Музыкальное приветствие 2 мин.
II. Основная часть
Новые знания 10 мин.
Ритмическая минутка 5 мин.
Фиксирование новых знаний 10 мин.
Вокальная работа 15 мин.
III. Заключительная часть
Музыкальное обобщение 3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие:
|
|
Инструменты в руки мы возьмём,
Песенки знакомые споём.
II. Основная часть
Новые знания
Учитель: Ребята, вы уже много раз слышали слово «солист». Что оно означает? (ответы детей)
Солист – исполнитель, который выступает один. Это может быть и певец, и танцор, и музыкант, играющий на каком-либо инструменте.
Если музыкант работает не один, если их двое, трое и больше, то такая группа музыкантов носит красивое название «ансамбль».
Ну, а большое количество музыкантов называется оркестром.
С музыкой какого оркестра мы уже знакомились? (ответы детей)
Учитель: Любым оркестром руководит человек, должность которого называется – дирижёр. И взмаху дирижёрской палочки подчиняются все музыканты. Сегодня мы поговорим с вами о казахском народном оркестре.
Рассмотрим особенную группу казахского оркестра – это струнные инструменты. Какой струнный народный казахский инструмент очень любит казахский народ – конечно, это домбра.
Рассмотрите этот удивительный инструмент. Про него в народе говорят, что домбра поёт без слов. Кюйши – это человек, который сочиняет музыку для домбры. Мы знакомы с именем знаменитого кюйши Курмангазы с первого класса. Его произведения: кюй «Сарыарка», «До свидания мама, до свидания», «Не кричи, не шуми». Домбра своим звучанием рассказывает нам о красоте степи, усмиряет злого урядника, прощается с мамой и многое другое. (Слушание отрывка кюя «Сарыарка»)
Так вот, в оркестре народных инструментов домбре отводится первостепенное место. Но на ряду с домброй существует и много других инструментов, которые в своё время создал народ. Давайте рассмотрим их и послушаем их звучание. Это струнный инструмент «адырна» – звук её нежен и негромок, а сделана она из рога животного – козла, который вставлен в коробочку и натянуты струны, а раньше струны заменял конский волос. (Слушание)
|
|
Шертер – имеет три струны, но корпус у шертера не закрытый, а выдолблен из куска дерева и имеет форму большой ложки. (Слушание)
Необычен по своей истории инструмент жетиген. Во время страшной эпидемии у одного старика умерли, один за другим, семь сыновей. Старик после смерти каждого сына натягивал на доску конский волос. Жетиген настраивается при помощи асыков. Звучит печально и напевно. (Слушание)
Ну и, конечно же, вспомним об инструменте кобыз. Он не народный, а почему? (ответы детей)
Правильно, нам известен автор этого инструмента – это кобызши Коркыт. Раньше на кобызе не всем разрешали играть, говорили, что кобыз умеет разговаривать, и владели им шаманы, да колдуны. Теперь кобыз занимает значительную часть в казахском народной оркестре. (Слушание)
Ритмическая минутка
Струнный инструмент возьмём
И по струнам проведём!
Играем на адырне, домбре, кобызе, жетигене, шертере.
Фиксирование новых знаний
Учитель: А теперь откройте тетради и нарисуйте любой из понравившихся вам инструментов. А пока вы рисуете будет звучать кюй Курмангазы «Адай», где вы услышите уже знакомые вам инструменты. (Дети рисуют)
Учитель: Теперь повторим названия инструментов: адырна, домбра, кобыз, жетиген, шертер.
Вокальная работа
Учитель: А завтра снова мир чудесен и жить без песен нам нельзя! Ребята, мы пропоём с вами любимые песни.
· «Вот была бы благодать» Б. Савельева – припев поём в темпе, шестнадцатые нотка нужно пропевать очень быстро и чётко.
· «Всё отлично!» Б. Савельева из мультфильма «Поликлиника кота Леопольда» – петь с настроением, весело, следим за дыханием.
III. Заключительная часть
Музыкальное обобщение
Учитель: Сегодня у нас на уроке побывало много инструментов.
· Как называются музыканты, играющие вместе?
· Как называют человека, который руководит оркестром?
· Назовите инструменты казахского народного струнного оркестра.
Урок 4
Тема урока: «Музыкальные инструменты в казахской культуре»
Цель: Знакомство детей со способностью казахских народных музыкальных инструментов говорить «без слов».
Задачи обучения: Знакомство с народными казахскими инструментами. Воспитывать интерес и уважение детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.
Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;
Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.
Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песях.
Оборудование: иллюстрации казахских народных инструментов, магнитофон, звукозапись звучания традиционных казахских инструментов, «шуршащие коробочки».
Музыкальный материал: звучание казахских народных инструментов; «Туган жер» К. Дуйсекеев, «Что такое лето?»
Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина.
План
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие 3 мин.
|
|
II. Основная часть
Новые знания. Выход Незнайки 20 мин.
Вокальная работа 15 мин.
III. Заключительная часть
Музыкальное обобщение 5 мин.
Домашнее задание 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие:
Оркестранты в оркестре отличные,
Инструменты у них необычные.
Инструменты в руку возьмём,
Концерт для детей проведём.
II. Основная часть