Отечественный опыт повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования

 

Основная задача местных органов власти в реализации политики привлечения инвестиций состоит в создании благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию существующих фирм и привлечению новых инвесторов. При этом для территорий, не имеющих ярко выраженных конкурентных преимуществ, не стоит направлять усилия на привлечение крупных российских и зарубежных инвесторов. В первую очередь источником инвестиционных средств должны стать фирмы уже функционирующие на территории, а также мелкий и средний бизнес прилегающих территорий. Зачастую успешность инвестиционного развития зависит от информационной осведомленности потенциальных инвесторов [40].

Рассмотрим опыт отдельных городов России в практике повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Муниципальное образование «Город Армавир» - расположен в юго-восточной части Краснодарского края. Площадь города 279,2 кв. км. Численность населения – 210 тысяч человек. Армавир – крупный железнодорожный узел.

Основные отрасли – машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая и легкая промышленности, транспорт. Они представлены почти 7 тысячами хозяйствующих субъектов. В Армавире работает единственный в Краснодарском крае пригородный овощемолочный совхоз. В городе активно развиваются финансовые и торговые сферы бизнеса. Функционируют 7 коммерческих банков.

Актуальность привлечения инвестиций в город Армавир была обусловлена необходимостью привлечения средств для финансирования программ развития.

Своеобразие данного опыта заключается в том, что в результате анализа в качестве базы формирования инвестиционной политики города стал малый бизнес. Это отражает и объективные характеристики развития города (развитие торговли, небольшая численность населения, слабая ресурсная составляющая, развивающаяся сфера услуг и пр.) и возможность использования малого бизнеса как стартового и малозатратного способа развития муниципального образования.

Реализация инвестиционной политики осуществляется на основе краткосрочной программы развития малого предпринимательства (Муниципальная программа по развитию малого предпринимательства города Армавира на 2007-2008 годы).

Программа разрабатывалась на основе взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Для этого, проект Программы был размещен на официальном сайте города с предложением ко всем заинтересованным лицам принять участие в ее создании и разработке. Для оперативного обмена информацией был представлен почтовый и электронный адрес.

Для реализации интересов инвесторов городом предлагаются инвестиционные проекты по двум направлениям:

- инвестиционные проекты администрации города. Включают проекты, связанные с приоритетным развитием экономики города и жизнеобеспечением населения.

- инвестиционные проекты предприятий города.

Отдельно для инвесторов предоставляется информация об инвестиционных площадках города. В частности:

- свободные производственные площади по состоянию на начало текущего месяца;

- инвестиционные площадки крупных предприятий города;

- городская свалка;

- рекреационная зона;

- реконструкция ветхой жилой застройки с возведением жилых домов повышенной этажности и объектов соцкультбыта;

- инвестиционные площади в промышленной зоне города.

На официальном сайте города ведется он-лайн прием вопросов инвесторов и представлена контактная информация инвестиционно-аналитического отдела города.

Для стимулирования инвестиционной активности на территории муниципального образования Администрация города Тюмени использовала научно-практический подход. Инвестиционная тактика и стратегия базируются на практике муниципального управления Администрации города в сочетании с научным подходом, предложенным Институтом прямых инвестиций. Целью совместной деятельности явилась проработка всех направлений инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и участие в этой деятельности органов местного самоуправления города Тюмени. Таким образом, управление инвестиционной деятельностью со стороны городской Администрации состояло:

- в предоставлении всей информации, необходимой для инвестора (условия инвестиционной деятельности и объекты инвестиций);

- в снижении информационных барьеров для выхода на региональный рынок инвестиций;

- в повышении инвестиционной привлекательности города Тюмени, активизации процесса привлечения инвестиций.

Инвестиционная деятельность в городе базируется на Положении о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Тюмени, которое определяет порядок муниципальной поддержки субъектам инвестиционной деятельности и направлено на поддержание и развитие инвестиционной деятельности на территории города Тюмени, создание режима максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности.

Реализацию инвестиционной деятельности местных органов власти города осуществляет Управление инвестиционной политики.

Администрации города предоставляет потенциальным инвесторам имеющуюся информацию о реализованных инвестиционных проектах, что дает возможность составить представление об имеющемся опыте привлечения инвестиционных средств на территорию города. Кроме того, следуя общероссийским тенденциям роста отрасли строительства, в качестве перспективного направления местными органами власти разрабатывает инвестиционный проект производства стройматериалов.

Вся информация, связанная с инфраструктурным обеспечениеминвестиционной деятельности (банковская система, страхование, аудит, реестр предприятий, уровень развития социальной сферы, транспортное и инженерное обеспечение) размещена на официальном сайте город.

Администрацией города установлены критерии оценки результативности инвестиционных проектов.

Проведение политики по стимулированию инвестиционной активности позволило достичь не только организационных эффектов (ревизия и формирование нормативно-правовой базы, объединение информации, координация деятельности органов местного самоуправления и частного бизнеса), но и способствовало росту объема инвестиций в экономику города, росту промысленного производства, сферы услуг, занятости и пр.

Город Новосибирск – городской округ. Новосибирск – крупнейший город Сибири, административный центр Новосибирской области. Население (на 01.01.2004) — 1413 тысяч человек. Площадь Новосибирска — 504,61 кв. км. По суммарным показателям научно-промышленного, образовательного и культурного потенциала Новосибирск прочно занимает лидирующее положение в Сибири и третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

Другим важнейшим фактором социально-экономического развития Новосибирска является промышленность. В промышленности Новосибирска функционируют предприятия большинства отраслей современного производства. Основные из них: машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая промышленность, цветная и черная металлургия, промышленность строительных материалов, легкая, медицинская, химическая, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность.

Первоначальная идея активизации инвестиционной политики в городе была обусловлена необходимостью привлечения денежных ресурсов в экономику Новосибирска. В 2001 году мэрией была разработана Концепция научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии. В данной Концепции органами местного самоуправления города в 2001 году были поставлены следующие задачи:

- создание нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических условий для перехода к инновационному характеру развития экономики и увеличения темпов роста промышленного производства;

- формирование инфраструктуры новосибирского сегмента национальной инновационной системы для обеспечения успешной коммерциализации научных разработок, развитие научно-производственной интеграции для повышения структурно-технологического уровня промышленности и роста объемов производства конкурентоспособной продукции;

- рост реальных денежных доходов населения путем обеспечения эффективной занятости и развития системы социального партнерства.

Эти задачи получили отражение в 2002 году в основах политики Российской Федерации в области развития науки и техники, других правительственных документах, как задачи формирования экономики, основанной на реализации новых идей и новых знаний. То есть, опираясь на конкурентные преимущества города, местные органы власти смогли предугадать дальнейшие стратегические приоритеты развития национальной экономики. В результате опыт стал и передовым, и инновационным.

В основу формирования концепции содействия инвестициям на территории города был положен программно-целевой подход и сопровождение соответствующими службами городской администрации приоритетных инвестиционных проектов, а также комплекс различных форм и методов поддержки целевой группы потенциальных инвестиций, а именно – предприятий и организаций научно-промышленной сферы города.

Полученные позитивные результаты послужили базой для дальнейшего развития инвестиционного и прочего взаимодействия органов местного самоуправления города с указанными хозяйствующими субъектами и позволили увязать их динамичное развитие с ростом социального и экономического благосостояния территории, что получило отражение в дальнейших программных мероприятиях мэрии.

Управление инвестиционной деятельностью в городе осуществляет Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска. Департамент принимает заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о муниципальной поддержке инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории города Новосибирска. Конкурс проводится в соответствии с Положением о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска, Положением о конкурсе на право заключения договора о муниципальной поддержке инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, на территории города Новосибирска, Решением городского Совета о бюджете города Новосибирска.

Основными финансовыми формами поддержки инвесторов со стороны мэрии являются организация муниципального заказа и компенсация части процентных ставок по банковским кредитам.

Муниципальную поддержку (муниципальный заказ, компенсация части ставок по банковским кредитам, субсидии по кредитам) могут получить предприятия, реализующие инвестиционные проекты по лизинговой схеме.

Ежегодно проводятся инвестиционные форумы, организаторами которых является департамент промышленности, инноваций и предпринимательства.

Таким образом, мэрия города Новосибирска сумела не только способствовать росту инвестиций, но и обеспечить их приоритетное увеличение по тем сферам, которые были заложены как приоритетные в соответствующих документах, касающихся содействия инвестиционным процессам. Позитивные изменения в инвестиционной сфере дали мультипликативный эффект расширения занятости, строительства, развития малого бизнеса и пр.

Первоначальная идея активизации инвестиционной политики в городе была обусловлена необходимостью привлечения денежных ресурсов в экономику Новосибирска, в связи с чем, в 2001 году мэрией была разработана Концепция научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии. Примечательно то, что задачи поставленные органами местного самоуправления города в 2001 году (создание нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических условий для перехода к инновационному характеру развития экономики и увеличения темпов роста промышленного производства; формирование инфраструктуры новосибирского сегмента национальной инновационной системы для обеспечения успешной коммерциализации научных разработок, развитие научно-производственной интеграции для повышения структурно-технологического уровня промышленности и роста объемов производства конкурентоспособной продукции; рост реальных денежных доходов населения путем обеспечения эффективной занятости и развития системы социального партнерства), получили отражение в 2002 году в основах политики Российской Федерации в области развития науки и техники, других правительственных документах, как задачи формирования экономики, основанной на реализации новых идей и новых знаний. То есть, опираясь на конкурентные преимущества города, местные органы власти смогли предугадать дальнейшие стратегические приоритеты развития национальной экономики. В результате опыт стал и передовым, и инновационным.

В основу формирования концепции содействия инвестициям на территории города был положен программно-целевой подход и сопровождение соответствующими службами городской администрации приоритетных инвестиционных проектов, а также комплекс различных форм и методов поддержки целевой группы потенциальных инвестиций, а именно – предприятий и организаций научно-промышленной сферы города.

Полученные позитивные результаты послужили базой для дальнейшего развития инвестиционного и прочего взаимодействия органов местного самоуправления города с указанными хозяйствующими субъектами и позволили увязать их динамичное развитие с ростом социального и экономического благосостояния территории, что получило отражение в дальнейших программных мероприятиях мэрии.

Организация деятельности муниципального образования, связанная с привлечением инвестиций, включает в себя несколько основных элементов:

1. Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной детальности.

Для регламентации деятельности органов местного самоуправления в данной сфере необходим нормативно-правовой акт. Основным нормативным актом является документ, регламентирующий порядок и условия поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования – Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности. Положение регламентирует процедуру муниципальной поддержки инвестиционных проектов на территории муниципального образования, определяет единый порядок работы с инвестиционными проектами, устанавливает механизм взаимодействия муниципальных органов и хозяйствующих субъектов в процессе реализации таких проектов.

2. Выделение приоритетов отбора инвестиционных проектов.

В виду ограниченности средств местных бюджетов, а также в силу того, что не существует объективной необходимости поддержки любых инвестиционных инициатив, необходимо определить приоритеты для инвестиционной деятельности, поддерживаемой органами местного самоуправления. Критериями отбора инвестиционных проектов могут являться:

- сохранение существующих и создание новых рабочих мест, стимулирование занятости молодежи, социально необеспеченных слоев населения;

- расширение налогооблагаемой базы местного бюджета;

- соответствие инвестиционного проекта концепциями (стратегическим планам) развития муниципального образования;

- связь проектов с развитием системы городского хозяйства;

- развитие конкурентных преимуществ территории.

3. Определение механизмов поддержки инвестиционной деятельности.

Важным моментов в активизации инвестиционной деятельности является не рамочное ее декларирование, а наличие конкретных механизмов содействия инвесторам. В этих целях могут быть использованы следующие средства:

- налоговые льготы инвесторам в соответствии с федеральным, региональным и местным нормативно-правовым регулированием (отсрочка, снижение ставок, реструктуризация задолженности в бюджет, налоговый кредит и пр.);

- установление льготного порядка аренды муниципальной земли и недвижимости;

- предоставление инвесторам муниципальных гарантий;

- участие муниципальных органов власти в долевом финансировании объектов инвестирования;

- вовлечение в процесс инвестирования временно законсервированных объектов муниципальной собственности;

- содействие развитию межрегиональных и международных связей (путем организации и участия в конкурсах, ярмарках, выставках и пр.);

- обеспечение информационной поддержки инвестиционной деятельности.

4. Разработка инвестиционного паспорта муниципального образования.

Инвестиционный паспорт является простым инструментом информирования потенциальных инвесторов об экономическом и социальном развитии муниципального образования. Основными составляющими инвестиционного паспорта являются:

- потенциал (ресурсы) муниципального образования (промышленный, трудовой, финансовый);

- основные показатели социально-экономического развития;

- инфраструктура территории (финансовая, коммунальная, транспортная, социальная);

- нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности (федеральное, региональное и местное законодательство);

- организационные процедуры реализации инвестиционной деятельности;

- инвестиционные предложение бизнеса и органов власти;

- реализованные инвестиционные проекты;

- контактная информация.

При этом важно, чтобы инвестиционный паспорт был документом достаточно кратким и емким, а также нацеленным на привлечение инвестиций, а не на подачу общей информации о муниципальном образовании.

5. Создание отдельной службы содействия инвестициям.

Одним из условий успешной реализации инвестиционной политики муниципального образования является формирование организационной основы данной деятельности, поскольку существование конкретного подразделения в управлении позволяет более эффективно работать с инвесторами и отслеживать результаты проводимой работы. Кроме того, для инвесторов принципиально важным является наличие единого центра управления. Основными задачами такого органа могут быть:

- обеспечение соблюдения интересов инвесторов;

- соблюдение выполнения законодательства в инвестиционной сфере;

- осуществление информационной поддержки инвестиционной деятельности;

- проведение мониторинга результатов деятельности местных органов власти по активизации инвестиционной активности;

- формирование инвестиционной стратегии муниципального образования;

- составление, участие и методическое обеспечение составления бизнес-проектов.

В муниципальных образованиях не существует единого подхода по управлению инвестиционными процессами. Анализ практики муниципальных образований позволяет выявить наиболее распространенные инструменты регулирования инвестиционных процессов в целях привлечения инвестиционных ресурсов. К ним относятся:

1.муниципальная поддержка инвестиционной деятельности;

2.составление программ и концепций инвестиционного развития муниципальных образований;

3.составление инвестиционных паспортов муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее данные инструменты на примере отдельных муниципальных образований.

Город Алексин – это один из древнейших городов России, первое упоминание о котором содержится в Никоновской летописи под 1348 годом. В 1925 году – образован Алексинский район Тульской области с центром в городе Алексин. Город Алексин является одной из наиболее развитых промышленных центров Тульской области, Алексинский район специализируется на сельском хозяйстве. Численность населения Алексинского района на 1 января 2006 г. составляла 75577 человек, 66276 из них проживали в г. Алексине.

В районе действует Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Алексин и Алексинский район» на 2003-2012 годы», утвержденная Алексинской Думой 30 октября 2002 года, которая стала основным документом, определяющим развитие муниципального образования на эти годы.

Поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с целями развития района, к которым относятся:

- формирование благоприятной инвестиционной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора;

- инвестиционная поддержка жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы;

- формирование развитой и отвечающей современным требованиям социальной, общехозяйственной и рыночной инфраструктуры на территории муниципального образования;

- полное и эффективное использование материального, производственного, кадрового и интеллектуального потенциала муниципального образования.

Одним из основных направлений деятельности органов муниципальной власти является формирование на территории муниципального образования благоприятных условий для обеспечения инвестиционной деятельности. Эти условия представляются как совокупность методологических, организационных, правовых, управленческих решений, мероприятий и согласованных действий областных органов государственного управления, органов местного самоуправления, ряда других заинтересованных организаций, направленных на достижение главной цели инвестиционной политики города и района – повышения уровня жизни местного населения.

Поддержка инвестиционной деятельности не распространяется на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных государственных ресурсов (бюджетные ресурсы на возвратной и безвозвратной основе, внебюджетные инвестиционные фонды, льготные налоговые инвестиционные кредиты), за счет средств местного бюджета, а также в том случае, если объем инвестиций для малых предприятий не превышает 100 тысяч рублей, для крупных и средних предприятий – 10 миллионов рублей.

Суть поддержки инвестиционной деятельности заключается в предоставлении инвесторам режима благоприятных условий, который включает в себя предоставление инвестиционных налоговых кредитов, поручительств и гарантий по займам и кредитам, а также ряд информационных, организационно-правовых и иных мероприятий.

Режим благоприятных условий включает следующие меры, направленные на стимулирование инвестиционной активности в производственном секторе экономики муниципального образования:

- защита интересов инвесторов на территории муниципального образования путем заключения соглашений и договоров;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

- предоставление на конкурсной основе гарантий по займам и кредитам на цели реализации инвестиционных проектов;

- проведение ярмарок и выставок товаров, инвестиционных проектов;

- осуществление информационной поддержки инвестиционной деятельности, составление банка инвестиционных проектов;

- содействие в организации совместных предприятий, финансово-промышленных групп, занимающихся инвестиционной деятельностью;

- контроль за ходом реализации инвестиционных проектов;

- предоставление иных нефинансовых льгот, муниципальных заказов на льготных условиях на конкурсной основе, оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, в получении в аренду земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к муниципальной собственности;

- установление для инвесторов дополнительных гарантий прав инвесторов.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности:

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

- стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

Из всех перечисленных мер главными все же являются предоставление инвестиционного налогового кредита и гарантий по займам и кредитам на цели реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации для реализации ее инвестиционных проектов предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования «Алексинский район» по местным налогам и региональным налогам в части, зачисляемой в местный бюджет до 50 процентов налога, начисленного данному налогоплательщику в части уплаты в местный бюджет на срок от одного года до пяти лет.

За пользование инвестиционным налоговым кредитом с налогоплательщика берется плата в размере не менее одной второй и не превышающем трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период договора об инвестиционном налоговом кредите.

Гарантией администрации района по займам и кредитам на цели реализации инвестиционных проектов признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение инвестором, которому дается муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично.

Основными целями предоставления муниципальных гарантий для реализации инвестиционных проектов являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития экономики муниципального образования, увеличение поступлений налоговых выплат в местный бюджет от реализации инвестиционных проектов, повышение технического уровня и конкурентоспособности продукции, выпускаемой на территории муниципального образования, решение социальных проблем.

Однако, для устойчивого развития муниципального образования и реализации его конкурентных преимуществ необходимо дальнейшее расширение инвестиционной деятельности. В такой ситуации инвестиционный налоговый кредит и гарантии по займам и кредитам на цели реализации инвестиционных проектов являются необходимым, но не достаточным инструментом по привлечению инвестиций в муниципальное образование.

Положительным моментом для Алексинского района является использование дополнительных инструментов по управлению инвестиционной деятельностью, в 2007 г., например, должен быть разработан инвестиционный паспорт района, документально оформлены паспорта более 30 инвестиционных площадок [42].

Муниципальное образование г. Томск расположен на юге Томской области на правобережье р. Томи. Территория г. Томска составляет 0,3 тыс. км 2. Город Томск обладает статусом городского округа и является столицей Томской области.

Город Томск является муниципальным образованием с градообразующим научно-образовательным комплексом.

Программы и концепции являются одними из наиболее распространенных инструментов инвестиционного развития муниципальных образований, т.к. с их помощью можно всесторонне охватить инвестиционную деятельность, а не только отдельные ее аспекты.

Целесообразным является рассмотрение данного инструмента на примере Концепции инвестиционной политики муниципального образования «Город Томск», принятой Решением Думы города Томска от 25.06.2006 г. № 225, так как г. Томск и Томская область в последнее время являются лидерами в области инвестиций и инноваций в России. Будет небесполезным использовать положительный опыт г. Томска в других муниципальных образованьях при наличии схожей специфики деятельности.

Основные цели Концепции инвестиционной политики муниципального образования «Город Томск» определены приоритетными направлениями стратегии развития г. Томска до 2020 года и направлены на достижение высоких стандартов качества жизни населения города через:

- формирование благоприятной инвестиционной среды, способствующей повышению инвестиционной активности;

- обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные отрасли, в первую очередь, инновационной направленности;

- развитие жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства и социальной сферы;

- формирование развитой инфраструктуры на территории города.

Для достижения поставленных целей органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:

- определить основные приоритеты инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Томск» в соответствии с задачами, закрепленными в Стратегии г. Томска до 2020г.;

- создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению инвестиций в экономику;

- сформировать Реестр инвестиционных проектов муниципального образования «Город Томск», содействовать в продвижении данных предложений;

- определить источники инвестиционной деятельности;

- определить основные инструменты воздействия органов местного самоуправления города на повышение инвестиционной активности.

Исходя из стратегических задач развития города, по уровню приоритетности, органами местного самоуправления г.Томска выделено два направления инвестиционной деятельности:

1. Направления первого уровня (наука и инновации; социальная сфера; городское хозяйство; сохранение исторического наследия города).

2. Направления второго уровня (промышленность; потребительский рынок; строительство).

Источником финансирования направлений первого уровня являются инвестиции муниципального образования, второго – собственные финансовые ресурсы и заемные финансовые средства инвесторов, денежные средства населения и иностранные инвестиции.

Существенную роль в процессах воздействия органов местного самоуправления города на повышение инвестиционной активности является оказание муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений развития муниципального образования «Город Томск». В данной ситуации муниципальные инвестиции идут на развитие социально-значимых объектов города (инфраструктура, социальная и инновационная сфера), тем самым, создавая предпосылки для успешного функционирования частного предпринимательства, сфера действия которого концентрируется на рентабельных отраслях экономики города.

Право на получение муниципальной поддержки получают субъекты инвестиционной деятельности, включенные в Реестр. Поддержка инвестиционной деятельности осуществляется органами местного самоуправления в следующих формах:

- информационная и консультационная поддержка;

- финансовые формы поддержки;

- прямое участие администрации в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Организация информационной и консультационной поддержки инвестиционной деятельности осуществляется с помощью:

- формирования баз данных «Реестр инвестиционных проектов муниципального образования «Город Томск», «Объекты муниципальной собственности и земельные участки, пригодные для реализации инвестиционных проектов» с целью предоставления информации потенциальным инвесторам, носящих оперативный характер;

- создания Интернет-сайта «Инвестиционная деятельность в городе Томске», инвестиционного паспорта города Томска;

- содействия для включения в федеральные, региональные и муниципальные программы социально-значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов;

- оказания методической и консультационной помощи организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность;

- презентации на выставках и ярмарках инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования «Город Томск»;

- включения информации об инвестиционных проектах, реализуемых на территории муниципального образования «Город Томск», в общероссийские и международные коммуникационные сети;

- публикации информационно-аналитических материалов об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Город Томск» в прессе.

Финансовые формы поддержки предусматривают:

- предоставление муниципальных гарантий (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и решением Думы города Томска о бюджете города на очередной финансовый год);

- предоставление субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам и займам, направленным на реализацию инвестиционного проекта (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и решением Думы города Томска о бюджете города на очередной финансовый год);

- поддержку в форме размещения муниципального заказа;

- предоставление предприятиям инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот (в соответствие с Налоговым кодексом РФ и решением Думы города Томска о бюджете города на очередной финансовый год);

- предоставление льгот по аренде муниципального имущества, используемого в целях реализации инвестиционного проекта (в соответствие с решением Думы города Томска о бюджете города на очередной финансовый год).

Прямое участие администрации города Томска в инвестиционной деятельности осуществляется в форме инвестиций в основной капитал через распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с утвержденной решением Думы города Томска о бюджете города на очередной финансовый год ведомственной структурой расходов бюджета г. Томска. При этом инвестиции Администрации города Томска концентрируются в вышеперечисленных направлениях первого уровня приоритетности, в пределах расходов, предусмотренных городским бюджетом. В случае привлечения заемных средств для финансирования объектов городской инфраструктуры и бюджетной сферы исполнение обязательств администрации города Томска как заемщика может быть обеспечено бюджетом города Томска или залогом муниципального имущества.

Администрация города Томска в рамках бюджета осуществляет расходы, направленные на инвестиционную деятельность в виде предоставления на конкурсной основе средств городского бюджета организациям, реализующим инвестиционные проекты первого и второго уровня приоритетности. Бюджетный кредит предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, иными правовыми актами Российской Федерации, Томской области, а также муниципальными правовыми актами города Томска.

Внедрение комплекса мер, направленных на формирование городской инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, привлечение инвестиций и содействие инвесторам в реализации инвестиционных проектов, прав, льгот и гарантий, осуществляется уполномоченным отраслевым органом администрации г. Томска.

Предоставление средств из бюджета муниципального образования «Город Томск», для поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования «Город Томск», осуществляется на конкурсной основе, в рамках действующего законодательства.

Объем средств из бюджета города Томска, планируемых для оказания поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, утверждается решением Думы города Томска о бюджете города на очередной финансовый год. Основным критерием отбора инвестиционных проектов для оказания муниципальной поддержки является соответствие основным направлениям социально-экономического развития г. Томска и наличие интегрального эффекта.

Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией, значительно повысит привлекательность города и области для инвесторов, подтвердит надежность ее экономического состояния, стабильность социально-экономической обстановки, послужит залогом заметного увеличения дополнительных средств для инвестиционной деятельности.

Основные индикаторы оценки реализации Концепции:

- темпы роста инвестиций в основной капитал (уровень 112-115% в год);

- снижение коэффициента износа основных фондов (уровень 30% к 2010 году).

Можно сделать вывод, что один из индикаторов положительной реализации концепции – темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 112-115% в год – успешно выполнен. Хотя заслуга здесь, безусловно, не только в наличии Концепции инвестиционной политики г. Томск, а в благоприятном экономическом состоянии города и успешном использовании предпосылок его развития. Но это нисколько не умаляет важность активных мер по стимулированию инвестиционной активности, в т.ч. через программы и концепции. Между вложением инвестиций и экономической привлекательностью существует прямая связь и не малую роль здесь играет взаимодействие муниципальных властей и частных предпринимателей, на развитие которого оказала влияние данная концепция [26].

Как показывает практика, все выше рассмотренные инструменты управления инвестиционными процессами в муниципальном образовании используются не изолированно друг от друга. Так, инвестиционные паспорта принимаются в соответствии с программами и концепциями инвестиционного развития муниципального образования, а нормативно-правовая база по инвестиционной деятельности служит основой для принятия соответствующих программ. Связанно это с тем, что выполняя единую цель – необходимость привлечения инвестиций, каждый инструмент имеет свою функцию: для инвестиционного паспорта – это маркетинг территории, для нормативно-правовой базы – формирование правовых основ деятельности инвестора, а по отношению к инвестиционным программам – это формирование стратегических целей и приоритетов инвестиционной политики муниципалитета, важнейших направлений и средств реализации данных целей. Напрашивается вывод, что преимуществом будут обладать те муниципальные образования, которые смогут комплексно использовать инструменты управления инвестиционными процессами в соответствии с приоритетами развития своего муниципального образования [41].

Управлением инвестиционными процессами и реализацией муниципальной инвестиционной политики может заниматься или специально созданное подразделение, входящее в состав администрации, или уполномоченное юридическое лицо: муниципальное унитарное предприятие, агентство социально экономического развития и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: