I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие                                                                                           2 мин.

       2. Проверка домашнего задания                                                                                 10 мин.

II. Основная часть.

Новые знания                                                                                                                7 мин.

Тартыс                                                                                                                          10 мин.

Вокальная работа                                                                                                      10 мин.

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение                                                                                          4 мин. 

Домашнее задание                                                                                                      2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие:

                              Пять линеек, как дорога, по которой ты идёшь,

                              Пять линеек – это волны, по которым ты плывёшь.

       2. Проверка домашнего задания.

 

II. Основная часть.

Новые знания

Учитель: На прошлом уроке мы завершили тему «Айтыс». Кто сможет ответить и рассказать классу:

· Что такое айтыс?

· Какие виды айтыса вы знаете?

· Назовите имена знаменитых акынов. (Сара Тастанбекова, Кенен Азербаев, Биржан Сал, Акан сере)

· Кто принимал участие в айтысах? (ответы детей)

Учитель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом казахского творчества – тартыс.

Тартыс – это инструментальное состязание.

Тартыс – самобытный жанр культуры казахского народа, который существует в нашей стране. Это состязание между кюйши, искусство инструментальной импровизации.

Самые интересные и увлекательные состязания кюйши оставались в памяти и передавались из уст в уста. Таким образом, они дошли до наших дней.

Это Курмангазы, Коркыт-ата, Акан, Жайляу Муса, Махамбет Утемисов.

Состязания кюйши проводились на больших праздниках, ярмарках, тоях, где известные кюйши встречались друг с другом, обменивались своими произведениями, показывали новые сочинения и вступали в состязания, чтобы показать своё мастерство.

Такой была встреча Даулеткерея и Курмангазы, знаменитых казахских кюйши. Вы уже знаете, что не всякий акын может участвовать в айтысах, для этого надо обладать умением хорошо и быстро сочинять стихи, песни, то есть быть «Мастером слова». Что же касается кюйши – то здесь тоже много сложностей, не всякому музыканту под силу состязание.

Существует 3 вида тартыса, в каждом свои правила и свой порядок. Попробуем в них разобраться:

· Тартыс, демонстрирующий исполнительское мастерство.

Как мы понимаем этот вид тартыса? Исполнитель – это тот человек, который умеет играть на каком-либо инструменте. Кто в нашем классе является исполнителем? (ответы детей)

Учитель: Но в тартысе надо играть на казахских инструментах.

Какие казахские инструменты мы знаем? (ответы детей)

Учитель: Значит, в первом виде тартыса принимают участие все, кто играет на казахских музыкальных инструментах.

       Теперь познакомимся со вторым видом тартыса.

· Тартыс, демонстрирующий композиторское мастерство.

В этом виде принимают участие композиторы-кюйши, они должны сочинять кюи во время состязания.

Учитель: Что такое кюй? (ответы детей) Назовите кюйши, который сочинил кюй «Сарыарка»?

· Тартыс, демонстрирующий умение кюйши с первого прослушивания повторить кюй.

Это самый сложный вид тартыса. Потому что в этом виде тартыса человеку, который принимает участие необходимо иметь абсолютный слух, отличную память и различные приёмы игры на инструменте, то есть уметь виртуозно играть, знать большое количество кюев, их авторов.

 

Тартыс

Итак, мы познакомились с тремя видами тартыса, и прямо сейчас мы устроим маленький тартыс, используя первый вид. Конечно, мы сможем использовать только народные инструменты – асатаяк и донгыру. (Дано задание, показать своё мастерство в аккомпанементе казахских народный мелодий: «Камажай», «Наурыз» и др.)

 

Вокальная работа

Учитель: На уроках музыки мы знакомимся со знаменитыми певцами, кюйши и сами с удовольствием исполняем песни.

· Песня «Хороший пёс» – уметь правильно брать дыхание и передавать ритмический рисунок песни.

· «Надо только захотеть» – петь с настроением, уметь чисто попадать на верхний звук в припеве.

· «Всё отлично» – учить с желанием солировать в песне, слушать и слышать пение товарища. 

 

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение

· Что такое тартыс?

· Кто принимает участие в тартысе?

· Кто такой кюйши?

· Что такое кюй?

 

2. Домашнее задание: Нарисовать казахские народные инструменты.

 

 

Урок 8

Тема урока: «Тартыс – инструментальное состязание»

Цель: Расширение и углубление знаний темы «тартыс».

 

Задачи обучения: Дальнейшее знакомство детей с историей возникновения инструментальной импровизации. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.

 

Оборудование: Иллюстрации кюя-тартыса «Нар идирген», казахские музыкальные инструменты,.

 

 

Музыкальный материал: запись кюя Курмангазы, Таттимбета.

 

 

Литература: учебник 3 класс; Ю. Б. Алиев «Пение на уроках музыки».

План

I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие                                                                                          2 мин.

       2. Проверка домашнего задания                                                                                 10 мин.

II. Основная часть

Новые знания. Выход Знайки и Незнайки                                                              17 мин.

Игра «Угадай-ка»                                                                                                        7 мин.

Музыкальное обобщение                                                                                              7 мин.

III. Заключительная часть

 Домашнее задание                                                                                                           2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

       1. Музыкальное приветствие

Выйди солнышко, выйди красное,

Полно спать тебе в мягком облаке.

Подымись скорей в небо синее,

Освети, согрей землю-матушку!

       2. Проверка домашнего задания

 

II. Основная часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: