I. Организационный момент

Музыкальное приветствие                                                                                             1 мин.                                                 

II. Основная часть

Экскурсия                                                                                                                      7 мин. 

Новые знания                                                                                                                   5 мин.

Фиксирование новых знаний                                                                                    4 мин.

Вспоминаем                                                                                                                   2 мин.

Проверка домашнего задания                                                                                   5 мин.

Ритмическая минутка                                                                                                 3 мин.

Вокальная работа                                                                                                      15 мин.

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение                                                                                          2 мин.

Домашнее задание                                                                                                        1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход в класс под марш.

Музыкальное приветствие:

                  Спасибо, спасибо,

                  Спасибо за сегодня!

                  Спасибо, спасибо,

                  Спасибо за сейчас!

II. Основная часть

Экскурсия

       Учитель: Ребята, сегодня наш урок необычен тем, что сначала мы отправимся на экскурсию в художественную галерею. Я напоминаю правила поведения в общественных местах: слушаем, смотрим, размышляем, думаем, изучаем и никому не мешаем. (Звучит музыка, казахский народный кюй «Кара жорга». Дети проходят друг за другом мимо экспозиций графики Е.М.Сидоркина «Казахский эпос», «Казахские народные игры»)

 

       2. Новые знания

Имя народного художника Казахской ССР, лауреата Государственной премии Казахской ССР Евгения Матвеевича Сидоркина (1930-1982) широко известно в нашей стране и за рубежом. Графические серии «Казахский эпос», «Казахские национальные игры» удостоены международных премий в Лейпциге, Кракове, Будапеште.

Глубокий интерес к исконным традициям казахского народа, увлечённость его фольклорным богатством во многом определили художественно-стилевые поиски Е. М. Сидоркина.

«Впервые, ещё студентом Академии художеств, приехав сюда, я был заворожен удивительным и загадочным краем легенд и тайн. И, конечно эпос, передававшийся из уст в уста, любимые народные предания, легенды, образы воплощение представлений о добре и зле, любви и верности и вероломстве. Прекрасная Баян Слу, нежная Кыз-Жибек, простодушный Кобланды и могучий Алпамыс – незабываемые герои народной памяти, и верный друг батыра – конь» - из воспоминаний Сидоркина.

Дети, проходите на свои места. Молодцы, что соблюдали правила поведения в выставочном павильоне.

 

Фиксирование новых знаний

Учитель: О каком виде искусства рассказали нам представленные экспонаты? (Ответы детей)

· Казахском жыре.

· О батырах и их подвигах.

Правильно, молодцы. Мы с вами знакомимся с народным творчеством казахского народа «Эпос».

           

Вспоминаем

Эпос – греческое слово, в переводе означает «сказание, рассказ, песнь». По-казахски эпос – это жыр, а певцов, исполнителей жыра, называют жырши. Различают два вида жыра героический и лирический. Жыр «Алпамыс», относится к какому виду? (Ответы детей)

       Алпамыс – батыр, значит героический вид.

Правильно. Жыр гласит нам о подвигах батыров, которые сильнее льва, выносливей верблюда, не горят в огне, и основная тема жыра, прославление мужества, героизма защитников Родины и народа.

       Жыр «Алпамыс» тому подтверждение. Сегодня мы поговорим с вами о верном друге Алпамыса – его коне Байшубаре. Поработаем с книгой, страница 10, как Алпамыс выбирал себе коня.

       «Среди множества лошадей не мог Алпамыс никого выбрать. И вот встречает он Байшубара. Лопатки у него широкие, как очаг, подтянутый живот, короткая грива и длинный хвост. Но Алпамыс не захотел на него садиться и ударил поводьями по голове. Конь этого даже не заметил. Тогда батыр, взяв Байшубара за хвост, попытался свалить его. Но конь не упал, встал на твёрдую землю, ведь его четыре ноги как из стали отлиты.

       И конечно не случайно во время просмотра выставки, звучал казахский народный кюй «Кара жорга», который изображает бег коня иноходца, ведь казахи очень любят лошадей и много сочиняют о них песен и кюев.

           

       5. Проверка домашнего задания

Учитель: У вас было домашнее задание подобрать пословицы про батыра и его верном друге. Кто готов? (ответы детей)

Учитель: Молодцы! И ещё одна пословица, это тема нашего урока, мы её запишем: «Хороший конь – крылья джигита». Запомните, поменяйтесь своими пословицами, ведь в пословицах народ очень точно и красноречиво передаёт свои мысли.

 

       6. Ритмическая минутка

Учитель: А сейчас у нас метро ритмическая минутка «Ручки и головка» (М.Давыдова). Чтобы ритмично петь, можно помогать себе специальными движениями, тогда песенка получится интереснее:

 

                          Ручка правая у нас пальчики сжимает

(правая рука сжимает и разжимает пальцы),

                              Этой ручке точно в такт голова кивает

(одновременно кивает головка),

Ручка левая у нас пальчики сжимает

(левая рука сжимает и разжимает пальцы),

Этой ручке точно в такт голова кивает,

Две руки теперь у нас пальчики сжимают

(обе руки вытянуты вперёд),

И обеим ручкам в такт голова кивает

(голова делает наклоны то вправо, то влево).

 

       Упражнение можно исполнять с ускорением и динамическими оттенками.

Учитель: Молодцы! Все старались, и у нас получилось отлично!

 

       7. Вокальная работа

· Звучит мелодия.

Учитель: Дети кто узнал песенку по вступлению?

       Правильно, это песня К.Дуйсекеева «Туган жер», поём мелодично, нежным голосом, с мягкой атакой звука, динамика усиливается к концу, исполнение с более торжественной интонацией.

       Исполнение песни.

· Песня «Музыкальная шкатулка». Обратите внимание на аккомпанемент, в припеве «ля» петь легко, округляя, на стакатто, дыхание цепное.

· Песня по желанию детей. Активизировать самостоятельную певческую установку, слушать друг друга, чисто интонировать. Доставить радость от встречи с любимой песней.

 

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение

О чём и о ком говорит нам пословица: «Хороший конь – крылья джигита»?

Что такое эпос, жыр?

Кто такой Алпамыс?

О чем рассказала нам графика Е.М.Сидоркина?

 

2. Домашнее задание: страница 10-11, изобразить в рисунке, в графике пословицу: «Хороший конь – крылья джигита».

 

 

Урок 3

Тема урока: «Музыкальные инструменты в казахской культуре»

Цель: Познакомить детей с основными музыкальными инструментами традиционной казахской культуры.

 

Задачи обучения: Знакомство с народными казахскими инструментами. Воспитывать интерес и уважение детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песях.

 

Оборудование: иллюстрации казахских народных инструментов, магнитофон, звукозапись звучания традиционных казахских инструментов.

 

 

Музыкальный материал: Б. Савельев «Вот была бы благодать», «Всё отлично!», звучание казахских народных инструментов.

 

 

Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина.

 

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: