I. Организационный момент

Музыкальное приветствие                                                                                             2 мин.                                                 

II. Основная часть

Новые знания                                                                                                              10 мин.

Ритмическая минутка                                                                                                 5 мин.

Фиксирование новых знаний                                                                                  10 мин.

Вокальная работа                                                                                                      15 мин.

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение                                                                                              3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие:

                        Инструменты в руки мы возьмём,

                   Песенки знакомые споём.

II. Основная часть

Новые знания

Учитель: Ребята, вы уже много раз слышали слово «солист». Что оно означает? (ответы детей)

Солист – исполнитель, который выступает один. Это может быть и певец, и танцор, и музыкант, играющий на каком-либо инструменте.

Если музыкант работает не один, если их двое, трое и больше, то такая группа музыкантов носит красивое название «ансамбль».

Ну, а большое количество музыкантов называется оркестром.

С музыкой какого оркестра мы уже знакомились? (ответы детей)

Учитель: Любым оркестром руководит человек, должность которого называется – дирижёр. И взмаху дирижёрской палочки подчиняются все музыканты. Сегодня мы поговорим с вами о казахском народном оркестре.

Рассмотрим особенную группу казахского оркестра – это струнные инструменты. Какой струнный народный казахский инструмент очень любит казахский народ – конечно, это домбра.

Рассмотрите этот удивительный инструмент. Про него в народе говорят, что домбра поёт без слов. Кюйши – это человек, который сочиняет музыку для домбры. Мы знакомы с именем знаменитого кюйши Курмангазы с первого класса. Его произведения: кюй «Сарыарка», «До свидания мама, до свидания», «Не кричи, не шуми». Домбра своим звучанием рассказывает нам о красоте степи, усмиряет злого урядника, прощается с мамой и многое другое. (Слушание отрывка кюя «Сарыарка»)

Так вот, в оркестре народных инструментов домбре отводится первостепенное место. Но на ряду с домброй существует и много других инструментов, которые в своё время создал народ. Давайте рассмотрим их и послушаем их звучание. Это струнный инструмент «адырна» – звук её нежен и негромок, а сделана она из рога животного – козла, который вставлен в коробочку и натянуты струны, а раньше струны заменял конский волос. (Слушание)

Шертер – имеет три струны, но корпус у шертера не закрытый, а выдолблен из куска дерева и имеет форму большой ложки. (Слушание)

Необычен по своей истории инструмент жетиген. Во время страшной эпидемии у одного старика умерли, один за другим, семь сыновей. Старик после смерти каждого сына натягивал на доску конский волос. Жетиген настраивается при помощи асыков. Звучит печально и напевно. (Слушание)

Ну и, конечно же, вспомним об инструменте кобыз. Он не народный, а почему? (ответы детей)

Правильно, нам известен автор этого инструмента – это кобызши Коркыт. Раньше на кобызе не всем разрешали играть, говорили, что кобыз умеет разговаривать, и владели им шаманы, да колдуны. Теперь кобыз занимает значительную часть в казахском народной оркестре. (Слушание)

 

Ритмическая минутка

                   Струнный инструмент возьмём

                   И по струнам проведём!

Играем на адырне, домбре, кобызе, жетигене, шертере.

 

Фиксирование новых знаний

Учитель: А теперь откройте тетради и нарисуйте любой из понравившихся вам инструментов. А пока вы рисуете будет звучать кюй Курмангазы «Адай», где вы услышите уже знакомые вам инструменты. (Дети рисуют)

Учитель: Теперь повторим названия инструментов: адырна, домбра, кобыз, жетиген, шертер.

 

Вокальная работа

Учитель: А завтра снова мир чудесен и жить без песен нам нельзя! Ребята, мы пропоём с вами любимые песни.

· «Вот была бы благодать» Б. Савельева – припев поём в темпе, шестнадцатые нотка нужно пропевать очень быстро и чётко.

· «Всё отлично!» Б. Савельева из мультфильма «Поликлиника кота Леопольда» – петь с настроением, весело, следим за дыханием.

 

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение

Учитель: Сегодня у нас на уроке побывало много инструментов.

· Как называются музыканты, играющие вместе?

· Как называют человека, который руководит оркестром?

· Назовите инструменты казахского народного струнного оркестра.

 

 

Урок 4

Тема урока: «Музыкальные инструменты в казахской культуре»

Цель: Знакомство детей со способностью казахских народных музыкальных инструментов говорить «без слов».

 

Задачи обучения: Знакомство с народными казахскими инструментами. Воспитывать интерес и уважение детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 

Задачи воспитания: Формирование интереса к традиционной казахской культуре;

                            Формирование доброжелательного отношения к миру, друг к другу, чувства поддержки, терпимости, умение любоваться красотой природы.

 

Задачи развития: Вокально-хоровая работа: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песях.

 

Оборудование: иллюстрации казахских народных инструментов, магнитофон, звукозапись звучания традиционных казахских инструментов, «шуршащие коробочки».

 

 

Музыкальный материал: звучание казахских народных инструментов; «Туган жер» К. Дуйсекеев, «Что такое лето?»

 

 

Литература: учебник 3 класс; «Уроки музыки» - Л. В. Золина.

 

План

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие                                                                                             3 мин.                                                 

II. Основная часть

Новые знания. Выход Незнайки                                                                             20 мин.

Вокальная работа                                                                                                      15 мин.

III. Заключительная часть

Музыкальное обобщение                                                                                          5 мин.

Домашнее задание                                                                                                      2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие:

                        Оркестранты в оркестре отличные,

                   Инструменты у них необычные.

                   Инструменты в руку возьмём,

                   Концерт для детей проведём.

II. Основная часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: