Повествовательный анализ

Эпизоды, выстроенные в одну цепочку причинно-следственной связи, составляют повествовательное высказывание. Дэвид Ауни считает, что притча о богаче и Лазаре это притча-сравнение[26], здесь можно добавить притча-сравнение-призыв – это будет видно из третьей части повествовательного анализа.

Повествовательное высказывание по Иеремиасу делится на две части: 1. Изменение состояния после жизни (ст.19-26) и 2. Просьба богача к Аврааму послать Лазаря к пяти братьям (27-31).[27] По нашему мнению, притча-сюжет разворачивается в трех частях: 1. Контрастная жизнь на земле (ст.19-21), 2. Изменение состояния после жизни на земле (ст.22-26) и 3. Прошение богача и отказ Авраама (ст.27-31). Такого же деления придерживается Бломберг.[28] В нашем повествовании есть центральный эпизод, который несет в себе главную смысловую нагрузку, а так же второстепенные эпизоды, которые помогают выявить центральную идею притчи. Таким образом, первую часть можно изобразить следующим образом:

 

     
 


К О Н Ф Л И К т

 

 

Каждый день пиршествовал, Жаждал, голодал, болел, терпел

 

Разнаряживался...

     
 

 

 


Благословение Бога Проклятие Богом

 

 Понимание сребролюбивых фарисеев

 

 

Как видно из схемы в первой части притчи, Лука представляет нам два разных человека. Согласно Грину, в первой части притчи представлен крайний параллелизм.[29] Характеристика, которая дается обеим, очень кратка и лаконична. Первая часть сюжета по объему является самой маленькой и описана очень кратко: некоторый человек был богат...был так же некоторый Лазарь..., Интересно заметить, что притча начинается с богатого человека, а не с нищего Лазаря. Описание двух противопоставляющихся фигур составляет первую часть. Давайте рассмотрим эти две фигуры, сравнивая их друг с другом.

В 19 стихе мы видим, что автор представляет поведение богача: одевал..., пиршествовал, а в 20 стихе автор представляет состояние и желание Лазаря: лежал.., желал напитаться.. К сожаленью, нет подробностей в поведении, например, богача. Та информация, которая в притче отсутствует, говорит о многом. Например, не сказано, что богач презирал Лазаря или пинал его в бок, так же не сказано, что Лазарь проклинал богача и роптал каждый день. То, что мы не имеем этой информации, значит так не было, следовательно, будем исходить из того, что мы имеем.

Прежде всего, в притче представлен богач и 19 стих, по мнению автора, является причиной развития событий, Лазарь же, который представлен как контраст жизни богача, помогает развить дальнейшие события, несмотря на то, что описание богача занимает один стих, а нищего Лазаря два стиха.. Богач не назван по имени, а нищий назван. Имя Лазарь в переводе с еврейского <El'a÷zaµr -Бог помогает[30] или Бог поможет, или Бог Помощь. Разные комментаторы НЗ переводят по-разному.

Вторая часть (изменение состояния после жизни) повествования представляет жизнь в ином мире (ст.22-23). Но прежде автор Евангелия считает важным записать процесс, сопровождающий смерть этих двух людей. Как представляет Боис, похороны богача сопровождались великой толпой плакальщиков, множеством букетов цветов, великим богатством, другими словами великой помпезностью.[31] Скорее всего похороны богача были с таким же пиршеством, как и стиль его жизни.

Стоит заметить, что вторая часть начинается уже не со смерти богача, а со смерти Лазаря. Лазарь умер первый. Опять же не сказано о том, что его похоронили, вместо этого сказано, что он был отнесен Ангелами на лоно Авраама. Автор подчеркивает, что богач был похоронен. Одно это слово уже само говорит за себя.

Здесь стоит отметить, что прерванная (земная) жизнь продолжается в ином мире. Жизнь продолжается, но как? За линией смерти этих двух людей мы опять наблюдаем их контрастное состояние, только теперь уже наоборот. Лазарь пиршествует, а богач страдает.

И третья часть притчи это сюжетный диалог между богачом и Авраамом в потусторонней жизни. Последняя часть притчи не иллюстрирует Лазаря, только упоминание о нем. В основном, теперь в центре внимания богач, а в центре дискуссии братья богача. Так же следует отметить, что вторая и третья часть притчи по объему равны друг другу. В каждой из этих частей мы имеем по пять стихов, которые раскрывают истинное состояние богача и людей, которые его окружают. Вследствие этого видно, что является важной информацией (главной мыслью) и что является причиной появления этой информации.

Как было сказано, притча началась с жития богатого человека, который позже умер и был похоронен и был так же активен в аду, как и на земле. Из просьбы богача и его дальнейших рассуждений становиться видно, почему он на земле вел такую беспечную жизнь. Таким образом, богач является главным героем притчи.

Для наглядности поместим еще одну схему, которая иллюстрирует последнюю часть повествования:

 


 

В рассматриваемой дискуссии, автор переводит внимание читателя на пять братьев богатого человека. Последние пять стихов сосредоточены не на богаче, Лазаре или Арвааме, но именно на пяти братьях. Как действует богач? И как отвечает Авраам? Их диалог можно распределить следующим образом:

Б. – просьба (27 стих)

Б. – объяснение (28 стих)

А. – ответ - объяснение (29 стих)

Б. – противление, свое условие (30 стих)

А. – ответ-повторение, ответ-завершение (31 стих)

Последний стих на наш взгляд является кульминацией. Почему? Потому что, как было изображено в первой части повествования, притча не возникла на голом месте. Виновники возникновения притчи являются знаменитые фарисеи, как это мы видим из контекста притчи (Лук.16:14). Почти все притчи Иисуса направлены на закостенелое неправильное понимание Бога, спасения, суда, оправдания, благословения Божьего фарисеями. Эта притча обращена непосредственно к слушателям как к участникам.[32] Это притча, по-еврейски аггада – «сказание», где рассказчик пытается высветить библейский сюжет более или менее свободно измышленными подробностями.[33] Персонажи притчи не безмолвны, именно в диалоге, а не в событиях[34], открывается истинное внутреннее состояние фарисеев, поэтому завершающий ответ Авраама является кульминацией. «Сюжет восточной притчи, к которой можно отнести и нами исследуемую притчу, часто обыгрывает конфликтные ситуации, вызванные социальными различиями;..»[35] (курсив мой С.Н.). Первая причина в необходимости этой притчи в свое время была проблема «богатый-бедный». Первопричина же этой причины – сребролюбие фарисеев, и, следовательно, их неверие Священному Писанию, о котором мы будем говорить ниже.

«Согласно Грэссману, история которую рассказал Христос иудеям это версия древнего Египетского сказания, все еще сохранившаяся в демотическом папирусе 1 века А.Д.».[36]

Слушатели Иисуса знали историю о богаче и бедняке из Палестинского Талмуда о Бар Маайне, которая лежала в основе притчи о великом ужине (Лук.14:15-24).[37] Александрийские евреи принесли эту историю в Палестину, это египетская сказка о путешествии Си-Озириса сына Сетла Хамоса в подземный мир, которая заканчивается словами: «Те, кто делал добро на земле, будут благословенны в царствии мертвых, а те, кто делал зло на земле, будут страдать в царствии мертвых».[38] Таким образом, третья часть притчи является добавлением к Египетскому сказанию. Именно третья часть повествования делает из египетского сказания притчу, которая настораживает слушателя и придает серьезность сказанному.

Бог - Посылатель вечного счастья (объект) людям (субъекту), но богач один из тех получателей, но так же субъектом является и Лазарь, который мог так же стать получателем, но не был таковым, не получил дар Бога из-за стиля жизни богача: послушание Писанию (Помощник) не могло устранить это препятствие.[39] Эта диаграмма дает возможность истолкователю отделить существенно важные элементы отрывка от подчиненных элементов. По этой причине не стоит фокусироваться на природе жизни после смерти, как это делают многие исследователи, о которых мы еще будем говорить в последней части работы.

Необходимо определить, кто является центральной фигурой в притче о богаче и Лазаре. Само название притчи предполагает, что названные две личности и являются ключевыми фигурами в этом повествовании. Но так ли это? Возвращаясь к диаграмме, составленной Вайтом и разбивке текста на три части нами, видно, что главная фигура притчи – это богатый человек, который представлен в ярком свете на фоне нищего Лазаря. Далее по порядку значимости в притче представлены братья богача, речь о которых идет в третьей части. Здесь следует отметить, что притча начинается с жития богатого человека и заканчивается житием братьев богатого человека. Из этого следует, что благодаря фигуре богача происходит развитие сюжета, а Лазарь является вспомогательной фигурой для построения притчи.

«Пусть мы лишимся всего – богатства, своих городов

и прочих наших благ, но закон пребудет нерушимым»

Иосиф Флавий[40]





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: