Сбор на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности

 

Базовым документом, который заложил основы социального налогообложения в области общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности является Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [9].

Для решения задач общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности в Украине создан соответствующий фонд. Основными задачами фонда являются:

- своевременно и в полном объеме компенсировать убытки, причиненные работнику вследствие повреждения его здоровья, а в случае его смерти – членам его семьи;

- предоставлять помощь в связи с временной нетрудоспособностью до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

- организовать погребение умершего;

- способствовать созданию условий для своевременного оказания квалифицированной неотложной помощи потерпевшему;

- организовать целенаправленное и эффективное лечение потерпевшего;

- применять все меры для поддержания и повышения трудоспособности потерпевшего;

- предоставлять реабилитационную помощь потерпевшему дома, в санаторно-курортных учреждениях и так далее;

- организовывать рабочие места для инвалидов самостоятельно или совместно с органами исполнительной власти;

- уплачивать за потерпевшего взносы на медицинское и пенсионное страхование.

Действие Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [9] распространяется на лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от их форм собственности и хозяйствования, у физических лиц, на лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и граждан – СПД.

Взятие на учет Фондом юридических лиц и физических лиц – предпринимателей осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором.

Согласно нормам ст.15 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [9] «страхование от несчастного случая осуществляет Фонд социального страхования от несчастных случаев – некоммерческая самоуправляющаяся организация, действующая на основании устава, утверждаемого ее правлением».

Размеры страховых взносов страхователей исчисляются (ст. 47) [9]:

- для работодателей – в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников …;

- для добровольно застрахованных лиц – в процентах к минимальной зарплате.

Страховые тарифы на данном этапе введения Закона регулирует «Порядок определения страховых тарифов для предприятий, учреждений и организаций на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» [46]. Положения Порядка [20] включают методические нормы определения величин страховых тарифов, а именно:

- с целью определения страховых тарифов отрасли экономики и виды работ дифференцируются по классам профессионального риска производства согласно приложению;

- сумма страховых взносов определяется по специально разработанной формуле;

- в случае, если работодатель не представляет Фонду сведения, необходимые для определения класса профессионального риска производства или представляет их несвоевременно и не в полном объеме, Фонд устанавливает класс профессионального риска и страховой взнос по собственной оценке.

Позже, правовые нормы налогообложения в данном виде социального страхования закладывает Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [10]. Согласно данному Закону [10] «страховые тарифы установлены в размере от 0,2 до 13,8 % к фактическим расходам на оплату труда наемных работников, исходя из одного из 67 классов профессионального риска производства или отдельных отраслей экономики. Для предприятий, созданных общественными организациями инвалидов, размер тарифа снижен на 50 %. Добровольно застрахованные физические лица уплачивают взнос в размере одной минимальной зарплаты».

Законодатель устанавливает в соответствии с классами профессионального риска производства следующие страховые тарифы для 65 отраслей национальной экономики.

Важным рабочим документом для дальнейшего регулирования взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности является Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств ФССНСП [19], утвержденная Постановлением Правления.

Заметим, что согласно Письму Минюста Украины «О государственной регистрации актов нормативно-правового характера» [19] нормативно-правовые акты ФССНСП являются действующими и применяются без государственной регистрации в Минюсте.

Согласно пункту 2. Инструкции [19] плательщиками страховых взносов являются:

- юридические лица, а также их обособленные подразделения;

- юридические лица – объединения граждан, религиозные, профсоюзные, благотворительные организации, использующие наемный труд;

- расположенные в Украине иностранные предприятия, учреждения, организации (в том числе международные), филиалы или представительства, использующие наемный труд;

- физические лица, использующие наемный труд.

- священнослужители, церковнослужители и лица, работающие в религиозных организациях на выборных должностях, лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, граждане – СПД и уплачивающие взносы в Фонд на добровольных началах.

Согласно пункту 3.7. вышеназванной Инструкции [19] после проведения регистрации рабочие органы исполнительной дирекции Фонда в течение 3 рабочих дней направляют плательщику заказным письмом с описью вложения страховое свидетельство и уведомление об отнесении его к классу профессионального риска производства, размер страхового тарифа и расчет размера страхового взноса.

Размеры страховых взносов страхователей исчисляются (пункт 4.10 Инструкции [19]):

- для работодателей – в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников;

- для добровольно застрахованных лиц – в процентах от минимальной зарплаты.

Страхователи, которые выплачивают пособие в связи с временной нетрудоспособностью до восстановления трудоспособности или установления инвалидности, и осуществляют расходы на погребение в случае смерти пострадавшего, перечисляют в Фонд сумму, равную разнице между начисленными страховыми взносами (с учетом пени) и расходами страхователей (пункт 4.11 Инструкции [19]).

Последующие пункты инструкции определяют порядок отчетности юридических и физических лиц и добровольно застрахованных лиц.

Не внесенные страхователями в установленный срок страховые взносы в Фонд считаются недоимкой и взыскиваются в порядке, предусмотренном законодательством, с начислением пени. Юридические лица должны ежеквартально в двух экземплярах составляют расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда, один экземпляр которой представляется в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда … до 20 апреля, до 20 июля, до 20 октября текущего года, до 25 января года, следующего за отчетным.

 Физические лица – СПД, физические лица использующие труд наемных работников, расчетную ведомость представляют в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда по месту регистрации ежеквартально до 20 апреля, до 20 июля, до 20 октября текущего года, до 25 января года, следующего за отчетным [19].

Добровольно застрахованные лица должны хранить квитанции или платежные поручения о перечислении страховых взносов в Фонд.

 Некоторые вопросы, которые не получили своего рассмотрения в Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств ФССНСП от 20.04.01 N 12 предлагаются в письме ФССНСП от 12.12.01 N 05-91, данный документ носит название «О некоторых вопросах определения страховых взносов по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве» [56]. В документе урегулировано, что если работник выполняет работу не на основании трудового договора, а на других юридических основаниях, в частности, по договору подряда, то сумма его дохода для начисления в Фонд не включается в фактические расходы на оплату труда.

Устанавливаются в письме страховые тарифы для отдельных видов предприятий, в частности:

- для аптечных заведений установлен страховой тариф в размере 1,02 % к фактическим расходам на оплату труда наемных работников.

- тариф в размере 0,2 %устанавливается бюджетным учреждениям и организациям (примечание - бюджетным учреждением является орган, учреждение или организация, созданные органами государственной власти, полностью содержащиеся за счет бюджетов).

Правовой аспект страховых тарифов является объектом постоянного внимания ФССНСП. Так, в 2003 году Письмо Исполнительной дирекции ФССНСП «О страховом тарифе» [57] устанавливает «объединениям граждан, легализированным в установленном порядке с 09.02.02 установлен страховой тариф на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве в размере 0,2 % от суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников». В письме ФССНСП «Об установлении тарифа страховых взносов» [57] разъясняется, что если предприятие ведет несколько видов экономической деятельности, то «основным для предприятия является вид деятельности, который по итогам прошлого года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг)». При этом «правильность установления тарифа страховых взносов должна быть определена через годовую отчетность предприятия по объемам реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг)».

Письмо ФССНСП «О возможности применения косвенных методов определения налоговых обязательств» [59] однозначно определяет, что «к социальным взносам косвенные методы не применяются».

Последующим важным шагом в области регулирования данного социального взноса является введение Положения о реестре страхователей по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности. Документ утвержден Постановлением Правления ФССНСП [23]. В документе определено, что «реестр – это автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных».

С расширением направление экономической деятельности и развитием рыночных механизмов хозяйствования регулирование размеров страховых тарифов общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве требует постоянной коррекции и изменений. В соответствии с действующим Законом «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [9] приказом исполнительной дирекции ФССНСП [31] предложен Порядок уведомления страхователей о размерах страховых взносов.

Перечислим наиболее значимые положения данного документа [31]:

1) данные об основной деятельности по коду КВЭД содержатся в заявлении, подаваемом страхователем при его регистрации (перерегистрации) в рабочих органах исполнительной дирекции Фонда

2) страхователи предоставляют рабочему органу Фонда копию государственной статотчетности по форме N 1-предпринимательство (годовая)

3) рабочий орган исполнительной дирекции Фонда выдает страхователю уведомление об отнесении его к классу профессионального риска производства

4) перерасчет суммы страховых взносов с 01.05.03 по новым страховым тарифам осуществляется страхователем после получения уведомления об отнесении страхователя к классу профессионального риска производства о страховом тарифе и такая перерасчитанная сумма считается суммой страховых взносов, срок уплаты которых не наступил в течение 10 календарных дней со дня получения уведомления.

«Порядок осуществления контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты страхователями страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [28] утверждено Постановлением правления ФССВУТ. Порядок [28] регламентирует проведение плановых и внеплановых проверок. В частности, определено положениями Постановления, что внеплановые проверки проводятся в случае, если страхователь подал заявление на получение средств для возмещения расходов путем перечисления средств на его счет. Проверяются причины недоимки и неуплаченных платежей, срок которых не наступил. При проверке Фонд использует данные государственной статистической отчетности.

Государственный надзор сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности осуществляют Минтруда, Госпромгорнадзор, ГКРУ. Это положение устанавливается правовым документом, который носит название «Порядок осуществления государственного надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [28].

Пункт 2 порядка гласит, что Минтруда является главным органом в системе государственного надзора в данной сфере социального страхования. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, проверка может быть комплексной или целевой (пункт 3-4) [28]. По результатам составляется акт проверки (пункт 15) [28].

Рассмотрим кратко суть основных правовых изменений в вопросах социального налогообложения данной сферы за 2003-2007 год в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3.

Правовые особенности социального налогообложения в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности в 2003-2007 годах

№ п/п № документа Краткое содержание
1 Письмо ФССНСП от 08.12.03 N 01-1635 «Об уплате страхователями страховых взносов в ФССНСП» ..срок уплаты страховых взносов на социальное страхование от несчастного случая наступает каждый раз при получении страхователем средств на оплату труда в учреждениях банков или [при] проведении оплаты труда из наличной выручки или натуроплатой..
2 Письмо Исполнительной дирекции ФССНСП от 24.02.04 N 02-303 «Об определении базы начисления страховых взносов» … размеры страховых взносов исчисляются: для работодателей – в процентах к суммам фактических выплат…, подлежащих обложению подоходным налогом с граждан; для добровольно застрахованных лиц – в процентах к минимальной зарплате..
3 Письмо ФССНСП от 14.07.04 N 01-960 «О начислении взносов на суммы начисленных и выплаченных доплат к основной зарплате, вознаграждений, премий по результатам работы за год уволенным работникам» … с таких сумм взимаются страховые взносы..  
4 Пост. ФССНСП от 29.07.04 N 49 «Порядок списания кредиторской задолженности ФССНСП» … Настоящий порядок распространяется на кредиторскую задолженность Фонда, которая возникла с даты приема рабочим органом исполнительной дирекции Фонда от страхователя Расчетной ведомости за II квартал 2001 года.
5 Пост. Правления ФССНСП от 29.07.04 N 60 «Порядок направления органам ГНС представления об осуществлении мероприятий по погашению страхователем не внесенных в установленный срок страховых взносов» … предельным сроком уплаты согласованной суммы долга считается пятнадцатый календарный день со дня согласования страхователем акта проверки, составленного рабочим органом исполнительной дирекции Фонда.
6 Закон Украины от 20.12.05 N 3235-IV с учетом изменений, внесенных Законами от 19.01.06 N 3367-IV, от 23.02.06 N 3486-IV, от 23.02.06 N 3508-IV, от 23.02.06 N 3515-IV, от 14.03.06 N 3521-IV, от 16.03.06 N 3584-IV «О Госбюджете на 2006 год» Установить на 2006 год в соотв. С классами профессионального риска производства такие страховые тарифы: [в прилагающейся таблице приводятся тарифы по 67 классам]. Установить, что в 2006 году … в случае установления комиссией по расследованию несчастного случая, что повреждение здоровья наступило не только по причине, зависящей от работодателя, но и в результате нарушения пострадавшим нормативных актов об охране труда, размер одноразовой помощи подлежит уменьшению, но не более как на 50 %, в порядке, определенном Правлением Фонда.
7 Приказ исполнительной дирекции ФССНСП от 04.01.06 N 4 «Порядок уведомления страхователей о размерах страховых тарифов на 2006 год» ФССНСП обязан письменно уведомить страхователя о размере страхового тарифа в соотв. С классом профессионального риска производства, к которому отнесен страхователь на 2006 год Уведомление о размере страхового тарифа выдается страхователям одновременно с принятием отчетности за 2005 год с обязательным засвидетельствованием страхователя о его получении, или отсылается по почте с уведомлением о вручении…
8 О Госбюджете на 2007 год Вводятся новые страховые тарифы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве

 

Таким образом, базовым документом, который заложил основы социального налогообложения в области общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности является Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [9]. Страховые тарифы на начальном этапе развития национальной экономики регулировал «Порядок определения страховых тарифов для предприятий, учреждений и организаций на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» [28].

В дальнейшем процесс правового регулирования в области страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности приобретает черты, сходные с вопросами регулирования других сфер социального страхования. Количество документов по регулированию растет. И основную разъяснительную роль по толкованию Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» [9] выполняет Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств ФССНСП, что соответствует общей сложившейся практике государственного регулирования в вопросах социального налогообложения. Понимая роль налоговой политики в вопросах социального обеспечения, государство осуществляет надзор сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности с помощью таких министерств и ведомств, как Минтруда, Госпромгорнадзор, ГКРУ. И эти исполнительные органы также издают свои инструкции и письма, которые направлены на дальнейшее совершенствование работы Фонда по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности. Но эффект получается обратный. Инструкции и Письма множатся, что создает существенные проблемы в вопросах толкования регуляторной политик государства в отношение данного вида социального страхования.

С введением единого налога в Украине возникает необходимость в дополнительных правовых механизмах в вопросах уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование субъектами малого предпринимательства. Разъяснения по этому важному вопросу дает такой рабочий документ, как Письмо Минтруда Украины «О уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование субъектами малого предпринимательства, уплачивающими ЕН» [65].

Ежегодно с принятием Закона «О госбюджете» устанавливаются максимальные величины расходов на оплату труда, с которых исчисляются взносы в социальные фонды. И практически каждый год происходит изменение в размере ставок на общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности, все это осложняет работу украинского бизнеса, снижает его экономическую эффективность и создает бюрократическую волокиту. А вопросы социальной защищенности населения в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности решаются долго и не всегда объективно в отношении пострадавших.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: