Инвестиционный режим в Китае: общие контуры

Отличительной чертой практики сотрудничества с иностранным предпринимательским капиталом в Китае является постепенный, долговременный характер либерализации инвестиционного режима. Китайское руководство никогда не стремилось в кратчайшие сроки снять все ограничения для деятельности иностранных предпринимателей и уравнять их в правах с национальными инвесторами. Этому обстоятельству можно дать следующее объяснение. С одной стороны, Китай умело использует интерес зарубежных предпринимателей к преимуществам экономики КНР (огромный внутренний рынок, многочисленная и дешевая рабочая сила и др.) и стремится направить его в русло, наиболее выгодное нуждам национального хозяйственного развития. В результате, у зарубежных партнеров возникает дополнительная экономическая и психологическая мотивация к вложениям в Китае. С другой стороны, различия в подходах к национальным и иностранным инвесторам позволяли Китаю отчасти компенсировать неразвитость рыночных механизмов внутри самой китайской экономики.

В последние годы подход китайской стороны претерпевает существенные изменения. Связано это с тем, что приток в страну огромных сумм валюты из-за рубежа стал одним из факторов обострения инфляции, а также с тем, что издержки от предоставления налоговых и таможенных льгот уже стали перевешивать возможный стимулирующий эффект. Так, налоговая реформа 1994г. на предприятия с иностранным участием провозгласила общий порядок косвенного налогообложения китайских предприятий. После принятия закона о трудовых отношениях 1995г. предприятия с иностранными инвестициями стали в полном объеме уплачивать взносы на внебюджетные социальные фонды. С апреля 1996г. иностранные инвесторы утратили право на ввоз оборудования для собственных нужд без уплаты таможенных пошлин и косвенных налогов. Также были распространены преимущества и на основной массив китайских предприятий, то есть речь идет не только о подходе к предприятиям с иностранным участием как к равноправной с китайскими предприятиями интегральной части китайской экономики, но и о возрастающем равноправии самих китайских предприятий с предприятиями иностранного капитала.

Важно отметить, если до середины 90-х гг. иностранный капитал привлекался в Китай главным образом за счет специальных мер государственного стимулирования, то сейчас ставка делается на ускоренное развитие базовых институтов рыночной экономики с тем, чтобы иностранные инвесторы все менее воспринимали народное хозяйство КНР как специфическую среду.

Важно также и то, что либерализация инвестиционного режима в Китае – это не однолинейный процесс. Многие мероприятия первоначально испытываются в качестве эксперимента и, если они не оправдывают себя, то соответствующие мероприятия отменяются. Или, допустим, если в какой-либо период времени расширение допуска иностранных фирм в национальную экономику вызывает существенные негативные последствия, то руководство КНР не стесняется «отыгрывать ситуацию» и вводить новые ограничения для инвесторов. В 80-е гг. наглядным примером тому было ограничение иностранных инвестиций в гостиничное дело и другие отрасли непроизводственной сферы, тем самым власти стремились ограничить спекуляции с недвижимостью и переключить инвестиционные потоки на развитие отраслей обрабатывающей промышленности.

Обычно инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, когда происходит экономия издержек за счет использования дешевой рабочей силы. Поэтому наибольшие валютные доходы приносят низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности. Напротив, предприятия, перспективные с точки зрения передачи технологии, испытывают наибольшие трудности с валютной сбалансированностью. Они создаются иностранными вкладчиками в основном в расчете на освоение внутреннего рынка КНР. Национальные предприятия часто не могут обеспечить им поставки сырья и комплектующих нужного качества, и значительная часть валютных средств уходит на импорт необходимых ресурсов. Инвестиционная политика китайских властей учитывает и этот аспект. Введенная еще в 80-е гг. и во многом сохранившаяся до сих пор система налоговых льгот для инвесторов устроена таким образом, что она включает в себя две группы преференций: для экспортеров и для инвесторов, осуществляющих крупные, долгосрочные проекты в отраслях промышленности и инфраструктуры, ориентированных на внутренний рынок.

Весьма интересна и китайская практика «территориальной открытости» - выборочного поощрения иностранных инвестиций на отдельных территориях. В основном львиная доля иностранных вложений концентрировалась в наиболее развитых приморских провинциях Китая. Но теперь акценты в политике «территориальной открытости» расставляются иначе: речь идет о поощрении иностранных инвестиций в менее развитых, чем побережье, центральных и западных провинциях. Все это, как представляется, лишний раз свидетельствует о том, что инвестиционный режим в условиях переходной развивающейся экономики – это весьма непростое явление, мало соответствующее концепциям о необходимости «быстрейшего открытия экономики».

 

Порядок допуска иностранных инвесторов в национальную

Экономику Китая.

В Китае действует не регистрационный, а разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Другими словами, для того, чтобы конкретный инвестиционный проект начал реально осуществляться, недостаточно просто обоюдного желания китайского и зарубежного партнеров (в случае, если организуется совместное предприятие) или желания только иностранного партнера (если речь идет о предприятии с полной иностранной собственностью). Инвестиционный проект должен быть рассмотрен и утвержден уполномоченными на то государственными органами. Обычно инвестиционные проекты с иностранным участием утверждает Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТ и ЭС). Также этот вопрос могут решать и нижестоящие органы управления – отраслевые министерства и ведомства, власти провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и некоторых провинциальных центров, администрации в зонах совместного предпринимательства. «Потолок» полномочий по утверждению проектов в производственной сфере не остается неизменным. Если в 80-гг. самый высокий уровень капиталовложений устанавливался в наиболее развитых районах страны, то в последние годы эта конфигурация изменилась главным образом в сторону предоставления дополнительных возможностей властям отсталых внутренних регионов. Так, в конце 90-х гг. лимиты на утверждение инвестиционных проектов для властей в провинциях и автономных районах Центрального и Западного Китая были увеличены до 30 млн. долл.

Если говорить о формах делового присутствия иностранных инвесторов в Китае, то следует отметить, что у зарубежных предпринимателей всегда был широкий выбор организационных форм инвестиционного сотрудничества. Помимо использования таких сложных форм, как паевые совместные предприятия и филиалы компаний, находящихся в полной иностранной собственности, зарубежные инвесторы могут заключать субподрядные соглашения с китайскими предприятиями, вести компенсационную торговлю (поставки готовой продукции в погашение стоимости поставленных инвестиционных товаров), создавать контрактные совместные предприятия (имущественные комплексы без юридического лица, в которых распределение доходов происходит по договоренности сторон).

 Существуют также и специфические организационные формы инвестирования, свойственные только отдельным отраслям. В добывающей промышленности – это широко используемые соглашения о разделе продукции.

Требования к доле иностранного партнера в уставном капитале первого совместного предприятия изначально были весьма благоприятными для инвесторов. Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом (1979г.) установил нижний предел иностранного участия – не менее 25% капитала. Но в последние годы здесь наметилась делиберализация. Когда в 1994-1995гг. иностранные инвесторы впервые были допущены в сферы речных и авиационных грузовых перевозок, розничной торговли и посреднических внешнеторговых операций, было установлено, что доля китайской стороны в уставном капитале должна составлять не менее 51%. А с изданием в 1995г. «Индустриального каталога по иностранным инвестициям» аналогичные требования были введены и для целого ряда отраслей материального производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: