Аудит учета и оплаты труда в ОАО «Полиграфист»

С 1998 года в ОАО «Полиграфист» аудиторская проверка не производилась. У предприятия заканчивается лицензия и принято решение о проведении на законном основании. В ноябре 2002 года заключили договор с независимым аудитором о проведении сплошной проверки за три года, прошедших после проверки налоговой инспекции.

При заключении договора аудитор выяснил, что экономический субъект не будет прекращать деятельность, намерен развиваться дальше, заканчивается лицензия, нарушений со стороны налоговых органов не обнаружено, кредиторская задолженность не превышает расчетную, смены руководителя и главного бухгалтера не намечается, вся первичная документация в полном составе, объем работы не большой. Аудитор определил среднюю степень риска.

В соответствии со стандартом «План проведения аудита», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96 протокол № 6, для предприятия ОАО «Полиграфист» был разработан план аудиторской проверки, которой предусмотрено:

Ø Аудит учредительных документов, Устава, лицензии по видам деятельности, распорядительной документации, протоколы заседаний, штатное расписание;

Ø Аудит Учетной политики;

Ø Аудит основных средств;

Ø Аудит нематериальных активов;

Ø Аудит товарных запасов;

Ø Аудит издержек обращения;

Ø Аудит реализации;

Ø Аудит денежных средств и кассовых операции;

Ø Аудит финансовых результатов и бухгалтерской отчетности.

Аудитор провел проверку документов и Учетной политики. Изменений в деятельности, сбора и обработки информации не отмечено.

Для ОАО «Полиграфист» при аудите расчетов по оплате труда был предложен следующий вариант программы (см. таб.16).

При проверке начисления средств на оплату труда и включения некоторых выплат в совокупный доход отмечены следующие недостатки. При выдаче материальной единовременной помощи торговому агенту Дмитриеву А.С. в связи со смертью матери, сумма в размере 1000 рублей были отнесена на общую сумму заработной платы и с неё не был удержан налог на доходы физических лиц, к тому же начислен ЕСН.

 

Таблица 16

Программа аудита. Проверяемая организация: ОАО «Полиграфист»

Период аудита: 2002 год         

Планируемые виды работ Период проведения Рабочие документы
1 Оценка правильности оформления и начисления выплат сотрудникам по всем основаниям   1 декада 2003 года Первичная документация (авансовые отчеты и проч.), журнал-ордер ф.7
2 Наличие единой нумерации авансовых отчетов 10-12 января 2003 года Авансовые Отчеты
3 Аудит определения и отнесения на себестоимость затрат, связанных с подотчетными суммами 13-16 января 2003 года Главная книга
4 Соблюдение сроков сдачи авансовых отчетов подотчетными лицами 17-18 января 2003 года Авансовые Отчеты
5 Аудит использования подотчетных сумм строго по целевому назначению 19-21 января 2003 года
6 Соответствие сальдо счета 71 в оборотной ведомости остаткам журнала-ордера ф.7 22 января 2003 года Оборотная ведомость. Журнал-ордер ф.7

 

Были сделаны следующие изменения. В карточке аналитического учета по начислению заработной платы сторнированы сумма 130 рублей в ноябре и включены в оплату следующего месяца. Законность выдачи единовременной помощи подтверждена копией свидетельства о смерти. В других синтетических и сводных регистрах, также в журнале хозяйственных операций. Решение о выдаче помощи было принято на собрании коллектива магазина и занесено в протокол собрания.

Данные проверки аудитор отразил результат в табл. 17.

 

Таблица 17

Перечень расчетно-платежных ведомостей, в которых

допущены ошибки при отнесении выплаченной единовременной

помощи на заработную плату

Номер Расчетно-платежной ведомости Дата Сумма Причина выплаты
11 01.12.02. 1000= Заявление Дмитриева, документ, решение коллектива

 

Аудитор                                                                    подпись _________

Директор ОАО «Полиграфист» Еременко Д.Д. подпись _________

Изменения отражены проводками в табл. 18.

Таблица 18

Дата Название операции сумма Дебет Кредит
  30.09.02 30.09.02 30.09.02 30.09.02 25.11.02 25.11.02 Начислена единовременная помощь Начислены взносы в фонд соцстраха Начислены взносы в ПФ Начислены взносы в фонд мед страха Начислена единовременная помощь Начислен налог на доходы физ.лиц   1000 40 140 36 1000 130   20 20 20 20 96 70   70 69-1 69-2 69-3 70 68  

 

Факт выдачи и подписи Петренко А.И. действительны. Проверкой установлено, что приходные и расходные кассовые ордера в порядке соблюдения по их заполнению не отвечают требованиям. Не на всех проставлен штамп «получено», «оплачено», и нет расшифровки подписей.

Документы приведены в порядок, произведены все исправления.

По учету заработной платы и рабочего времени проверены все табеля и ведомости. Трудовые книжки на месте, записи в них проведены на основании приказа. Личные дела заведены на каждого с фотографиями. Должностные инструкции разработаны. Каждый работник ознакомлен с ними. Дополнительные обязанности занесены в должностные обязанности. Табель учета рабочего времени заполняется каждый день, с выделением праздничных, вечерних и ночных часов работы. Расчет средней численности для целей налогообложения соответствует инструкции и методике расчета. Исправлений и подчисток нет.

В ведомости начисления заработной платы отклонений и замечаний нет, кроме случая с выдачей единовременной материальной помощи. Подписи и расшифровки к ним есть.

Карточки личного учета на момент проверки были заполнены. Удержание подоходного налога производится с учетом наличия иждивенцев, необходимые подтверждающие документы с места жительства и места учебы предъявлены бухгалтеру. Данные по начислению подоходного налога ежемесячно передаются по установленной форме в налоговую инспекцию.

Нарушений с внебюджетными фондами нет. Взносы в фонд социального страхования, медицинского страхования, фонд занятости и Пенсионный фонд соответствуют действительности и предъявляются во время.

В процессе работы были исправлены первичные документы по учету кассовых операций. Они не отражали искажения бухгалтерского учета, но не соответствовали требованиям ведения учета, следовательно, наступил бы факт наложения штрафа в размере от 3 до 5 минимальных оплат труда.

Аудиторская проверка профессионально позволила подготовить предприятие к предстоящей проверке, и, как следствие, к лицензированию.

Все документы по бухгалтерскому учету были предъявлены аудитору для проверки.

В результате подтвердилось, что финансовая отчетность предприятия в основном правильно отражает его финансовое положение, прибыль и убытки, движение денежных средств, бухгалтерский отчет отвечает требованиям законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Финансовая отчетность подготовлена добросовестно, на основе объективных данных бухгалтерского баланса, исправлена в соответствии с требованиями и нормами.

Бухгалтерский учет соответствует принципам и требованиям, учетная политика предприятия выбрана правильно.

Своевременно и полностью вносятся налоги и обязательные отчисления. Предприятие своевременно рассчитывается с поставщиками, контролирует сроки поставки, но в случае возникновения разногласий по срокам поставки необходимо выставлять штрафные санкции, а в случае необходимости обращаться в арбитраж.

Заработная плата, виды доплат рассчитываются в соответствии с законом и учетной политикой. Праздничные часы оплачиваются в двойном размере, вечерние часы в размере 10% от тарифной ставки. Заработная плата выдается в сроки, утвержденные Учетной политикой (1-го числа, следующего за отчетным месяцем). Этот срок обуславливается не большой численностью и быстротой обработки данных, начислением взносов в фонды социального страхования и своевременного перечисления этих средств по назначению.

 



Заключение

Бухгалтерский учет на данном предприятии организован на основе требований, Положений, законодательных и нормативных актов.

Возглавляет эту службу главный бухгалтер. Бухгалтерская служба на предприятии подчиняется заместителю генерального директора по экономике и финансам. В штате бухгалтерии 27 единиц. Специалисты с высшим образованием. Два заместителя, 6 человек руководители отделов.

Свою деятельность предприятие развивает в направлении производства печатной продукции. В основном это школьные учебники и школьные принадлежности. Заказчиком является государство, дополнительно печатается большой объем правовой и экономической литературы. Это предприятие продает свою продукцию во все регионы страны. Предприятие прибыльное, рентабельность в пределах 12-14 %, финансовое положение устойчивое.

По численности это среднее предприятие, но объему выпуска и производству относится к числу крупных в своей отрасли.

На балансе предприятия свое профессионально- техническое училище по подготовке рабочих специальностей по своему профилю. В других городах таких училищ нет.

Предприятие подчиняется Министерству. Отчету и баланс представляются также в министерство. Аудиторская проверка проводится обязательно раз в год перед годовым отчетом, заключение аудитора прикладываются к годовому отчету. На предприятии 80% – женщины, поэтому есть специфика организации труда и оплаты.

В бухгалтерии расчетами с работниками по заработной плате занимается отдел по расчетам с персоналом по оплате труда, который возглавляет начальник. Всю работу отдел строит на основе Закона, Положения о бухгалтерском учете, всех законодательных и нормативных актов.

Проверки отдела проходят постоянно. Серьезных нарушений со стороны проверяющих органов не отмечено. В отделе все работающие с высшим образованием, владеют компьютерной технологией учета сбора и обработки информации. Работа строится на основе месячного и квартального планов, поэтому срывов и опозданий по срокам учета нет.

Начальник отдела координирует всю работу, отвечает за расчеты с государством по подоходному налогу, по начислению во внебюджетные фонды, следит за наличием средств по фонду заработанной платы по источникам. Составляет отчетность, проводит анализ использования заработной платы.

Работники отдела ведут аналитический учет по подразделениям, составляют сводные регистры, производят удержания, составляют справки, ведут подсчет заработной платы для уходящих на пенсии.

Целью данной выпускной квалификационной работы было исследование с практической и научной точки зрения состояния организации учета труда и заработной платы на предприятии.

С практической стороны изучения организации труда и заработной платы позволило решить следующие задачи:

Ø применение правовой и нормативной базы бухгалтерского учета,

Ø практически принять участие в работе отдела за месяц (заполнить табель учета рабочего времени, начислить заработную плату по всем формам, произвести доплаты, удержания).

Ø составить сводные регистры,

Ø провести аналитический и синтетический учет затрат на оплату труда, по удержаниям,

Ø начислить пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью,

Ø начислить пособие по беременности и родам,

Ø начислить пособие по несчастному случаю на производстве,

Ø начислить отпускное пособие,

Ø рассчитать налогооблагаемую базу по взносам в фонды социального страхования.

В процессе работы проведен анализ использования фонда оплаты труда по источникам и по подразделениям. Увязан анализ с возможностью выплат. Подготавливала справки в банк.

В основном работа проводилась по учету труда и заработной платы отдела сбыта предприятия. Этот отдел занимается сбытом готовой продукции.

Рабочие по упаковке продукции находятся на сдельной оплате труда с ежемесячным премированием из фонда заработной платы в размере 40%.

Рабочие по погрузочным работам оплачиваются по часовым тарифным ставкам за отработанное время с ежемесячным премированием по итогам работы в размере 40 % из фонда заработной платы. Оплата специалистов производится из расчета 50% из фонда заработной платы и 50% из фонда потребления при условии не превышения норматива дебиторской задолженности и запасов готовой продукции на складах. Доплата проводится по представления финансового отдела.

Бухгалтерский учет труда и заработной платы – трудоемкая и ответственная работа, требует больших знаний и практических навыков.

На предприятии можно предложить ряд усовершенствований по учету труда и заработанной палаты, улучшить систему контроля.

При расчете по сдельным расценкам в печатном цехе в 4 квартале был допущен перерасход сдельного фонда заработной платы по вине организаторов и низкой технологической дисциплины работников. Перерасход списали на резервный фонд, и премию по итогам за квартал выплатили полностью из общего фонда. В 2003 году перерасход будет списываться с конкретного цеха, участка за счет уменьшения размера сумм направленных на премирование из фонда потребления. Такой подход уменьшит размер вознаграждения всем работающим этого подразделения.

Можно сделать работу по оформлению первичных документов с меньшими затратами. Составлять наряды сразу на более длительный период, сразу проводить начисленный фонд через компьютер в увязке с объемами. Это позволит больше внимания уделять контролю и анализу, более оперативно выявлять причины перерасхода по определенным статьям.

В целях сокращения затрат предложено отказаться от авансовых выплат за месяц, перейти на разовое начисление итоговой заработанной платы.

Расчеты с акционерами проводятся раз в год на основании решения Общего собрания акционеров. Два года дивиденды не выплачивались в виду отсутствия средств.

Экономические службы предприятия разрабатывают системы применения аналогичной оплаты, как по отделу сбыта, т.е. по конечному результату на каждое производственное подразделение, рассчитывают долю возможного по выполненному объему работ, фонду заработной платы. Это повысит ответственность руководителей за организацию производства с наименьшими затратами. Такой подход уменьшает количество хозяйственных операций и при расчете за труд, уменьшает количество первичной документации при начислении заработной платы. При выполнении нормативных затрат, финансовых показателях, объемов, отсутствие рекламаций, штрафов соответствующее подразделение по квалификационным коэффициентам будет получать свое вознаграждение. Но, за предприятием останется право выделять своим сотрудникам материальную помощь из фондов на непредвиденные бытовые обстоятельства.

Рассмотрев задачи, цели, основные источники информации и методы аудита расчетов по оплате труда, можно утверждать, что бухгалтерский учет и аудит этого отдельно взятого участка деятельности хозяйствующих субъектов достаточно полно регламентирован нормативными документами, и при соблюдении требований законодательства при учете этих операций каждое конкретно взятое предприятие способно обеспечить достоверное отражение движения денежных средств при расчетах с подотчетными лицами. Аудит, являясь инструментом внешнего контроля, в этом случае только подтверждает высокий уровень внутреннего контроля операций в ОАО «Полиграфист».

Таким образом, учет труда и заработной платы на предприятии является важным как со стороны учета затрат по себестоимости, так и фактором социальной стабильности на предприятии, так и в государстве. В настоящее время необходимы меры государственного характера по разрешению проблем, связанных с возможностью увеличения оплаты за труд.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: