Инвестиций в акционерной форме

В развитии хозяйственного законодательства, касающегося акционерной формы совместного предпринимательства, можно выделить два этапа. На первом, по существу экспериментальном, речь шла главным образом о нормативных актах местных властей. Формально его начало можно отнести к сентябрю 1986г., когда гуандунским Собранием Народных Представителей было принято «Положение о предприятиях с иностранным участием в специальных экономических зонах провинции Гуандун», в котором впервые, наряду с привлечением капитала в форме совместных и полностью иностранных предприятий, допускалось создание акционерных обществ с иностранным участием.

Реально выпуск акций типа «В» начался после создания Народным Банком Китая и Народным Правительством Шанхая «Циркуляра о специальных акциях юаневого номинала» (ноябрь 1991г.), а также аналогичного документа НБК и правительства Шэньчжэня (декабрь 1991г.). Деятельность компаний-эмитентов регламентировалась «Временным положением г. Шэнчжэня об обществах с ограниченной ответственностью», изданным правительством Шэньчжэня в марте 1992г., и «Временным положением г. Шанхая об акционерных компаниях», выпущенным шанхайским правительством в мае 1992г. эмиссия акций для размещения на зарубежных рынках (типов «Н» и «№») происходила в соответствии с изданным в мае 1992г. Госкомиссией по экономической реформе «Циркуляром о требованиях к акционерным компаниям с ограниченной ответственностью».

Начало второго этапа связано с принятием в декабре 1993г. Закона КНР «О компаниях». Его значение выходит далеко за рамки политики привлечения иностранных инвестиций. По существу речь идет о первом в истории КНР законодательном акте, регламентирующем основные правовые формы предприятий – вне зависимости от формы собственности и функциональных особенностей. Закон описывает все основные формы хозяйственной деятельности – компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании. К первой категории относится широкий круг хозяйствующих субъектов, начиная с государственных и коллективных предприятий и заканчивая паевыми, контрактными совместными предприятиями и предприятиями полной иностранной собственности.

Положения закона, касающиеся акционерных обществ, распространяются и на акционерные компании с иностранным участием. Акционерное общество создается не менее чем пятью учредителями, большинство из которых должны быть гражданами КНР. Общее число акционеров не ограничено, как и число акционеров-иностранцев. Оплата акций и других ценных бумаг общества может осуществляться в форме денежных средств, товаров, прав промышленной собственности, незапатентованных технологий, прав пользования земельными участками и других прав, имеющих денежную оценку. Вклад в форме технологии не может превышать 20℅ уставного капитала.

При учреждении общества среди его учредителей должно быть размещено не менее 35℅ акций. Акционеры не имеют преимущественных прав на покупку дополнительных акций. Учредители не могут продавать свои акции в течение первых трех лет деятельности компании, а члены Совета директоров и высшие менеджеры – в течение срока своей работы на этих должностях.

Общее собрание акционеров проводится не реже одного раза в год. Для принятия обычных решений требуется простое большинство, но вопросы о ликвидации, слиянии, разделении, а также об изменениях в уставе решаются большинством в 2 ∕ 3 голосов. Совет директоров избирается общим собранием и состоит из 5-19 членов. Для принятия им решений необходимо присутствие, по меньшей мере, половины членов Совета.

Создание акционерного общества утверждается уполномоченными государственными органами. Государственную политику в отношении фондового рынка осуществляют Комиссия по ценным бумагам при Госсовете КНР. Ее исполнительным органом является Комитет по контролю и управлению рынком ценных бумаг в Китае, в функции которого входит регулирование процессов эмиссии акций и облигаций, пресечение противозаконной деятельности.

В развитие положений Закона КНР «О компаниях» центральными органами исполнительной власти было выпущено несколько документов, относящихся непосредственно к акционерным обществам с иностранным участием. Особенности юридического статуса таких компаний, а также процедуру их создания определяет изданное Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР в январе 1995г. «Временное положение о некоторых вопросах учреждения акционерных обществ с иностранным участием». Акционерное признается предприятием с иностранными инвестициями, если доля иностранных средств в уставном капитале составляет не менее 25℅ (надо сказать, что аналогичный критерий применяется и в отношении паевых СП). В этом случае оно может пользоваться налоговыми, таможенными и другими льготами, установленными для предприятий с иностранным участием. Такие нормы распространяются и на предприятия, в которых задействован китайский капитал из Гонконга, Макао и Тайваня.

АО с иностранным участием может быть создано двумя способами: путем учреждения или через реорганизацию уже действующего предприятия. В первом случае необходимо, чтобы хотя бы один из учредителей представлял зарубежную страну. Во втором – к этому добавляется требование о том, чтобы реорганизуемое предприятие было прибыльным в течение 3 лет, предшествующих реорганизации. Общество может быть создано как на базе действующего СП, так и на базе предприятия государственной и коллективной собственности. В последнем случае предприятие должно функционировать как минимум в течение 5 предшествующих лет. Минимальный размер акционерного капитала установлен на уровне 30 млн. юаней, что в три раза превышает соответствующий показатель для АО, основанных на чисто китайском капитале.

Опыт эмиссии отдельных типов акций для иностранных инвесторов обобщен в двух документах, изданных Госсоветом КНР. Вопросам эмиссии акций типа «Н» и «№» посвящено «Специальное положение о выпуске акционерными компаниями акций для размещения на зарубежных рынках» (август 1994г.), а проблемам выпуска акций типа «В» - «Положение о привлечении акционерными компаниями иностранных инвестиций на внутреннем рынке» (декабрь 1995г.). Достаточно трудно проводить прямое сопоставление этих нормативных актов. Более поздний документ гораздо лучше юридически проработан. В частности, в документе 1994г. вопрос о минимуме уставного капитала не рассматривается вообще. Правда, в более позднем документе МВТЭС названа сумма в 30 млн. юаней. Напротив, «Положение» 1995г. увеличивает этот показатель для случая, когда АО с иностранным участием создается путем реорганизации действующего предприятия, при этом предусматривается, что учредители компании должны располагать не менее 35℅ суммы первичной эмиссии, и только в случае, когда уставной капитал превосходит сумму в 400 млн. юаней, - не менее 15℅. Если же компания, уже прибегавшая к выпуску акций типа «В», хочет увеличить свой капитал за счет дополнительной эмиссии, то ее чистые активы должны составлять не менее 150 млн. юаней.

В обоих документах устанавливается, что выпуск акций должен быть санкционирован Комиссией по ценным бумагам при Госсовете КНР. Документ 1995г. дополнительно устанавливает, что на эмиссию свыше 30 млн. долл. необходимо специальное разрешение Госсовета.      

 Оба документа декларируют, что сделки и выплаты дивидендов по акциям осуществляются в инвалюте. Однако не указывается о механизме и периодичности начисления дивидендов, и, соответственно, о подразделении акций на обыкновенные, привилегированные и т.д. Андеррайтеры, осуществляющие подписку на акции типов «Н» и «№», назначаются компанией по согласованию с Комиссией Госсовета, а в случае с акциями типа «В» - еще и с Народным Банком Китая. Последний устанавливает, что андеррайтер должен открыть валютный счет в банке, расположенном на территории КНР, и переводить на этот счет все средства, полученные в ходе размещения акций в течение согласованного срока.

И в том, и в другом документе важное место отводится гарантиям для иностранных инвесторов. Так, «Положение», касающееся акций типа «В», декларирует, что такие акции дают владельцам те же права, что и акции типа «А» китайским держателям. Однако не уточняется, имеют ли владельцы таких акций право голоса и, соответственно, - могут ли они участвовать в принятии решений об инвестиционной стратегии компании. Акционеры могут исполнять свои полномочия через посредников, оформив поручительство. По специальному разрешению Комиссии Госсовета переход прав собственности на акции типа «В» и производные от них может осуществляться за пределами КНР. Дивиденды и другие выплаты инвесторам после уплаты налогов могут свободно переводиться за границу.

В документе, регулирующем эмиссию акций типа «Н» и «№», особо отмечается, что деятельность эмитента не должна противоречить законодательству той страны, в которой размещаются акции. Комиссия Госсовета и ее исполнительные органы могут заключать специальные соглашения с аналогичными органами других стран. Реестр акционеров может помещаться за рубежом – в доверительном управлении. Второй экземпляр должен находиться в распоряжении предприятия – эмитента в КНР. В случае утраты или порчи акций вопрос о восстановлении решается в соответствии с законодательством страны, где находится первый экземпляр реестра. Информация, предоставляемая китайским и иностранным акционерам, не должна иметь взаимных противоречий. Разрешение споров происходит по законам КНР.

Представляется, что слабым местом общенационального законодательства остается регулирование операций на вторичном рынке. Вопросы, связанные с биржевыми котировками акций, рассматриваются в действующих нормативных актах только в самой общей форме. На практике в отношении акций типов «Н» и «№» они решаются в соответствии с регламентами бирж Гонконга и Нью-Йорка. Котировки акций типа «В» происходят по правилам шанхайской и шэньчжэньской бирж. Сделки в Шэньчжэне осуществляются в гонконгских, а Шанхае – в американских долларах. Торговля происходит в бездокументальной форме – через электронные системы, без физического перемещения акций. Результаты сделок оформляются на третий день после совершения торгов. О случаях, когда в руках иностранного инвестора оказывается более 5℅ акций типа «В», выпущенных одной компанией, необходимо сообщать в местное отделение НБК. 

В Шанхае дивиденды по акциям не облагаются налогом, а в Шэньчжэне взимается 10℅ налог с суммы, на которую дивиденд превышает ставку по срочному депозиту. Гербовая пошлина на обеих биржах составляет 0,3℅, а биржевой взнос – 0,05℅ от суммы сделки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: