Социально-психологические особенности подросткового возраста

 

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими.Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11 до 14—15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.[22,67]

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т. е. не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.), приходится на средние классы.

Так, по данным В.В. Гроховского, подтверждаемым и другими исследователями, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5—8% случаев, то у подростков—в 18—20%. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу.

Особенность психики подростка имеет и физиологическую обусловленность, связанную с периодом переходного возраста.

Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма.

Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др.[22]

Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание - не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.[22]

Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание. И воздействовать на поведение подростка можно только через преобразование социальных условий.

Если в младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается.

Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики \ девочки-подростки. В связи с этим намечаются изменения оценки себя и окружающих.

К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, то может развиться застенчивость.

Потребность в самоутверждении и общественном признании определяет поведенческую линию подростков.

Чувство собственной взрослости и потребность её признания рождает новую, для взрослеющего ребенка, проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.

Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои и ограничить их у взрослых; имея обострённое чувство собственного достоинства, осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать.Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослыми. [1]

К началу подросткового возраста складываются две системы общения: отношения ребенка со сверстниками, с одной стороны, и со взрослыми - с другой. Положение подростка в этих системах общения разное: неравное (со взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение в отношении со сверстниками приносит подростку удовлетворение и является источником сотрудничества его со сверстниками в разных видах деятельности. [22;54]

Отношения подростка с товарищами, сверстниками, одноклассниками сложнее, многообразнее и содержательнее чем у младшего школьника. Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.

Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причём нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным, уважаемым, одобряемым товарищами.

В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности.

Если положение младшего школьника в коллективе зависело от его успеваемости, поведения и общественной деятельности, то для подростка становятся наиболее важными личностные качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Для популярности и признания, уважения и одобрения важно быть хорошим товарищем. Стержнем кодекса товарищества подростков являются основные требования – уважение личности и человеческого достоинства.

В развитии социально-моральной взрослости подростка большую роль играют отношения с близким товарищем, другом.

Они являются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться в себе и товарище. Сравнивает его отношение к себе и своё к нему, старается понять причины поступков. В результате размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища.

Каждый из друзей, предъявляя другому систему определённых требований, воспитывает друг друга. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребёнка в подростковом возрасте. [24;132]

 

Субкультура как средство самореализации и социально-психологическая особенность подростка. Классификация современных молодёжных субкультур. Проблема суицида в субкультурном контексте

 

Одним из средств социализации и самореализации современных подростков является их принадлежность к подростковым и молодёжным субкультурным течениям. Подростки, по сути своего возраста - "оппозиционеры". Смысл этого возрастного этапа - переход от детства к взрослости. Наибольшие трудности здесь составляют отказ от "детской позиции" в отношениях с родителями самим ребенком и способность родителей откликнуться на эти изменения. На самом деле, как ребенок, так и родители с трудом находят общий язык в этот период, а развитие личности требует самоопределения. Поэтому противопоставление подростка родителям (а вместе с ними - всей культуре) - логичный для такой задачи исход. Субкультура - остров подростковой идентичности, место, в котором - как чувствуют подростки - можно найти и сохранить себя. И - как ни парадоксально - это не менее "культурный" выход из конфликта пубертатного (подросткового) возраста, чем следование родительским предписаниям. Другое дело, что субкультура - как всякий остров - не самое безопасное место для вступающего в мир человека.

Л.А. Радзиховский определяет неформальные молодёжные объединения как социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются при вхождении в самостоятельную жизнь в современных конкретно-истороических условиях. [23]

Другие исследователи (К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский) рассматривают неформальные объединения как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков, таких как возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей; относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, система мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения; атрибутика.

Молодежная субкультура возникает как сообщество «отверженных», «иных» людей, которые не могут или не хотят вписываться в установленные основной культурой нормативные рамки. Возникает она как фиксация существующего отторжения. Субкультура как сообщество призвана социализировать «выпавших» из общества, лиминальных личностей. Субкультура – уникальный агент социализации в обществе, позволяющая реализовываться «отверженным» личностям в иной среде, предоставляя им нишу, возможность существовать в иной культурной форме. [23]

Существует многообразие подходов к классификации неформальных групп. И.П. Башкатов в качестве основы для типизации избрал совокупный асоциальный опыт и мотивы асоциальной деятельности (социально-нейтральные, асоциальные, неустойчивые криминальные, устойчивые криминальные). Типология П.Е. Сидорова, А.В. Нелидова основывается на ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реализуется (криминальная группа, дворовая асоциальная группа, группа протеста, группа совместного зависимого поведения, школьная асоциальная группа). Критерий социальной направленности лег в основу классификации И.Я. Полонского, который выделяет три типа групп:

· просоциальные (социально-положительные). Цель – приносить пользу обществу (защитники природы-экологисты, диггеры);

· асоциальные – в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);

· антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер. [23]

Критериями вторичной классификации для исследователей служат такие характеристики как место формирования и степень открытости групп. И.Ю. Сундиев классифицирует субкультуры по ведущему мотиву их деятельности; считает, что все неформальные объединения являются различными формами социальной, культурной, политической «самодеятельности – как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий...». Автор выделяет разновидности неформальной самодеятельности:

-агрессивную, базирующуюся на резком противопоставлении «мы» - «они» и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития;

-эпатажная, психологическое содержание которой – вызов сложившимся нормам, правилам, чтобы «заметили». Внешний эпатаж – наиболее доступная форма самоутверждения;

-альтернативная – характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;

-социальная – нацелена на решение конкретных социальных задач;

-политическая – направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы.

Существует классификация субкультур по ведущим ценностям:

-романтико-эскапистские (хиппи, толкиенисты), направленные на расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира;

-гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;

-полуделинквентные (люберы, гопники), стремящиеся к «красивой» жизни с помощью криминальных средств; [23]

-радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Однако, реальность сложнее всяких схем, ни одна из классификаций не может считаться полностью удовлетворительной.

Гораздо важнее для нас понимание того, что дает пребывание в субкультуре развитию личности, определение мотивов объединения подростков, факторов формирования субкультур, то есть психологический аспект данной проблемы. [23]

У многих людей создается представление, что само членство в субкультуре является знаком девиантности подростка. Однако, присоединение к неформальной группе – нормальный выбор подростка. Исходные мотивы (даже асоциальные) оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Парадоксально, что естественный выбор не всегда является свободным. Существует детерминированность ухода подростка в субкультуру. Самое главное в этой предопределенности – отсутствие свободы выбора, альтернативы присоединения к неформальной среде.

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором – привлекательность качеств в подростках из субкультур – смелость, независимость, умение отстоять себя. Однако чаще эти качества имеют уродливые формы: смелость и независимость утверждаются через унижение других людей.

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей.

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных). Я. Гилинский приводит любопытное замечание одного из героев Стругацких: «Вообще они бегут не «куда», а «откуда». От нас они бегут, из нашего мира они бегут в свой мир... Мир этот не похож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот от нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо нам самих себя». [11;57]

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Этот способ преодоления конфликта обозначается как «магический». Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов). [11;60]

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопрос: существует ли он как человек, как социальное существо?

4) Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») – принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, неукорененность в социальных структурах и связях, неустойчивость к психологическим манипуляциям и, с другой стороны, - потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения – черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные субкультуры. Серьезной привлекательностью обладает яркая, непосредственная эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (зачастую иллюзорная). [11;62]

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д..

6) Потребность в смысле. Данная потребность звучит в оригинальной психологической интерпретации природы подростковых объединений, феноменов неформального общения, представленной в работах И.Ю. Борисова, А.В. Зинченко, М.В. Розина. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем – «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой – позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной. [11;64]

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик НМО «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедогнизма разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых – псевдоагрессия, смысл которой – создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения – аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Говоря о последствиях субкультурного образа жизни, нельзя забывать об определенной опасности, особенно если речь идет об асоциальном, антисоциальном характере субкультуры. Однако, кардинальным отличием современной ситуации является отсутствие в обществе единой идеологии и даже единой культурной парадигмы (идентичности) что не позволяет рассматривать неформальные группировки однозначно с точки зрения девиантности.

Попытаемся классифицировать основные молодёжные субкультуры и рассмотреть в контексте их со стороны идеологии, межличностных взаимоотношений, суицида.[11;67]

Хиппи.

Это молодежное движение возникло еще в 60-х годах прошлого века в США. «Дети цветов» (так называли хиппи СМИ за их идеологию и любовь к украшениям и расшитым цветочными узорами одежду) пропагандировали свободную любовь и любовь ко всему живому, отрицали материальные ценности и выступали против войн и любого насилия. Романтическое время 60-х в США и его вклад в мировую культуру до сих пор по достоинству неоцененно. Это и музыка ставшая классикой рока (Дорс, Дженис Джоплин) и художественная литература, и поэзия. Сегодня хиппи эволюционировали в культуру растаманов, пропагандирующих бесценность материальных вещей, уход в нирвану и расслабление (в том числе посредством употребления лёгких наркотиков). Специфика внешнего вида заключается в наличии косичек, дредов, символики красно-жёлто-зелёных цветов, множества украшений, пирсинга. Пропаганда суицида отсутствует. Настроение группы флегматичное, с элементами оптимизма. Что касается межличностных взаимодействий, то чаще всего отношения в субкультуре дружеские, пропагандируется промискуитет. По отношению к остальным субкультурами скорее безразличны.[11;165]

Панки.

Панки в 70-х в Англии. В отличие от интеллектуальных хиппи, с идеологией у представителей данной субкультуры все более сложно. Видимо потому, что по сути своей панк не столько движение, сколько форма выражения чего либо. Первой известной панк-группой стала английская «Секс Пистолс», которая прославилась исполнением песни оскорбляющей английскую королеву – песенку панки исполнили как раз напротив Бекингемского дворца. Вызывающая одежда, антисоциальное поведение, отказ от любых моральных норм – все это обеспечило «секс пистолс» (просуществовавшей всего 2 года) место в истории рок-музыки и массу последователей. Самый известный и талантливый советский панк, сумевший поднять панк-рок до уровня высокой поэзии – Егор Летов.[26]

Ныне панки в нашей стране - странная и многочисленная категория молодежи, все больше поклонников отечественных панк-групп вроде «Наив» или «Король и Шут». Носят косухи и ирокезы. Что касается отношения к суициду, то оно неоднозначно. Если обратиться к примеру музыкантов, играющих панк, несложно заметить, что многие из них ушли из жизни по невыясненным причинам, либо покончив с собой (Янка Дягилева, Курт Кобэйн, Жан Сагадеев). К тому же панки приветствуют постепенное умерщвление организма, посредством употребления большого количества алкоголя и наркотических веществ.

Внутри субкультуры присутствует неприкрытая агрессия, деятельность носит ярко выраженный деструктивный характер. По своей сути панки анархисты, желающие разрушать все моральные и культурные устои общества. Панки запросто могут сорить, портить имущество, ввязываться в драки, употреблять наркотики и алкоголь. Это радикальная и агрессивно настроенная субкультура.

Эмо.

Самая загадочная спорная и многочисленная группа. Считается, что музыкальный стиль эмо возник в середине 80-х, и вышел он все из того же панка. Главное различие состояло в том, что музыка панков была политизированной, идеологизированной и агрессивной. Песни эмо были о любви, страхе, перживаниях – в целом об эмоциях. Отсюда собственно и название. Стиль одежды эмо сформировался гораздо позже – около 2000 года. А после этого эмо движение проникло практически во все страны мира и во все сферы жизни.

Эмо – это молодые люди с крашенными черными волосами и длинными рвано постриженными челками. Одежду они предпочитают черных и ядовито-розовых цветов. Нередко внешний вид эмо украшают пирсинг и жутковатый макияж. А одежду они украшают значками с мультяшными героями.

Считается что эмо – это молодые люди, пишущие стихи, ведущие жизнь в Интернете (там они рассказывают о своих депрессиях) и не употребляющие алкоголь и наркотики.

А еще эмо могут разрыдаться по любому поводу. Главная идея эмо – не скрывать своих эмоций. Эта субкультура вызвала ряд скандалов, так как считается, что она пропагандирует подростковый суицид. эмоциональная реакция представителей субкультуры носит ярко выраженный депрессивный характер, тексты песен, символика, изображения посвящены смерти, несчастной любви, отверженности, безысходности. Часто произносятся фразы «мне надоело жить», «ненавижу жизнь», «хочу умереть». Причём они оказываются не пустыми. Статистика показывает, что после широкого распространения эмо-субкультуры в славянских странах с начала 2000-х годов, процент подростковых самоубийств возрос. Часто это был парный суицид представителей данной субкультуры.

Отношения межличностный достаточно сплочённые. Эмо считают себя отвергнутыми обществом и поэтому находят друзей внутри субкультуры. Они протестуют против культурных устоев, но агрессию проявлять не склонны. Всё своё недовольство окружающим миром и людьми они выражают внутри культуры. [26]

Готы.

По своей спорности и многочисленности готы уступают лишь эмо. Как и следует из названия - это молодые люди предпочитающие слушать музыку готической направленности. Выглядят готы соответственно – длинные черные волосы, подведенные глаза, белила. Как правило готы довольно интеллектуальные молодые люди, увлекаются haunted house – литературой о вампирах, немецким романтизмом, и даже пишут стихи и музыку – соответствующей мрачной направленности. Также среди готов распространена тофофилия – любовь к кладбищам. Они интересуются мистикой, эзотерикой, религиями,семиотикой, некоторые течения готики культивируют смерть.

Что же касается суицида, то в готике вопрос суицида не афишируется. В основном готы аполитичны, асоциальны, депрессивно и меланхолично настроены. Они склонны к самоедству и самоанализу, с обострённым чувством несправедливости и непохожести. Да, среди представителей субкультуры готов встречались случаи суицида, довольно сильно выражен парасуицид, что вызвано их идеализацией смерти. [26]

Металлисты.

Очень многочисленная субкультура, что связано с возрастающей популярностью тяжёлой музыки и появление её многочисленных ответвлений (начиная от хеви-металла и заканчивая дез металлом). Многими культурологами признаётся элитарность этой культуры, так как сложность музыки по техническим требованиям не уступает классике, большинство текстов наполнены двусмысленностью и психологизмом.

Некоторые ответвления металла пропагандируют явную агрессию, жестокость, насилие. Некоторые музыканты совершали убийства (Pantera, Burzum). Такое ответвленbе как блэк-металл пропагандирует явную приверженность к сатанизму, склоняя к сжиганию церквей, вандализму и жертвоприношениям.

Некоторые музыкальные группы пропагандируют суицид и садомазохизм, публично разрезая себя на сцене. К примеру, все участники группы Silencer покончили с собой.

Внутрисубкультурные отношения достаточно напряжённые. Многие представители различных ответвлений металла ярко противоборствуют. В общем настроении часто выражена агрессивность, ненависть к окружающим, нежелание подчиняться системе, оппозиция устоям общества.[26]

Скинхеды.

Движение скинхедов зародилось в Англии в 1968-1969 гг, они не были расистами, напротив, с уважением относились к "черным", слушали ска и регги. Да и короткая стрижка напоминала прически ямайских "руди-бойз". В скинхеды шла обычная молодежь из "низов", которым не нравились местные хиппи - играющие в "протест" сынки богатых родителей - и менее обеспеченные "теды" и "моды", которые одевались не по средствам и стремились выглядеть богатыми бездельниками, хотя были детьми "среднего класса" или простых рабочих. Для тогдашних неформальных групп стиль одежды был не просто важен, он являлся определяющим и не утратил этой своей функции до сих пор. Так, например, "теды" одевались в стиле начала века, а "моды" наоборот стремились одеваться ультрамодно.

Вторая волна британских скинхедов пришлась на период экономического кризиса, когда премьер-министром была Маргарет Тэтчер. В этот период безработица охватывала целые графства, и одновременно с этим наблюдался приток дешевой рабочей силы: азиатов, африканцев. Безработная молодежь обвиняла во всем не правительство, а иммигрантов, которые "отняли" у них рабочие места. У скинхедов новой волны появилась своя музыка в стиле "Ой!" (близкая к пост-панку), с текстами откровенно нацистского содержания. Их одежда была максимально приспособлена к уличным дракам и стала классической для всех последующих скинхедов: куртки без воротника ("бомберы"), за которые невозможно схватить, плотные джинсы и неизменные тяжелые ботинки с высокими голенищами. Уличные драки антифашистов с наци выдавались тогдашними СМИ за "разборки в среде нацистов". Более того, британские журналисты, сами того не желая, создали романтический образ брутального наци-скинхеда.

В настоящий момент движение скинхедов за рубежом можно охарактеризовать следующим образом. Самое многочисленное "правое" крыло составляют наци, они же "бонхеды", "костяные головы" (такую кличку им дали антифашисты), левое крыло составляют "шарпы", среди которых много национальных и сексуальных меньшинств, ультралевыми являются "раши", а в центре находятся аполитичные "трады", которые придерживаются "spirit-69", т. е. просто слушают музыку в стиле "ска" и "ой!" и носят соответствующую одежду, как первые скинхеды. Все то же самое есть сейчас в РБ, хотя и в несколько ином процентном соотношении.

Что же касается их идеологии, то неофашисты демонстрируют нескрываемое насилие, агрессию, жестокость, драки, убийства, как к представителям иных национальных меньшинств, так и к представителям иных субкультур, представляя собой прямую опасность для общества. Часто глубоко убеждённые скинхеды говорят о суициде как воплощении великой идеи и протеста, в особенности о массовом суициде, имея тому яркий пример Евы Браун, Адольфа Гитлера и его близкого окружения.

Субкультура крайне агрессивная. Негативно относиться к представителям иных культур и сообществ. Часто применяется агрессия и насилия. В коллективе формируется чувство сплочённости, ярость, ненависть к окружающим. Она несёт явную угрозу для общества.

Рассмотрев основные молодёжный субкультуры, можно сделать вывод, что некоторые из них требуют сосредоточения особенного внимания для работников всех сфер, работающих с подростками и для их родителей. Очень важно изучать молодёжный субкультуры и посредством воздействия через контекст субкультурной идеологии разрешать индивидуально-психологические проблемы подростка. Не всегда избранная подростком субкультура сможет правильно стимулировать его развитие и сформировать из него полноценную личность.

Проанализировав явление суицида и особенности подросткового возраста, можно сделать вывод, что явление подросткового суицида и парасуицида приобретает в последнее время тенденцию развития, что обусловлено как психофизиологическими особенностями данного возраста, так и влиянием внешних источников (средств массовой информации, культурных норм и ставшим столь распространённым в последнее время явлением субкультуры). Очень важно, во избежание негативных последствий суицидального поведения, как можно глубже исследовать вопрос подростковой суицидальности, заниматься просвещением в сфере образования, медицины, культуры. Следует этот вопрос поднять на всеобщее обсуждение, переставая скрывать истинные факты из-за социально-экономических и политических предубеждений. [26]; [27].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: