1. Музыкальное приветствие 2 мин.
2. Проверка домашнего задания 10 мин.
II. Основная часть.
Новые знания 7 мин.
Тартыс 10 мин.
Вокальная работа 10 мин.
III. Заключительная часть
Музыкальное обобщение 4 мин.
Домашнее задание 2 мин.
|
|
Ход урока
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие:
Пять линеек, как дорога, по которой ты идёшь,
Пять линеек – это волны, по которым ты плывёшь.
2. Проверка домашнего задания.
II. Основная часть.
Новые знания
Учитель: На прошлом уроке мы завершили тему «Айтыс». Кто сможет ответить и рассказать классу:
· Что такое айтыс?
· Какие виды айтыса вы знаете?
· Назовите имена знаменитых акынов. (Сара Тастанбекова, Кенен Азербаев, Биржан Сал, Акан сере)
· Кто принимал участие в айтысах? (ответы детей)
Учитель: Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом казахского творчества – тартыс.
Тартыс – это инструментальное состязание.
Тартыс – самобытный жанр культуры казахского народа, который существует в нашей стране. Это состязание между кюйши, искусство инструментальной импровизации.
Самые интересные и увлекательные состязания кюйши оставались в памяти и передавались из уст в уста. Таким образом, они дошли до наших дней.
Это Курмангазы, Коркыт-ата, Акан, Жайляу Муса, Махамбет Утемисов.
Состязания кюйши проводились на больших праздниках, ярмарках, тоях, где известные кюйши встречались друг с другом, обменивались своими произведениями, показывали новые сочинения и вступали в состязания, чтобы показать своё мастерство.
Такой была встреча Даулеткерея и Курмангазы, знаменитых казахских кюйши. Вы уже знаете, что не всякий акын может участвовать в айтысах, для этого надо обладать умением хорошо и быстро сочинять стихи, песни, то есть быть «Мастером слова». Что же касается кюйши – то здесь тоже много сложностей, не всякому музыканту под силу состязание.
|
|
Существует 3 вида тартыса, в каждом свои правила и свой порядок. Попробуем в них разобраться:
· Тартыс, демонстрирующий исполнительское мастерство.
Как мы понимаем этот вид тартыса? Исполнитель – это тот человек, который умеет играть на каком-либо инструменте. Кто в нашем классе является исполнителем? (ответы детей)
Учитель: Но в тартысе надо играть на казахских инструментах.
Какие казахские инструменты мы знаем? (ответы детей)
Учитель: Значит, в первом виде тартыса принимают участие все, кто играет на казахских музыкальных инструментах.
Теперь познакомимся со вторым видом тартыса.
· Тартыс, демонстрирующий композиторское мастерство.
В этом виде принимают участие композиторы-кюйши, они должны сочинять кюи во время состязания.
Учитель: Что такое кюй? (ответы детей) Назовите кюйши, который сочинил кюй «Сарыарка»?
· Тартыс, демонстрирующий умение кюйши с первого прослушивания повторить кюй.
Это самый сложный вид тартыса. Потому что в этом виде тартыса человеку, который принимает участие необходимо иметь абсолютный слух, отличную память и различные приёмы игры на инструменте, то есть уметь виртуозно играть, знать большое количество кюев, их авторов.
Тартыс
Итак, мы познакомились с тремя видами тартыса, и прямо сейчас мы устроим маленький тартыс, используя первый вид. Конечно, мы сможем использовать только народные инструменты – асатаяк и донгыру. (Дано задание, показать своё мастерство в аккомпанементе казахских народный мелодий: «Камажай», «Наурыз» и др.)
Вокальная работа
Учитель: На уроках музыки мы знакомимся со знаменитыми певцами, кюйши и сами с удовольствием исполняем песни.
· Песня «Хороший пёс» – уметь правильно брать дыхание и передавать ритмический рисунок песни.
· «Надо только захотеть» – петь с настроением, уметь чисто попадать на верхний звук в припеве.
· «Всё отлично» – учить с желанием солировать в песне, слушать и слышать пение товарища.
III. Заключительная часть
Музыкальное обобщение
· Что такое тартыс?
· Кто принимает участие в тартысе?
· Кто такой кюйши?
· Что такое кюй?
2. Домашнее задание: Нарисовать казахские народные инструменты.
Урок 8
Тема урока: «Тартыс – инструментальное состязание»
Цель: Расширение и углубление знаний темы «тартыс».
Задачи обучения: Дальнейшее знакомство детей с историей возникновения инструментальной импровизации. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.
Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;
Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.
Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.
Оборудование: Иллюстрации кюя-тартыса «Нар идирген», казахские музыкальные инструменты,.
Музыкальный материал: запись кюя Курмангазы, Таттимбета.
Литература: учебник 3 класс; Ю. Б. Алиев «Пение на уроках музыки».
План
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие 2 мин.
2. Проверка домашнего задания 10 мин.
|
|
II. Основная часть
Новые знания. Выход Знайки и Незнайки 17 мин.
Игра «Угадай-ка» 7 мин.
Музыкальное обобщение 7 мин.
III. Заключительная часть
Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие
Выйди солнышко, выйди красное,
Полно спать тебе в мягком облаке.
Подымись скорей в небо синее,
Освети, согрей землю-матушку!
2. Проверка домашнего задания
II. Основная часть