Новые знания. Выход Знайки и Незнайки

На уроке появляется Незнайка и Знайка. Они здороваются с детьми и просят разрешить их спор.

Незнайка: Я слышал новое понятие: айтыс – это инструментальное состязание, правильно?

Знайка: А я говорю, что это неправильно.

(ответ детей)

Незнайка: Какой инструмент используют в айтысе и тартысе? (ответ детей)

Учитель: Я вмешаюсь в ваш спор и хочу предложить вашему вниманию эту иллюстрацию. Здесь изображён кюй-тартыс «Нар идирген». Я расскажу вам легенду «Нар идирген», а вы должны определить, какой вид тартыса здесь использован. Итак, внимание:

В давние времена у одного бедного старика была верблюдица. Потеряв своего верблюжонка, верблюдица, страдая, перестала давать молоко. А для людей, живущих в ауле, молоко было средством питания, и старик извещает аульчан, что отдаст единственную дочь в жёны тому музыканту, который сумеет раздоить верблюдицу. Приходило много музыкантов. Среди них были три самых искусных: один – старик, другой – джигит, третий – мальчик. Первым дают играть старшему по возрасту – старику. Когда старый домбрист начал играть, верблюдице послышался голос её верблюжонка, и молоко поступило в вымя. Девушка почувствовала это, крепко сжала сосцы верблюдицы пальцами и сказала: «Нет молока, передайте домбру другому». Она сделала это для того, чтобы не идти замуж за старика.

Вторым стал играть джигит (слушаем). Чтобы люди не заметили её уловку, девушка выждала время и начала доить верблюдицу после того, как джигит поиграл какое-то время.

Итак, девушка, согласно договора, должна выйти замуж за джигита. До мальчика, который утомив своего коня, прискакал, чтобы участвовать в состязании, очередь не дошла и он, опечаленный, играет свой кюй «Кюйдым жандым» (слушаем). После того, как сыграли три музыканта, старик, уверенный в своём искусстве, сказал, гляда на девушку: «Светик мой! Это я раздоил верблюдицу. Если вы мне не верите, давайте ещё раз сыграем и отправимся каждый в сою сторону. Посмотрим, за кем пойдёт это бедное животное». Девушка была вынуждена согласится на это требование. Музыканты заиграли и верблюдица пошла за стариком, обнюхивая полы его чапана. Ей казалось, что именно там находится её потерянный верблюжонок. Так народ узнал, кто раздоил верблюдицу. Вернувшись, старик сказал: «Дорогая моя, никогда не обманывай. Будьте счастливы вместе!» – и старик дал благословение молодым.

Учитель: Итак, мы знаем три вида тартыса: первый – исполнительское мастерство, второй – композиторское мастерство, третий – повторить кюй с первого прослушивания. Какие виды тартыса прозвучали в легенде? (ответы детей)

Учитель: Правильно, что вы не назвали третий вид. А вот первый или второй – надо разобраться.

Музыкантов пригласили раздоить верблюдицу, показав своё исполнительское мастерство, а не композиторское, потому что мальчик сыграл народный кюй «Кюйдым жандым». Поэтому, в кюе-тартысе «Нар идирген» использовался первый вид тартыса.

 

Игра «Угадай-ка»

Учитель: А сейчас я вам предлагаю игру «Угадай-ка». Услышав кюй, который сыграл старик, вы хлопаете, джигит – щёлкаете пальцами, мальчик – топаете ногами. Играем.

Знайка: Ребята, вы всё узнали про тартыс.

Незнайка: Конечно, даже я знаю, что тартыс – это инструментальное состязание.

 

Музыкальное обощение

Знайка: Мы предлагаем вам ответить на наши вопросы по теме тартыс:

· Что такое тартыс?

· К какому виду относится исполнительское мастерство?

· Кто может принимать участие в третьем виде тартыса?

· Что демонстрирует второй вид тартыса?

· Кто из кюйши принимал участие в тартысах?

· Что необходимо иметь при себе участнику тартыса?

· Как называется музыкальное произведение для тартыса?

· Какими качествами личности должен обладать участник тартыса?

· Какой музыкальный инструмент используется в тартыасх?

· Кто является победителем в кюе-тартысе «Доение верблюдицы»?

 

III. Заключительная часть

Учитель: Спасибо Незнайка и Знайка за то, что вы пришли к нам в гости и провели с детьми такой замечательный урок.

Незнайка и Знайка: До свидания ребята!

Домашнее задание: Нарисовать кой-легенду «Нар идирген».

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Результаты тестирования

А» класса (экспериментальная группа)

Контрольный этап

Ф. И. учащегося

№ вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Амангельдинов Дамир + + + + + + + - + -
2. Байдюсенов Диас + + + - - + + + + -
3. Баядилова Асем - + + + - + - + + +
4. Беспалов Владислав + + + + + + + + + -
5. Голяс Елизавета - + + + + + + + - +
6. Гусар Варвара + + + + - + + + - -
7. Жаксылыкова Линара - + + + + + + + - +
8. Закариянова Диляра - + + + - + + + - -
9. Курманов Алмас + + + + + + + + - +
10. Максютов Егор - + + + - - + + + +
11. Макышев Адиль + + - + + + + - + +
12. Медельканова Дарига - + + + + + - + - +
13. Мэлсова Ажар + + - + - + + + - -
14. Нуржакупов Айдос + + - - + - + + + -
15. Нурмухаметов Дэйвид - + + + + + + + + -
16. Сагидулла Азамат + + - + - + + + + +
17. Сайфуллин Рустам + + + + + + + + + +
18. Смирнова Милана + + + + - + + + + +
19. Турисбаева Эсмигюль - + - + + + + + + +
20. Туркестанова Жаннур - + + + + + + + + +
21. Чукеева Аделия + + + + - + + + + -
22. Шарипова Дильназ - + + + + + + - + +
23. Ямушева Алина - + + + - + + + + +

Приложение 8

Результаты тестирования

Б» класса (контрольная группа)

Контрольный этап

Ф. И. учащегося

№ вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Головко Анатолий + + - + + + - + - -
2. Даумбаев Алибек - - + + + - + - - -
3. Долгополова Анна + + - - + - - - - -
4. Живица Светлана + + - + - + + + - -
5. Кудайбергенов Асанали + + + + + + + + + -
6. Куйбагарова Екатерина - - - + + - + - - -
7. Митрофанов Вадим + + + - - + + - - -
8. Мусаболинова Аделия - + + + + - - + - -
9. Михеева Томирис - + - + - - + - + -
10. Нысамбаева Карина - + - + + + - - - -
11. Олейникова Александра - + - + + + + - + -
12. Омургалиева Аружан - + - + + + + - + -
13. Останина Ольга + - + + - + - - - -
14. Пастухова Наталия - + - + + + - - - -
15. Рахметов Айдар + - - + - + + - - -
16. Сагандыкова Арай - - - - + + - - - -
17. Сакарья Максим + + - + + + + - - -
18. Сокрутенко Карина - - - + + + + - - -
19. Фрейлих Маргарита + + + + - + + - - -
20. Шамрин Александр + + - + + + + + - -

                                                 Приложение 9

А» класс (экспериментальная группа)

Контрольный этап

Вопрос

Количество

Учащихся

абс. %
1 Что должен уметь делать дирижёр? а) управлять оркестром; б) управлять автомобилем; в) управлять движением.     12 5 6     52 21 27
2 Какими качествами личности должен обладать батыр? а) быть сильным, выносливым, справедливым; б) быть обыкновенным человеком;  в) следить за своим здоровьем.     23 0 0   100 0 0
3 Что должен уметь делать музыкант, играя в ансамбле? а) играть громче всех; б) играть тише всем; в) уметь слушать своих товарищей, не выделяться.     3 9 11   13 39 48
4 Какими свойствами обладают казахские народные инструменты? а) способностью меняться; б) способностью «кричать»; в) способностью «говорить без слов».       2 0 21     8 0 92
5 Какими качествами личности должен обладать участник тартыса? а) умением исполнять кюй; б) владеть виртуозной техникой игры на домбре; в) использование вокальных данных.       8 13 2     35 56 9  
6 Кто является самым верным и преданным другом джигита? а) конь; б) собака; в) олень.       21 1 1     92 4 4
7 О чём рассказывали в своих песнях акыны на праздниках и ярмарках? а) о бедноте; б) о родном крае, красоте Родины, о подвигах батыров; в) высмеивали народ.       2 21 0     8 92 0
8 Чему учит старый кюйши в легенде «Нар идирген»? а) быть смелым; б) упорно трудиться; в) не обманывать.     2 1 20   8 4 88
9 Какое качество личности помогает победить в айтысе? а) талант и одарённость; б) любознательность; в) упорство и трудолюбие.     16 3 4   70 13 17  
10 13. Что высмеивал в своих песня акын Биржан-сал? а) красоту девушки; б) самоуправство, алчность и жадность; в) любовь.     8 14 1   35 61 4

Приложение 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: