Для более глубокого изучения подросткового суицида и парасуицида, определения его причин и факторной обусловленности, нами было проведено прикладное социологическое исследование на базе общеобразовательного учреждения. Проблемным полем данного исследования выступил высокий уровень суицидов, нехватка информации о причинах и мотивах суицидального поведения среди подростков, пропаганда суицида некоторыми молодёжными субкультурами. Исследование имело целью выяснить основные причины суицидального поведения, его уровень, установить зависимость между принадлежностью к определенной субкультуре и уровнем парасуицида, а также исследовать уровень осведомлённости подростков о местах получения психологической помощи.
Объектом данного исследования являются подростки, учащиеся общеобразовательного учреждения, 14-16 лет. Форма опроса – анкетный (анкета приведена в Приложении 3). Выборка состоит из 50 человек, учащихся 9 и 10 класса гимназии №22.
Анкета содержит закрытые (№ 1,2,4,6,7,8,9,10,12,13,14, 15, 16, 17, 18, 19,20,21,23, 24,25,26) и полузакрытые (№ 3,5,11,22) вопросы, ответы типа «да - нет», ответы – меню, так как тема индивидуально-психологического состояния довольно личная и подростки неохотно хотят делиться своими личными переживаниями, выбирать из предложенных вариантов проще.
На основании полученных нами ответов, проведём анализ.
Утвердительные ответы на вопросы номер 6,7,8,9,11,12,15,16,17,18,29,21,24,35 говорят о наличии высокого риска суицида, суицидальном поведении подростка. Ответы на эти вопросы возьмём за критерии суицидальности.
В таблице рассмотрим соотношение и уровень выраженности суицидального поведения опрашиваемых.
Критерии | Кол-во опрашиваемых | Процент от общего числа | Значимость |
14 | 2 | 4 | Очень высокая степень суицидального риска, наличие попыток суицида, парасуицида. Необходима разносторонняя помощь |
13 | 1 | 2 | Очень высокая степень суицидального риска, наличие попыток суицида, парасуицида. Необходима разносторонняя помощь |
12 | 3 | 6 | Высокая степень суицидального поведения, наличие риска суицида, Необходима разносторонняя помощь |
11 | 3 | 6 | Высокая степень выраженности суицидального поведения. Необходима профилактическая работа |
10 | 4 | 8 | Присутствует лёгкая степень выраженности суицидального поведения, в форме суицидальных мыслей, намёков, намерений. Необходимо налаживание контакта с референтной группой |
9 | 6 | 12 | Присутствует суицидальное поведение. Необходимы профилактические меры и помощь психолога в разрешении проблем и конфликтов |
8 | 4 | 8 | Лёгкая степень суицидального поведения. Профилактические меры. |
7 | 3 | 6 | Присутствует депрессия, пессимизм. Проблемы решатся при общении со значимыми людьми |
6 | 5 | 10 | Состояние небольшого стресса и периодической подавленности. Конфликты разрешаются без посторонней помощи. |
5 | 3 | 6 | Состояние небольшого стресса и периодической подавленности. Конфликты разрешаются без посторонней помощи. |
4 | 4 | 8 | Состояние небольшого стресса и периодической подавленности. Конфликты разрешаются без посторонней помощи. |
3 | 2 | 4 | Периодически испытывается психическое напряжение, быстро разрешается |
2 | 8 | 16 | Нормальное психическое состояние, выраженный оптимизм. |
1 | 2 | 4 | Выраженный оптимизм |
В анкете был приведён ряд вопросов, выясняющих мнение подростков о возможных причинах суицидального поведения, на основании ответов получим диаграмму (Рисунок 1):
Рисунок 1
Можно сделать вывод, что среди подростковые суициды и многочисленные психологические переживания подростков – есть результат проблем в личной жизни и конфликтов в семье, что связано с формирующейся взрослостью, желанием отделиться от семьи с одной стороны и сверстниками как наиболее желаемой сферой социализации с другой.
Степень осведомлённости подростков о местах оказания психологической помощи и их готовности обратиться за ней будет представлена ниже на диаграмме (Рисунок 2):
Рисунок 2
подростковый возраст суицид поведение
Наглядно видно, что подростки не знают о местах получения психологической помощи. Возможно, это один из способствующих развитию суицида фактор. Но вопрос стоит не только в просвещении и предоставлении информации подросткам, но и о создании новых учреждений, эффективных, на базе общеобразовательных, которые буду широко использоваться в практике предотвращения суицида.
Хотелось бы определить, существует ли взаимосвязь между членами подростковых субкультур, в которых преобладает агрессивный, депрессивный настрой и степенью риска суицида. Для этого построим график (Рисунок 3):
Рисунок 3
На графике заметно, что малочисленные представители субкультур в выборке обладают степенью повышенного суицидального риска, особенно субкультура эмо, в некоторой степени пропагандирующая суицид, и субкультура готов, культивирующая любовь к смерти.
На основании этого можно сделать вывод, что окружение подростка, находящегося в какой-либо из радикальных субкультур, должно проявлять повышенное внимание к его характеру, поведению и настроению, и, при необходимости, оказать ему психологическую помощь и поддержку.
Проведя исследование, открылась поразительная картина всеобщей подавленности подростков, низком уровне их просвещённости. Прослеживается тенденция к индивидуализации и самостоятельности, отделения от общества (у представителей молодёжных субкультурных течений).
Даже на основании столь малочисленного исследования становиться ясно то, что проблема подросткового суицида вполне реальна, настроение в большинстве своём у подростков пессимистичное, они сталкиваются со множеством проблем в совей социализации, они дезадаптированы.