Сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование

Пенсионный фонд – это наиболее самодостаточный государственный фонд финансовых ресурсов в Украине. Целью его создания и функционирования является финансовое обеспечение пенсионеров путем выплаты разных видов пенсий и помощи. Одним из основных заданий Пенсионного фонда Украины является сбор, аккумулирование и учет страховых взносов.

Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества престарелых, инвалидов и их семей, потерявших кормильца.

Пенсионная реформа, которой в настоящее время уделяется довольно много внимания, имеет не только экономический, но и правовой аспект. Даже при самом благоприятном финансовом прогнозе неудачное правовое оформление запланированных нововведений может привести к отрицательным для настоящих и будущих пенсионеров результатам. Правовое регулирование многих общественных отношений, особенно социальных, вызывает тревогу, поскольку не так уж редко сегодняшние законодатели игнорируют имеющиеся научные разработки прошлых лет, исторические вехи развития законодательства о социальных выплатах, априори считая, что они не могут быть приняты во внимание, поскольку пришлись на советское время. Однако есть выдержавшие проверку временем понятия, принципы, которые следует корректировать, дополнять с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, но никак не отрицать.

Правовые механизмы социального налогообложения в Украине заложены Законом Украины «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» [2]. Значение данного правового акта трудно переоценить, так как этот Закон определяет сущность общеобязательного государственного социального страхования в национальном правовом поле.

Проанализируем основные – базовые положения документа, связанные с определением принципов и сущности общеобязательного государственного социального страхования.

Статья 1 «Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» [3] гласит, что общеобязательное государственное социальное страхование – это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, формируемых за счет уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом (далее – работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом.

В зависимости от страхового случая Закон [3] называет следующие виды общеобязательного государственного социального страхования:

- пенсионное страхование;

- страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами обусловленными рождением и погребением;

- медицинское страхование;

- страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания приведших к утрате трудоспособности;

- страхование на случай безработицы;

- прочие виды страхования, предусмотренные законами Украины.

Перечисляя субъекты и объекты общеобязательного государственного социального страхования Закон [3] указывает на то, что обязательства по привлечению страховых взносов берут на себя специально созданные страховые фонды ([ст.6.] «Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»). Страховые фонды являются органами, которые осуществляют управление отдельными видами общеобязательного социального страхования, проводят сборы и аккумуляцию страховых взносов, осуществляют контроль за использованием средств, обеспечивают финансирование выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и осуществляют другие виды деятельности, согласно Уставу страховые фонды являются некоммерческими самоуправляемыми организациями.

Общеобязательному государственному социальному страхованию подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта):

а) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от их форм собственности и хозяйствования;

б) у физических лиц;

2) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), граждане – СПД.

Размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование по каждому его виду определяются из того, что они должны обеспечивать и ежегодный размер данных взносов устанавливается Верховной Радой Украины соответственно для работодателей и застрахованных лиц на каждый календарный год в процентах одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины.

Таким образом, Законом Украины «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» [3] является правовой основой для развития механизмов социального страхования. Финансовой основой для осуществления государственного социального страхования являются налоги, которые носят название сборов и осуществляются эти сборы отдельно по каждому из видов общеобязательного социального страхования.

Наиболее весомым в системе социального налогообложения является пенсионное страхование. Регулятором правовых норм данного вида страхования является Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4]. Данный Закон определяет принципы, основы и механизмы функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, назначения, перерасчета и выплаты пенсий, предоставления социальных услуг из средств Пенсионного фонда, формирующихся за счет страховых взносов работодателей, бюджетных и других источников, предусмотренных настоящим Законом, а также регулирует порядок формирования Накопительного пенсионного фонда и финансирование за счет его средств расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий или разовых выплат застрахованным лицам, членам их семей и другим лицам, предусмотренным данным Законом. Изменение условий и норм общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется исключительно путем внесения изменений в данный Закон.

Согласно ст. 14. Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4] страхователями являются:

1) работодатели;

2) предприятия, учреждения, организации, воинские части и органы, выплачивающие зарплату (вознаграждения), денежное обеспечение, помощь;

3) ФССНСП;

4) застрахованные лица.

По статье 15 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4] взятие на учет в ПФ страхователей осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором. Уведомление о взятии на учет страхователя в качестве плательщика страховых взносов направляется страхователю на следующий рабочий день со дня взятия на учет.

Согласно ст. 18 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4] размер страховых взносов устанавливает Верховная Рада Украины, а предложения о размере страховых взносов вносит Кабинет Министров Украины вместе с проектом закона о Госбюджете на следующий год. Страховые взносы являются целевым общеобязательным платежом, который взимается на всей территории Украины в порядке, установленном настоящим Законом. При этом страховые взносы не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, составляющих систему налогообложения. На эти взносы не распространяется налоговое законодательство.

Статья 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4] уточняет, что страховые взносы начисляются на суммы в пределах максимальной величины, установленной законом о размере страховых взносов. Эта максимальная величина ежегодно устанавливается на уровне величины семи средних заработных плат, которая сложилась в предыдущем календарном году, и не может быть меньше… максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы зарплаты (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды. При этом страховые взносы начисляются независимо от того, были ли указанные суммы фактически выплачены после их начисления к уплате.

В статье 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4] определен порядок перечисления страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а именно говорится в Законе, что страхователи обязаны уплачивать страховые взносы не позднее, чем через 20 календарных дней со дня окончания [базового отчетного] периода. При этом страховые взносы подлежат уплате независимо от финансового состояния плательщика страховых взносов.

Базовым документом для анализа регулирования социальных налоговых платежей является Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» [4]. Этот документ содержит нормы осуществления и использования сборов на обязательное государственное пенсионное страхование.

Статья 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» [4] перечисляет плательщиков сбора, а именно:

1) субъекты предпринимательской деятельности, их объединения, бюджетные, общественные организации, объединение граждане и другие юридические лица и физиче­ские лица — субъекты предпринимательской деятельности, кото­рые используют труд наемных работников;

2) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения вышеуказанных налогоплательщиков, не имеющие статуса юриди­ческого лица, расположенные на другой территории, чем, плательщик сборов;

3) физические лица — субъекты предпринимательской деятель­ности, не использующие труд наемных работников, адвокаты, частные нотариусы, другие лица не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности;

4) физические лица, работающие в условиях трудового дого­вора (контракта), и физические лица, выполняющие работы (ус­таву) согласно гражданско-правовым договорам, в том числе чле­ны творческих союзов, творческие работники, не являющиеся чле­нами творческих союзов, и т. п.;

5) действие данного пункта приостановлено Законом №3235-15 от 20.12.2005 года;

6) субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценного камня;

7) юридические и физические лица при отчуждении автомобилей, кроме легковых которыми обеспечиваются инвалиды и тех которые переходят при наследовании;

8) исключен на основании Закона №849-15 от 22.05.03;

9) предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности и физические лица, которые приобретают недвижимое имущество, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, которые приобретают недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организаций иностранных государств, которые используют привилегии в соответствии с международными договорами, а также гражданами которые получают жилье или приобретают его впервые;

10) предприятия, учреждения и организации, физические лица, которые используют услуги спутниковой связи, операторы этой связи, которые предоставляют эти услуги бесплатно, кроме тех случаев когда эти услуги используется речным, морским, воздушным, космическим транспортом (технологическим транспортом – такси), которые имеют стационарно установленные системы данной связи.

Объектом налогообложения являются:

1) для субъектов предпринимательской деятельности, исполь­зующих труд наемных работников,— фактические расходы на оп­лату труда работников, включающие расходы на выплату основ­ной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, в том числе в натуральной форме, подлежащих об­ложению подоходным налогом с граждан.

2) для субъектов предпринимательской деятельности – физических лиц, не использующих труд наемных работ­ников, адвокатов, частных нотариусов — сумма облагаемого налога на прибыль, дохода (прибыли), исчисленная в порядке, опре­деленном Кабинетом Министров Украины в соответствии с зако­нодательством Украины;

3) для физических лиц, выполняющих работы (услуги) соглас­но трудовому договору (контракту) или гражданско-правовым до­говорам,— совокупный облагаемый подоходным налогом доход, ис­численный в соответствии с законодательством Украины.

4) для субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценного камня–стоимость реализованных ювелирных изделий

5)  для юридические и физические лица при отчуждении автомобилей –стоимость легкового автомобиля

6)  для предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности и физические лица, которые приобретают недвижимое имущество, стоимость этого недвижимого имущества, согласно договору купли-продажи

7)  Для предприятий, учреждений и организаций, физических лиц, которые используют услуги спутниковой связи и являются операторами этой связи – стоимость услуг данной связи.

Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» [4] в последней редакции устанавливаются ставки сбора в следующих размерах:

- для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 данного Закона: 32,3 % от объекта налогообложения;

- для плательщиков ФСН сбор на обязательное пенсионное страхование определяется отдельно по специальной ставке от объекта налогообложения. Специальная ставка устанавливается в 2005-2006 годах в размере 20 % от ставки, установленной абзацем вторым настоящего пункта и подлежит ежегодному увеличению на 20 процентных пунктов в каждом из последующих бюджетных лет до достижения общего размера ставки сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Не только Законы Украины служат основанием для начисления и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Большую роль в разъяснении и регламентации по уплате данного сбора имеет Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в ПФУ [18]. Данная Инструкция включает 14 разделов и 33 приложения.

Инструкция определяет процедуру регистрации и учета плательщиков взносов, исчисления и уплаты страховых взносов и других платежей в бюджет ПФУ предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования, а также физическими лицами, начисления и уплаты финансовых санкций и пени, представления страхователями отчетности управлениям ПФУ в районах, городах и районах в городах.

Инструкция указывает конкретные сроки сбора, а именно начисленные за соответствующий базовый отчетный период страховые взносы уплачиваются плательщиками путем перечисления безналичных сумм с их банковских счетов не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания данного периода независимо от выплаты зарплаты (дохода), на суммы которых начисляются страховые взносы. Базовым отчетным периодом является календарный месяц. На суммы просроченной задолженности по уплате страховых взносов (недоимки) и своевременно не уплаченные (не перечисленные) финансовые санкции начисляется пеня в размере 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.

Изменение ставок сбора происходит ежегодно в зависимости от регламентации в Бюджете страны на тот или иной год.

Закон Украины «О Госбюджете на 2006 год» [6] определяет следующие правовые нормы.

Установить, что сбор с купли-продажи валюты в течение 2006 года взимается с операций купле-продаже безналичной валюты в размере 1,3 процента.

Согласно ст.101 Закона Украины «О Госбюджете на 2006 год» [6] в 2006 году размер сбора на обязательное государственное Пенсионное страхование составляет 31,8 %..

Предусматривается (ст.105), что в 2006 году плательщики ФСН сбор на обязательное пенсионное страхование уплачивают по ставке 6,46 % от объекта налогообложения.

В статье 106 прописывается порядок начисления пенсии за особые заслуги перед Украиной независимо от времени награждения (орденом, медалью).

Государственный бюджет 2007 года [13] предусматривает:

- повышение прожиточного минимума, который для работоспособного лица составит с 01.01.2007 г. – 525 грн., с 01.04.2007 г. – 535 грн., с 01.10.2007 г. – 548 грн.;

- увеличение минимальной заработной платы с 01.01.2007 г. – 400 грн., с 01.07.2007 г. – 420 грн., с 01.12.2007 г. – 450 грн.;

- с 01.01.2007 г. максимальная величина расходов на оплату труда, с которой исчисляются взносы в социальные фонды, определяется в размере пятнадцати прожиточным минимумам для работоспособного лица;

- пенсионный сбор с операций купли-продажи валюты взимается в размере 1 процент.

Эти изменения служат основанием для начисления сбора на общегосударственное пенсионное страхование.

Регулирование сбора на общегосударственное пенсионное страхование проводится согласно Указам Президента, Письмам Пенсионного Фонда Украины. Рассмотрим кратко суть этих правовых документов в. Приложении Ж.2.1. Заметим, что письма органов государственной власти не имеют юридической силы. Так, в письмах Госкомпредпринимательства выражается исключительно позиция Комитета, основывающаяся на нормах действующего законодательства.

Таким образом, правовые механизмы социального налогообложения в Украине заложены Законом Украины, который носит название «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» [3]. Наиболее весомым в системе социального налогообложения является налогообложение в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Регулирует правовые нормы социального налогообложения по этому виду страхования Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [4].

Размер страховых взносов устанавливает Верховная Рада Украины, а предложения о размере страховых взносов вносит Кабинет Министров Украины вместе с проектом закона о Госбюджете на следующий год. Базовым документом для анализа регулирования социальных налоговых платежей является Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» [4].

Но не только Законы Верховной Рады служат основанием для начисления и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Большую роль в разъяснении и регламентации по уплате данного сбора имеет Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в ПФУ[13]. Регулирование порядка исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в ПФУ проводится также согласно Указам Президента и Постановлениям (Письмам) Пенсионного Фонда Украины.

В настоящее время государственная пенсионная система переживает кризис. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости значительно ниже прожиточного уровня жизни.

Пенсия – это результат нашей трудовой деятельности, работать над формированием будущей пенсии нужно еще с молодых лет. Чем быстрее общество это осознает, тем меньше будет таких пожилых людей, кому необходима социальная помощь.

Безусловно, новые правила игры требуют формирования полной пенсионной культуры. Если раньше механизм расчета пенсии почти не зависел от взносов лиц в Пенсионный фонд (виною этому – верхнее ограничение размера пенсии), то теперь формирование будущей пенсии может стать таким же условием цивилизованного общества, как знание правил поведения людей в коллективе или правила личной гигиены.

Пенсионная культура – это часть экономической культуры. Но приходится констатировать факт, что наши сограждане все-таки плохо знают основы рынка. Сказываются предшествующие десятилетия плановой экономики, когда человек отстранялся от принятия решений, даже если речь шла о его личной судьбе.

Поэтому необходимо изучать особенности пенсионного и социального страхования в учебных заведениях и, возможно, даже в старших классах общеобразовательных школ.

Немаловажным фактором сдерживающим поступления в Пенсионный фонд является высокая процентная ставка взимаемая с субъекта предпринимательской деятельности с фонда заработной платы, из за которой в значительной мере практикуется такое понятие как «заработная плата в конверте». Одновременное снижение процентной ставки и увеличение минимальной заработной платы, или применение дифференцированного подхода к взиманию процентной ставки (чем выше заработная плата тем ниже процентная ставка, взимаемая с фонда заработной платы) в значительной мере помогло бы вывести реальную заработную плату из тени. Что на первоначальном этапе может, и не повлекло бы за собой значительного пополнения пенсионного фонда, но изначально прививало культуру уплаты налогов и сборов. Реальным таким примером можно считать введение, так называемо «упрощенки» для ведения предпринимательской деятельности, что повлекло за собой массовый выход предпринимателей из теневого бизнеса, и послужило толчком для развития малого и среднего бизнеса.

 Сейчас в Украине наблюдается экономический рост, который в свою очередь обеспечивает увеличение заработной платы. Со временем это существенно отразится и на увеличении "старых" и "новых" пенсий – новое законодательство предусматривает индексацию пенсионных выплат соответственно увеличению заработной платы. Поэтому населению Украины без воспитания пенсионной культуры надеяться на кардинальные, лучшие изменения невозможно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: