, организованных на коммерческой основе. Осуществляет деятельность по перевозки пассажиров на пригородных, междугородних, туристических маршрутах. Организует работу терминалов, автовокзалов и автостанций для перевозки пассажиров в пригородном, междугороднем и международном сообщения.

-организует работу наземного городского пассажирского транспорта

- изучает и прогнозирует потребность населения в перевозках наземным пассажирским транспортом.

- определяет схемы движения маршрутов наземного городского пассажирского транспорта, организует открытие новых и изменение действующих маршрутов, определяет место расположения остановочных пунктов и их наименование.

Проводит закрепление маршрутов за филиалами, непосредственно осуществляющими перевозку пассажиров.

- определяет режим работы и размеры движения на маршрутах с учетом взаимодействия различных видов наземного городского пассажирского транспорта, мощностью пассажиропотока, пропускной способности магистралей, транспортных узлов и скоростных внеуличных видов транспорта, метрополитен, железная дорога.

-обеспечивает диспетчерское управление движением наземного городского пассажирского транспорта, контроль за процессом перевозок, осуществляет организацию перевозок пассажиров при сбойных ситуациях на метрополитене, железной дороге. разрабатывает предложения по корректировки существующих схем транспортного обслуживания территориальных округов и муниципальных районов, в том числе в связи с вводом в эксплуатацию новых линий внеуличных видов транспорта, транспортных развязок и магистралей.

- осуществляет выделение транспортных средств для перевозок по заказам юридических и физических лиц.

- разрабатывает и внедряет: правила технической эксплуатации подвижного состава, хранения и противопожарной безопасности, правила организации пассажирских перевозок на городском пассажирском транспорте и другую документацию, связанную с эксплуатацией городского пассажирского транспорта. оформляет в установленном порядке распорядительную документации (приказы, указания) по организации движения на маршрутах, списанию, продаже, передаче и простановке на учет в ГИБДД подвижного состава организует и координирует работу по созданию, внедрению различных типов АСУ на городском пассажирском транспорте

-на основе городского заказа разрабатывает и доводит до филиалов задания (программу).

-информирует население о работе городского пассажирского транспорта

- организует разработку и осуществление комплексные целевые программы развития отрасли, научно-исследовательских работ, развития и внедрения технического и технологического переоснащения филиалов, организует работу по испытанию и внедрению новых моделей подвижного состава пассажирского транспорта, организует работу по экологическим вопросам и метрологии.

-обеспечивает исполнение требований единой государственной политики в области организации и безопасности пассажирских перевозок.

Все компоненты материально-технической деятельности предприятия, необходимые организационные мероприятия указаны в Уставе Предприятия (Приложение № 2).

 На долю электрифицированного транспорта приходится 36-40% от общего объема пассажирских перевозок города Москвы. Поэтому рассмотрены некоторые положительные аспекты использования электрифицированного наземного пассажирского транспорта. Во всем мире электротранспорт считается экологически чистым, поэтому его использование способствует улучшению экологической ситуации в городе Москве за счет уменьшения уровня вредных выбросов. Увеличение доли пассажирский перевозок электротранспортом так же и способствует поддержанию благоприятной социально-экономической ситуации за счет сдерживания роста тарифов на проезд (стоимость эксплуатации электротранспорта ниже аналогов работающих на моторном топливе.), что делает электротранспорт более доступным для разных слоев населения. Использование нового поколения энергосберегающего технологического оборудования способствует дополнительной экономии на 10-12% от потребляемой электроэнергии, что в свою очередь приводит к улучшение ситуации с энергообеспечением общегородских нужд. А обеспечением электротранспорта электроэнергией в необходимом количестве и занимается Служба энергохозяйства, которая является одним из филиалов ГУП “Мосгортранса”. Служба энергохозяйства филиал Государственного унитарного предприятия города Москвы “Мосгортранс”, является его обособленным подразделением и выполняет часть производственных и коммерческих функций ГУП “Мосгортранс”. Филиал создан на основании приказа ГУП “Мосгортранса” по согласованию Департамента имущества города Москвы. В своей деятельности руководствуется Положением о Службе энергохозяйства филиале Государственного унитарного предприятия города Москвы “Мосгортранс”, Уставом ГУП “Мосгортранс”, законодадельством РФ и города Москвы, приказами и указаниями ГУП “Мосгортранс”. Наименование филиала: Служба энергохозяйства филиал ГУП “Мосгортранса”. Почтовый адрес филиала: 107140, Москва, ул. Краснопрудная, д. 16, стр.1. Филиал осуществляет финансово- хозяйственную деятельность от имени и по поручению ГУП “Мосгортранс”.

Филиал не является юридическим лицом, выступает в гражданском обороте от имени и по поручению ГУП “ Мосгортранс”. Руководитель филиала действует на основании доверенности, выдаваемой Генеральным директором ГУП “ Мосгортранс”. Полномочия прямо не закрепленные за филиалом Положением или доверенностью могут осуществлятся на основании приказа по ГУП “ Мосгортранс” и специальной доверенности, выданной ГУП “ Мосгортранс”. Филиал пользуется закрепленным за ним имуществом, принадлежащим ГУП “Мосгортранс” на праве хозяйственного ведения, и имеет отдельный бухгалтерский баланс, который входит в сводный баланс ГУП “Мосгортранс”. Филиал пользуется расчетными и текущими счетами, которые открываются ГУП “Мосгортранс” в учреждениях банков, через которые филиал совершает расчетные, безналичные и кассовые операции. Филиал имеет печать со своим наименованием, штампы и бланки.

Управление осуществляет Директор, назначаемый на должность Генеральным директором ГУП “Мосгортранс”. Директор осуществляет оперативное управление и руководство деятельностью филиала, несет персональную ответственность за соблюдение требований законодательства, Устава ГУП “Мосгортранс”, Положения о филиале, обеспечивает эксплуатацию зданий и сооружений, транспортных средств, оборудования и спецмеханизмов, противопожарную безопасность, безопасность перевозок и организует работу по охране труда, окружающей среды, соблюдению правил техники безопасности и правил технической эксплуатации. Директор несет ответственность за руководство и производственно-коммерческую деятельность филиала, его хозяйственно- финансовое положение, защиту государственной тайны и охрану коммерческой тайны ГУП “Мосгортранс”.

Филиал содержится за счет средств, выделенных ГУП “Мосгортранс” по плану эксплуатационных расходов, которые утверждаются Генеральным директором ГУП “Мосгортранс”, а также доходов полученных от выполнения работ и услуг в рамках подсобно-вспомогательной и других видов хозяйственной деятельности. За ним закрепляются основные средства, оборотные активы, иные материальные ценности и финансовые ресурсы для организации его производственно – хозяйственной деятельности. Всю свою производственно-хозяйственную деятельность и все свои финансовые операции совершает в пределах закрепленного имущества и средств. Предельный размер сделок, полномочия, на совершения которых предоставлены филиалу, определяется действующим законодательством и доверенностью. Реализация продукции, выполнение работ и оказание услуг производится в порядке, определяемом действующим законодательством РФ и города Москвы:

- на работы и услуги для филиалов ГУП “Мосгортранс”- по согласованию с ГУП “Мосгортранс”;

- на прочие виды работ и услуг по договорным и коммерческим ценам, устанавливаемым Директором филиала самостоятельно, исходя из рыночной конъюнктуры или по ценам, утвержденным ГУП “Мосгортранс”.

Производственная деятельность филиала планируется и учитывается в составе ГУП “Мосгортранс”. Хозяйственный год филиала совпадает с хозяйственным годом составе ГУП “Мосгортранс”.

Филиал имеет определенные права и обязанности.

Филиал обязан: Осуществлять деятельность в соответствии с законодательством РФ, законодательством города Москва, Уставом ГУП “Мосгортранс”, Положением о филиале, приказами и указаниями ГУП “Мосгортранс”. Обеспечивать выполнение производственных, экономических и финансовых заданий, утвержденных ГУП “Мосгортранс”. Обеспечивать выполнение согласованной с ГУП “Мосгортранс” единой учетной, инвестиционной, кадровой, технической, информационной политики. Обеспечивать сохранность и рациональное использование имущества, закрепленного за ним. Выполнять обязанности обособленного подразделения ГУП “Мосгортранс” по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренных действующим законодательством. Принимать все меры для охраны коммерческой тайны. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется Генеральным директором ГУП “Мосгортранс. Осуществлять мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников, осуществление мер социальной защиты работников и нести ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный работникам. Выполнять государственные мероприятия по военно-мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующем законодательством РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства города Москвы, приказами и указаниями ГУП “Мосгортранс. Выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством, приказами и указаниями ГУП “Мосгортранс”.

Филиал имеет право: Заключать от имени ГУП “Мосгортранс” договоры, связанные с основной деятельностью филиала, с другими субъектами гражданского оборота в пределах предоставляемых полномочий. По согласованию с ГУП “Мосгортранс” сдавать в аренду закрепленное за филиалом имущество в порядке, установленном законодательством города Москвы. Приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов и других источников. Требовать от ГУП “Мосгортранс” предоставления всей информации и данных, необходимых для выполнения своих функций и обязанностей. Пользоваться товарными знаками ГУП “Мосгортранс”. Организовывать в случае производственной необходимости цеха, хозрасчетные участки и структурные подразделения. Самостоятельно определять потребность в работниках, численность, профессиональный и квалифицированный уровень, в пределах нормативов, установленных ГУП “Мосгортранс”. Содержать запас материальных ресурсов для обеспечения стабильной работы филиала в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами.

Имущество, закрепленное за филиалом, находится в государственной собственности города Москвы, принадлежит ГУП “Мосгортранс” на праве хозяйственного ведения и используется филиалом для обеспечения деятельности. Все имущество филиала закрепляется на его отдельном балансе и находится одновременно на самостоятельном балансе ГУП “Мосгортранс”. Источниками формирования имущества филиала в том числе и финансовых ресурсов являются:

- имущество, закрепленное за филиалом;   выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- денежные и материальные поступления на покрытие затрат;

- иные источники не запрещенные действующим законодательством.

Филиал не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в наем, отчуждать, закрепленное за ним имущество без разрешения ГУП “Мосгортранс”. Имущество приобретенное филиалом, поступает в хозяйственное ведение ГУП “Мосгортранс”.

Филиал разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение руководства ГУП “Мосгортранс” проект плана по основным производственно-финансовым показателям, составленный с учетом заданий ГУП “Мосгортранс”. На основании утвержденных руководством ГУП “Мосгортранс” плановых показателей филиал самостоятельно разрабатывает и утверждает производственно- финансовые планы по видам деятельности. Филиал обязан строго соблюдать планово- финансовую дисциплину, полностью выполнять договорные обязательства. Доходы филиала направляются на возмещение затрат, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью филиала, согласно плана на отчетный период.

Филиал учитывает результаты своей деятельности, ведет оперативный, бухгалтерский, налоговый и статистический учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Филиал предоставляет в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность только в ГУП “Мосгортранс”.

Основная цель деятельности филиала это надежное обеспечение электротранспорта электроэнергией в потребном количестве. Электрифицированный транспорт Москвы движется, используя контактные сети, контактные провода, протянутые по улицам города видны всем, достаточно поднять голову, но откуда на них появляется напряжение? А напряжение на них подается с мало приметных тяговых подстанций, которые расположены по всему городу, там, где есть электрический транспорт.

Поэтому основная задача деятельности Службы энергохозяйства филиала ГУП “Мосгортранса” это обеспечение полного технического цикла по электроснабжению подвижного состава трамвая и троллейбуса – преобразование и передача электроэнергии к подвижному составу посредством сетевых устройств, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов. Данная задача предполагает поддержание в исправном состоянии контактных и кабельных сетей, а так же эксплуатацию тяговых подстанций, подающих на контактные сети напряжение. К числу задач филиала также можно отнести:

- централизация управления, т.е. контроль всех подстанций из единого диспетчерского центра (сейчас на центральный диспетчерский пункт переведено 106 подстанций);

- повышение надежности электроснабжения,

- исполнение финансовых планов и заданий,

- получение прибыли.

 Для решения поставленных задач филиалом выполняются следующие планы и нормативы:

- планы ревизий и ремонтов оборудования электротяговых подстанций, контактных и кабельных сетей;

- план внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий и научной организации труда;

- заданный коэффициент исправности оборудования;

- счета расходов и фонд заработной платы в установленном размере;

- нормативы расходов материалов и оборудования.

 Исходя из задач Служба энергохозяйства филиал ГУП “Мосгортранса осуществляет следующие виды деятельности:

- осуществляет монтаж и эксплуатацию оборудования электротяговых подстанций, контактных и кабельных сетей, контрольные испытания и измерения электротехнических параметров оборудования и сооружений, наладка и проверка схем релейных защит и автоматики;

- проводит работы по устранению возможных повреждений сетей и оборудования в системах электроснабжения;

- выполняет аварийно – восстановительные работы при повреждении контактных и кабельных сетей, оборудование электротяговых подстанций;

- эксплуатацию зданий и сооружений и коммуникаций, а также работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, оборудования, зданий и сооружений;

- эксплуатацию и ремонт электросетей и электрооборудования;

- материально-техническое обеспечение хозяйственной деятельности;

-эксплуатацию и ремонт систем и оборудования теплоснабжения и водоснабжения;

- разработку и проведение мероприятий по повышению производительности труда, повышению культуры производства;

- проведение работ по обеспечению противопожарной безопасности и охраны труда;

- регистрация в органах ГИБДД транспортных средств, закрепленных за филиалом;

- организует проведение военно-мобилизационных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- защита государственной тайны, одно из основных видов деятельности филиала;

- выполнение услуг в области рекламы в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативно – правовыми актами Правительства Москвы;

- проведение обязательного страхования гражданской ответственности владельцам транспортных средств;

- осуществляет другие разрешенные законодательством и соответствующие Уставу ГУП “Мосгортранс”, виды деятельности.

Функциональная значимость предприятия заключается в том что основная функция транспорта - доставкой граждан от мест проживания к местам приложения труда. ГУП "Мосгортранс" основной оператор системы наземного городского пассажирского транспорта, объединяющей автобус, троллейбус и трамвай и крупнейшее в мире предприятие по перевозке пассажиров наземным транспортом. Подвижной состав "Мосгортранс" выполняет более 47% от общего объема пассажироперевозок, осуществляемых в городе общественным транспортом, перевозит около 4,2 миллиардов пассажиров в год. В настоящее время ГУП "Мосгортранс" обслуживает свыше 530 автобусных, 85 троллейбусных и 38 трамвайных маршрутов, на которых в "час пик" работает почти 5,8 тысяч единиц подвижного состава. Суммарная протяженность транспортной сети составляет более 2 тысяч километров. Автобусами, троллейбусами и трамваями осуществляется за сутки свыше 100 тыс. производственных рейсов и перевозится более 4,2 миллионов пассажиров. Специалисты ГУП "Мосгортранс" уделяют большое внимание обеспечению стабильных перевозок пассажиров и стремятся к увеличению средней скорости передвижения автобусов, троллейбусов и трамваев по городу. На сегодняшний день, наиболее перспективными являются следующие скоростные системы наземного городского пассажирского транспорта - скоростной трамвай и скоростные автобусные и троллейбусные системы на базе организации специальных транспортных коридоров для приоритетного движения общественного транспорта на городской дорожно-уличной сети.

Социальная значимость деятельности предприятия заключается в следующем:

- развитие транспорта способствует развитию инфраструктуры города в целом, так как сейчас уровень пассажирских перевозок является одним из международно признанных индикаторов развития региона в целом;

- ГУП "Мосгортранс" проводит целенаправленную постоянную работу с целью обеспечить город безопасным, комфортабельным, надежным, удобным, подвижным составом, что включает в себя выполнение основных требований к подвижному составу городского транспорта: низкий уровень пола, создание условий для перевозки малоподвижных групп граждан;

- кроме того, предприятие является источником рабочих мест, около 40 000 человек трудится на предприятии. Предприятие выступает в роли субъекта социальной защиты: все трудовые отношения регулируются трудовым договором согласно Трудовому кодексу РФ; предприятие обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; осуществляет обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

Так же кроме социальной и функциональной значимости деятельности предприятия хочется сказать и об экологическом аспекте деятельности предприятия. Общественный транспорт обладает наименьшим потреблением природных ресурсов на перевозку одного пассажира (является наиболее экологически чистым: даже автобус на одного пассажира потребляет в 25 раз меньше топлива, чем автомобиль), что способствует снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Оснащение транспорта системами автоматического пожаротушения, наличие навигационных систем и систем бортовой диагностики, оборудование салона современными информационными средствами, наличие устройств для обеспечения работы систем автоматизированного сбора проездной платы, - экологическая безопасность автобусного транспорта. Использование электрифицированного транспорта способствует улучшению экологической ситуации в городе Москве за счет уменьшения уровня вредных выбросов от подвижного состава, работающего на моторном топливе (на долю электротранспорта приходится 36-40 % от общего объема пассажироперевозок). Использование новых специализированных автомобилей, характеристики которых соответствуют экологическому классу Евро – 3 и выше для производства аварийных работ. Все эти аспекты в свою очередь способствуют созданию более комфортной экологической обстановке города Москва.

Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение цели организацию. В любой организационной структуре существуют связи подчинения, они бывают линейными и функциональными. Организационная структура отражает цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды.

Рассмотрена организационная структура Службы энергохозяйства филиала ГУП “Мосгортранс” (Приложение № 3). Организационная структура является линейно – функциональной. Этот вид организационной структуры обусловлен тем, что линейно-функциональной структура, в которой компания разделена на несколько независимых структурных линейных подразделений, каждое из которых выполняет свои определенные функции. Такое разделение четко просматривается в организационной структуре Службы энергохозяйства. Идет разделение на линейные структурные подразделения, которые выполняют определенные функции, например отдел маркетинга, экономический отдел, отдел снабжения, отдел кадров, производственно-технический отдел, отдел охраны труда и тд. Данные структурные подразделения подчиняются линейным руководителям, которые в свою очередь подчиняются только директору Службы энергохозяйства. Разделение полномочий данных линейных руководителей также осуществляется в зависимости от определенных функций, например, заместитель директора по экономическим и коммерческим вопросам, заместитель директора по оперативной работе, заместитель директора по контактным сетям и тд. Линeйнo-фyнкциoнaльнaя cтpyктypa oбecпeчивaeт paздeлeниe общей структуры на два элемента: на линейные звенья, призванные командовать и функциональные подразделения. Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем разветвленной ее функциональный аппарат. Описание всех элементов организационной структуры Службы энергохозяйства.

Директор Службы энергохозяйства: осуществляет управление филиалом на основании доверенности от Генерального директора ГУП “Мосгортранс”. Осуществляет оперативное управление текущей деятельности, распоряжается имуществом и денежными средствами, закрепленными за филиалом, определяет систему оплаты труда, устанавливает конкретные оклады и тарифные ставки в соответствии с утвержденными ГУП “Мосгортранс” схемами должностных окладов и размерами тарифных ставок, устанавливает режим рабочего времени, времени отдыха, правил внутреннего трудового распорядка и тд. По согдасованию с ГУП “Мосгортранс” директор назначает заместителей директора и главного бухгалтера.

Главный бухгалтер: осуществляет бухгалтерский и налоговый учет филиала, подчиняется непосредственно директору Службы энергохозяйства, по вопросам методологии бухгалтерского и налогового учета – главному бухгалтеру ГУП “Мосгортранс”.

Отдел кадров: занимается учетом рабочего времени на предприятии, составлением графиком отпусков, приемом на работу и увольнением работников, заключением и расторжением договоров, учетом текучести кадров.

Юридический отдел: отвечает за вопросы юридического характера.

Советник директора: консультирует директора по вопросам производственного характера.

Главный инженер выполняет ряд функций:

-контроль за содержанием электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацией в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок;

-организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;

-организация обучения, инструктирование, проверка знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;

-организация безопасного проведения всех работ в электроустановках;

-обеспечение современного и качественного выполнения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний;

-организация проведения расчетов потребления электроэнергии;

-контроль своевременного проведения испытаний средств защиты, пожаротушения и инструмента;

-обеспечение установленного порядка допуска в эксплуатацию нового оборудования;

-организация оперативного обслуживания электроустановок и ликвидация аварийных ситуаций;

-обеспечение соответствия схем электроснабжения с фактическим;

-пересмотр инструкций;

-контроль замеров показателей качества энергии;

-повышение квалификации персонала;

-контроль правильности допуска персоналом строительных организаций.

Заместитель главного инженера

-частично исполняет обязанности главного инженера во время его отсутствия.

Главному инженеру подчиняются следующие функциональные подразделения: Производственно-технический отдел: разработка и ведение необходимой документации по организации эксплуатации электроустановок, составление и изменение однолинейных схем тяговых подстанций, расчет токоуставок линейных выключателей, прием сотрудников сторонних организаций для выдачи им разрешений на проведения раскопок и ремонтных работ.

Отдел охраны труда и техники безопасности: обеспечение и контроль за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности на предприятии, соблюдение норм пожарной безопасности; вводный инструктаж по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности при приеме новых сотрудников; участвует в проведении ежегодных экзаменов по проверки знаний; контроль за соблюдением санитарных норм на предприятии; обеспечение работников филиала защитными средствами и средствами индивидуальной защиты; выезд на места аварий и составление актов нарушения правил техники безопасности и технической эксплуатации электроустановок.

Электро-инспекционный отдел: учет электроэнергии, используемой на предприятии, составляет отчеты для Мосэнерго.

Участок технического надзора: ведет учет повреждений на контактной сети.

Штаб ГО и ЧС: мероприятия по военно-мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Административно-хозяйственный отдел: решение всех хозяйственных вопросов и организация перевозок.

Отдел обеспечения эксплуатации имущественного комплекса: организует технические мероприятия по обеспечению и проведению правовых взаимоотношений с БТИ, администативно-технической инспекцией и прочими организациями, осуществляет хозяйственное ведение зданий и сооружений.

Заместитель директора по электротяговым подстанциям: проверка и контроль за работой тяговых подстанций, своевременное и качественное выполнение капитальных и профилактических работ оборудования, дает распоряжение на пуск оборудования в эксплуатацию после кап ремонта и внедрение в эксплуатацию нового оборудования. Ему подчиняется:десять эксплуатационных районов подстанций: осмотр и профилактический ремонт оборудования, запись показаний электросчетчиков, следят за состоянием производственных помещений. Цех ремонта оборудования: замена электрооборудования подстанций и его капитальный ремонт, замена электропроводки и ремонт освещения.

 Заместитель директора по контактным сетям: контроль за состоянием контактных сетей города, координация работы персонала, находящегося в его подчинении. Ему подчиняются: ремонтный персонал семи районов контактных сетей: профилактические и аварийные ремонты контактных сетей, замена оборудования контактной сети.

Заместитель директора по кабельным сетям: контроль за состоянием кабельных сетей города, координация работы персонала, находящегося в его подчинении. Ремонтный персонал трех районов кабельных сетей: ремонтные и профилактические работы кабельных сетей, следит за состоянием питающих кабелей напряжением 600 вольт. Район испытаний и измерений производит испытания питающих высоковольтных кабелей, положительных и отрицательных кабелей напряжением 600 вольт.Район по борьбе с электрокоррозией: обслуживание отрицательных кабелей напряжением 600 вольт, производит учет нагрузки этих кабелей, проводит антикоррозийные работы.

Заместитель директора по оперативной работе осуществляет контроль за деятельностью: энергодиспетчерского отдела; отдела диспетчеризации управления электротяговыми подстанциями; оперативно-ремонтного района; отдела информационных технологий; лаборатории автоматики, телемеханики и связи; электроизмерительной лаборатории; химической лаборатории.

Энергодиспетчерский отдел: контроль за работой контактно-кабельных сетей предприятия; связь с диспетчерами Мосэнерго для получения разрешения на отключение оборудования подстанций для проведения профилактических и ремонтных работ; выдача распоряжений для отключения оборудовании и снятия напряжения на контактной сети оперативно-ремонтному персоналу тяговых подстанций или дежурным операторам; выдача распоряжений ремонтным бригадам для проведения ремонтных и профилактических работ на контактной и кабельной сети.

Отдел диспетчеризации управления электротяговыми подстанциями: осуществляет оперативное управление оборудованием подстанций, осуществляет координацию действий оперативно- ремонтного персонала электротяговых подстанций.

Лаборатория автоматики и телемеханики: обслуживание линий связи, ремонт и обслуживание схем вторичной коммутации; перевод управления подстанций с районных диспетчерских пунктов на центральный диспетчерский пункт.

Электроизмерительная лаборатория: испытание защитных средств, установка и испытание реле защит.

Химическая лаборатория: проводит испытания масла, предназначенного для маслонаполненного оборудования.

Отдел информационных технологий: обслуживание компьютеров и оргтехники.

Заместитель директора по экономическим вопросам контролирует экономическую деятельность филиала. Ему подчиняются следующие отделы:

Экономический отдел: анализ хозяйственной деятельности предприятия; производит калькуляцию себестоимости и затрат; расчет среднесписочной численности работников.

Отдел маркетинга: работа по организации отношений с другими организациями.

Отдел снабжения: обеспечение сотрудников организации необходимыми предметами индивидуального и общественного пользования, решение хозяйственных вопросов филиала.

Цех ремонта зданий и сооружений: осуществление ремонта помещений электротяговых подстанций.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ: быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим; рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом; единство и четкость распорядительства; оперативное принятие и выполнение решений; личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности; профессиональное решение задач специалистами функциональных подразделений; ocвoбoждeниe линeйныx рукoвoдитeлeй от peшeния мнoгиx вoпpocoв, cвязaнныx c плaниpoвaниeм финaнcoвыx pacчeтoв, мaтepиaльнo-тexничecким oбecпeчeниeм и др.; пocтpoeниe связей «рукoвoдитeль - пoдчинeнный» по иepapxичecкoй лecтницe, при кoтopыx каждый paбoтник пoдчинeн тoлькo oднoмy pyкoвoдитeлю. У данной организационной структуры есть и ряд недостатков: дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности из - за того, что разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100%;недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями приводит к медленное принятию важных управленческих решений; недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями приводит к нежеланию руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения; слабое высшее руководство могут привести к разногласия между линейными и функциональными службами; возникновению внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства; различие, а иногда взаимоисключаемость целей, может привести к конфликтам разных подразделений.

Величина численности персонала на 1 января 2009 года (как и среднесписочная) составила 620 человек, из них: пенсионеры – 141 человек; специалисты (инженеры) – 79 человек; руководители (мастера) – 162 человек; электромонтеры – 304 человек; учащихся – 28 человек; иногородних – 5 человек; мужчин - 342 человек; женщин - 278 человек. Величина средней заработной платы по предприятию составляет 25276 рублей.

Весь персонал предприятия делится на три категории: электротехнический и неэлектротехнический и электротехнологический. Электротехнический персонал подразделяется на следующие категории:

-административно-технический персонал: руководители специалисты, на которых возложены обязанности по организации оперативного и технического обслуживания, проведение ремонтных, монтажных и наладочных работ.

-оперативный: осуществляет оперативное управление и обслуживание электрических установок (осмотр, переключение, подготовка рабочего места, допуск, надзор).

-оперативно-ремонтный

ремонтный персонал, специально обученный для оперативного обслуживания в закрепленных за них электроустановках.

- ремонтный обеспечивает техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытания электрического оборудования

Всем категориям персонала предъявляются определенные требования: наличие вводного и целевого инструктажа по охране труда; проверка знаний и норм по охране труда; профессиональная подготовка, соответствующая характеру работы, при отсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены; обязательная проверка состояния здоровья работников как до приема его на работу, так и периодическая в порядке, предусмотренном Минздравом РФ.

У всех категорий персонала есть обязанности, которые они должны выполнять: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровья людей, сохранности имущества работодателя. Работники принимаемые для выполнения работ в электроустановках должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы.

При отсутствии профессиональной подготовки работники должны быть обучены.

Профессиональная подготовка персонала, повышение его квалификации, проверка знаний и инструктажи проводятся в соответствие с требованиями государственных и отраслевых правовых актов по организации охраны труда и безопасной работе персонала. Проверка состояния здоровья работников проводится до приема на работу, а так же периодически в порядке, предусмотренном приказом министерство здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: