На уроке появляется Незнайка и Знайка. Они здороваются с детьми и просят разрешить их спор.
Незнайка: Я слышал новое понятие: айтыс – это инструментальное состязание, правильно?
Знайка: А я говорю, что это неправильно.
(ответ детей)
Незнайка: Какой инструмент используют в айтысе и тартысе? (ответ детей)
Учитель: Я вмешаюсь в ваш спор и хочу предложить вашему вниманию эту иллюстрацию. Здесь изображён кюй-тартыс «Нар идирген». Я расскажу вам легенду «Нар идирген», а вы должны определить, какой вид тартыса здесь использован. Итак, внимание:
В давние времена у одного бедного старика была верблюдица. Потеряв своего верблюжонка, верблюдица, страдая, перестала давать молоко. А для людей, живущих в ауле, молоко было средством питания, и старик извещает аульчан, что отдаст единственную дочь в жёны тому музыканту, который сумеет раздоить верблюдицу. Приходило много музыкантов. Среди них были три самых искусных: один – старик, другой – джигит, третий – мальчик. Первым дают играть старшему по возрасту – старику. Когда старый домбрист начал играть, верблюдице послышался голос её верблюжонка, и молоко поступило в вымя. Девушка почувствовала это, крепко сжала сосцы верблюдицы пальцами и сказала: «Нет молока, передайте домбру другому». Она сделала это для того, чтобы не идти замуж за старика.
|
|
Вторым стал играть джигит (слушаем). Чтобы люди не заметили её уловку, девушка выждала время и начала доить верблюдицу после того, как джигит поиграл какое-то время.
Итак, девушка, согласно договора, должна выйти замуж за джигита. До мальчика, который утомив своего коня, прискакал, чтобы участвовать в состязании, очередь не дошла и он, опечаленный, играет свой кюй «Кюйдым жандым» (слушаем). После того, как сыграли три музыканта, старик, уверенный в своём искусстве, сказал, гляда на девушку: «Светик мой! Это я раздоил верблюдицу. Если вы мне не верите, давайте ещё раз сыграем и отправимся каждый в сою сторону. Посмотрим, за кем пойдёт это бедное животное». Девушка была вынуждена согласится на это требование. Музыканты заиграли и верблюдица пошла за стариком, обнюхивая полы его чапана. Ей казалось, что именно там находится её потерянный верблюжонок. Так народ узнал, кто раздоил верблюдицу. Вернувшись, старик сказал: «Дорогая моя, никогда не обманывай. Будьте счастливы вместе!» – и старик дал благословение молодым.
Учитель: Итак, мы знаем три вида тартыса: первый – исполнительское мастерство, второй – композиторское мастерство, третий – повторить кюй с первого прослушивания. Какие виды тартыса прозвучали в легенде? (ответы детей)
Учитель: Правильно, что вы не назвали третий вид. А вот первый или второй – надо разобраться.
|
|
Музыкантов пригласили раздоить верблюдицу, показав своё исполнительское мастерство, а не композиторское, потому что мальчик сыграл народный кюй «Кюйдым жандым». Поэтому, в кюе-тартысе «Нар идирген» использовался первый вид тартыса.
Игра «Угадай-ка»
Учитель: А сейчас я вам предлагаю игру «Угадай-ка». Услышав кюй, который сыграл старик, вы хлопаете, джигит – щёлкаете пальцами, мальчик – топаете ногами. Играем.
Знайка: Ребята, вы всё узнали про тартыс.
Незнайка: Конечно, даже я знаю, что тартыс – это инструментальное состязание.
Музыкальное обощение
Знайка: Мы предлагаем вам ответить на наши вопросы по теме тартыс:
· Что такое тартыс?
· К какому виду относится исполнительское мастерство?
· Кто может принимать участие в третьем виде тартыса?
· Что демонстрирует второй вид тартыса?
· Кто из кюйши принимал участие в тартысах?
· Что необходимо иметь при себе участнику тартыса?
· Как называется музыкальное произведение для тартыса?
· Какими качествами личности должен обладать участник тартыса?
· Какой музыкальный инструмент используется в тартыасх?
· Кто является победителем в кюе-тартысе «Доение верблюдицы»?
III. Заключительная часть
Учитель: Спасибо Незнайка и Знайка за то, что вы пришли к нам в гости и провели с детьми такой замечательный урок.
Незнайка и Знайка: До свидания ребята!
Домашнее задание: Нарисовать кой-легенду «Нар идирген».
Приложение 7
Результаты тестирования
А» класса (экспериментальная группа)
Контрольный этап
№ | Ф. И. учащегося | № вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1. | Амангельдинов Дамир | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - |
2. | Байдюсенов Диас | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - |
3. | Баядилова Асем | - | + | + | + | - | + | - | + | + | + |
4. | Беспалов Владислав | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
5. | Голяс Елизавета | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
6. | Гусар Варвара | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - |
7. | Жаксылыкова Линара | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
8. | Закариянова Диляра | - | + | + | + | - | + | + | + | - | - |
9. | Курманов Алмас | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
10. | Максютов Егор | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + |
11. | Макышев Адиль | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + |
12. | Медельканова Дарига | - | + | + | + | + | + | - | + | - | + |
13. | Мэлсова Ажар | + | + | - | + | - | + | + | + | - | - |
14. | Нуржакупов Айдос | + | + | - | - | + | - | + | + | + | - |
15. | Нурмухаметов Дэйвид | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
16. | Сагидулла Азамат | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + |
17. | Сайфуллин Рустам | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
18. | Смирнова Милана | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
19. | Турисбаева Эсмигюль | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
20. | Туркестанова Жаннур | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
21. | Чукеева Аделия | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - |
22. | Шарипова Дильназ | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + |
23. | Ямушева Алина | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + |
Приложение 8
Результаты тестирования
Б» класса (контрольная группа)
Контрольный этап
№ | Ф. И. учащегося | № вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1. | Головко Анатолий | + | + | - | + | + | + | - | + | - | - |
2. | Даумбаев Алибек | - | - | + | + | + | - | + | - | - | - |
3. | Долгополова Анна | + | + | - | - | + | - | - | - | - | - |
4. | Живица Светлана | + | + | - | + | - | + | + | + | - | - |
5. | Кудайбергенов Асанали | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
6. | Куйбагарова Екатерина | - | - | - | + | + | - | + | - | - | - |
7. | Митрофанов Вадим | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - |
8. | Мусаболинова Аделия | - | + | + | + | + | - | - | + | - | - |
9. | Михеева Томирис | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - |
10. | Нысамбаева Карина | - | + | - | + | + | + | - | - | - | - |
11. | Олейникова Александра | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - |
12. | Омургалиева Аружан | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - |
13. | Останина Ольга | + | - | + | + | - | + | - | - | - | - |
14. | Пастухова Наталия | - | + | - | + | + | + | - | - | - | - |
15. | Рахметов Айдар | + | - | - | + | - | + | + | - | - | - |
16. | Сагандыкова Арай | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - |
17. | Сакарья Максим | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - |
18. | Сокрутенко Карина | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - |
19. | Фрейлих Маргарита | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - |
20. | Шамрин Александр | + | + | - | + | + | + | + | + | - | - |
Приложение 9
|
|
А» класс (экспериментальная группа)
Контрольный этап
№ | Вопрос | Количество Учащихся | |
абс. | % | ||
1 | Что должен уметь делать дирижёр? а) управлять оркестром; б) управлять автомобилем; в) управлять движением. | 12 5 6 | 52 21 27 |
2 | Какими качествами личности должен обладать батыр? а) быть сильным, выносливым, справедливым; б) быть обыкновенным человеком; в) следить за своим здоровьем. | 23 0 0 | 100 0 0 |
3 | Что должен уметь делать музыкант, играя в ансамбле? а) играть громче всех; б) играть тише всем; в) уметь слушать своих товарищей, не выделяться. | 3 9 11 | 13 39 48 |
4 | Какими свойствами обладают казахские народные инструменты? а) способностью меняться; б) способностью «кричать»; в) способностью «говорить без слов». | 2 0 21 | 8 0 92 |
5 | Какими качествами личности должен обладать участник тартыса? а) умением исполнять кюй; б) владеть виртуозной техникой игры на домбре; в) использование вокальных данных. | 8 13 2 | 35 56 9 |
6 | Кто является самым верным и преданным другом джигита? а) конь; б) собака; в) олень. | 21 1 1 | 92 4 4 |
7 | О чём рассказывали в своих песнях акыны на праздниках и ярмарках? а) о бедноте; б) о родном крае, красоте Родины, о подвигах батыров; в) высмеивали народ. | 2 21 0 | 8 92 0 |
8 | Чему учит старый кюйши в легенде «Нар идирген»? а) быть смелым; б) упорно трудиться; в) не обманывать. | 2 1 20 | 8 4 88 |
9 | Какое качество личности помогает победить в айтысе? а) талант и одарённость; б) любознательность; в) упорство и трудолюбие. | 16 3 4 | 70 13 17 |
10 | 13. Что высмеивал в своих песня акын Биржан-сал? а) красоту девушки; б) самоуправство, алчность и жадность; в) любовь. | 8 14 1 | 35 61 4 |
Приложение 10
|
|