Исторические формы «государства»

 

Первые государства зародились ещё в VIII-VII веке до н.э. Самое первое появилось в Древнем Египте. Все государства того времени были рабовладельческими. Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII — VI вв. до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но, будучи неимущими, так же, как и рабы эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстаниехСпартакахвxIxв,хдоxн. x э

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики; идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления, и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права. ……Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: децентрализованной феодальной раздробленности; усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.). ……На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций.

Россия была феодальным государством с древних времён до 1861 года, когда сеньоро-вассальные отношения регулировались крепостным правом.

Но вскоре и феодализму пришёл конец. Начали всерьёз задумываться о создании сверхидеального государства, в котором главное место будет занимать человек. Его назвали социалистическим. Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о государстве диктатуры пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Широкий демократизм пролетарского государства основан на системе Советской власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными (законодательными) функциями осуществляют и функции исполнительные. Иначе говоря, т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений. ……Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти, ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства. ……. Политический переворот октября 1917 года положил начало переходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССР боролись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм.

На протяжении всего существования государства оно характеризовалось разнообразными формами и способами существовании. В одни времена государство существовало для человека, а в другие - человек для государства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: