Оперативная деятельность иностранных инвесторов

На первых этапах сотрудничества Китая с иностранным капиталом функциональные проблемы предприятий с иностранным участием решались главным образом методами прямого административного воздействия – после обращения инвесторов в соответствующие государственные инстанции.

Важную роль в повседневной текущей работе предприятий с иностранными инвестициями играл комплекс проблем, связанных с неконвертируемостью китайского юаня. В целях контроля над эффективным расходованием валюты внешнеторговые операции предприятий с иностранным участием до сих пор подвергаются обязательному планированию и лицензированию. Предприятие должно составить годовой экспортный план и предоставить его в МВТ и ЭС для получения соответствующей лицензии. План по импорту составляется также на год, но за лицензиями на импорт нужной продукции предприятие должно обращаться в МВТ и ЭС каждые полгода. Кроме того, в декабре каждого года предприятие должно представить в Государственную администрацию валютного контроля (ГАВК) валютный план на следующий год, а закупки по импорту должны происходить в соответствии с этим планом. Примерно такие же процедуры контроля действуют применительно к внешнеторговой деятельности и китайских предприятий.

В середине 80-х гг. валютная выручка предприятий с иностранным участием полностью оставалась в их распоряжении. Она помещалась на специальные счета  предприятий в Банке Китая, и через них прибыли иностранных партнеров могли переводиться за границу. У предприятий с иностранным участием была свобода маневра и в области закупок по импорту. После 1986г. экспорт предприятий с иностранным участием стал стимулироваться дополнительными налоговыми льготами. В 90-х гг. главным средством поощрения стала дальнейшая либерализация внешнеторгового режима. В 1997-1998гг. в ходе азиатского финансового кризиса в ряде стран Юго-Восточной Азии произошла девальвация, что привело к ухудшению экспортной конкурентоспособности китайских товаров. В связи с этим, в середине 1998г. предприятиям с иностранным участием в КНР было разрешено создавать собственные внешнеторговые компании и заниматься не только экспортом своей продукции, но и посредническими функциями.

Вообще, в 90-х гг. произошли значительные изменения в режиме валютного регулирования. Во-первых, была осуществлена унификация валютного курса юаня: официальный курс стал отныне устанавливаться на основе рыночного. Во-вторых, для китайских предприятий была отменена система валютных отчислений, и теперь вся экспортная выручка должна полностью продаваться уполномоченным государственным банкам. Одновременно был либерализован доступ к покупкам валюты – теперь китайским предприятиям достаточно просто предъявить импортный контракт и копию лицензии. Хотя условия валютного режима для национальных предприятий существенно приблизились к тем, которые действовали для предприятий с иностранным участием, но специфика последних все же сохранилась. Они имеют право на валютные счета, куда по-прежнему зачисляется вся их экспортная выручка, только для открытия такого счета им необходимо получить в ГАВК специальный регистрационный сертификат. Через несколько лет предприятия с иностранными инвестициями были, наконец, допущены к ресурсам межбанковского валютного рынка.

За последние годы значительно расширились и возможности предприятий с иностранным участием привлекать заемные финансовые ресурсы. Иностранным инвесторам было разрешено получать кредиты не только от китайских, но и от иностранных банков. В последнем случае требуется гарантия кредитных учреждений КНР. Кроме того, возможности кредитования в последнее время существенно возросли благодаря опять-таки либерализации доступа иностранных банков на внутренние рынки КНР.

Немалый прогресс в последнее время достигнут и в области регулирования земельных отношений, связанных с иностранным инвестированием. Существует так называемый рынок «прав на использование земли», т.е. рынок обязательств по долгосрочной аренде земельных участков. Китай использует дифференцированную шкалу сроков аренды в качестве метода стимулирования приоритетных направлений инвестирования. Например, в Шэньчжэне максимальный срок аренды для предприятий торговли и сферы обслуживания составляет 40 лет, для промышленных предприятий, объектов науки, культуры и медицины – 50 лет, для объектов жилищного строительства – 70 лет.

Большой прогресс также достигнут и в сфере регулирования трудовых отношений. Если раньше при наборе сотрудников решающее слово было за китайским партнером, то сейчас решающую роль играют такие методы, как конкурсный набор, набор через частные агентства и т.д. Помимо этого, в последние годы был принят целый ряд нормативных актов, призванных гарантировать социально-экономические права китайского персонала предприятий с китайским участием. Это заметно констатирует с прежним подходом, когда на многие злоупотребления в этой области власти «закрывали глаза», не желая портить отношения с зарубежными предпринимателями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: