Значение притчи для современного читателя и ее применение

Текст притчи разные богословы применяют по-разному. Например, Кистемакер заостряет внимание на нищем Лазаре, который остался без внимания на земле и поэтому текст применяет следующим образом: «Христиане, живущие в благополучном обществе, не могут закрыть глаза и уши на нужды бедных в Африке, Азии и Латинской Америке».[102] Архиепископ Сивлестра для применения к жизни христиан берет именно фигуру Лазаря: «Бедность Лазаря да научит тебя, Христианине! Свою бедность сносить без роптания.», так же «От болезней тела Лазарева поучися Христиане! В болезнях быть терпеливым.».[103] Как видно из немногих приведенных примеров применения, богословы почему-то в первую очередь стараются применить из притчи то, что является вспомогательным материалом в притче?!

Следует для начала повторить главную мысль притчи «О богаче и пяти братьях», чтобы определить, как она относится к современному читателю. Итак, центральная идея притчи, которую хотел передать автор Евангелия, звучит следующим образом: указать сребролюбивым фарисеям на их опасное состояние перед Богом и призвать их к покаянию и вере в Иисуса Христа. Проблема, выявляемая Христом, в том, что фарисеи имели пристрастие к богатству, а по словам Христа нельзя совместить служение Богу со служением маммоне (Лук.16:13). Другими словами невозможно иметь равное отношение и к Богу и к деньгам.

Таким образом, универсальный принцип, который мы можем вывести из текста, можно выразить так: человек, привязанный к деньгам не может служить Богу. Фарисеи, речь о которых идет в Лук.16:14, это люди, для которых деньги всегда были предметом вожделения и страстей. В общем, Христос ставит таких людей перед фактом: либо Бог, либо деньги.

Для того, чтобы выявить значение притчи для современных читателей, необходимо, чтобы наша ситуация была сходной с обстоятельствами первых читателей или слушателей [104] (курсив мой С.Н.). Во-первых, проблема социального характера «богатый-бедный» была не только в Древнем мире, но есть и будет во все времена, пока существует человек, поэтому такая проблема характерна и нашему современному миру.

Из исследовательской работы мы определили главную проблему фарисеев, которая мешала им перейти на сторону Христа – это привязанность к деньгам.

Такая проблема, как пристрастие к деньгам были, есть и будут всегда, как в мире, так и в церкви. В нашем современном мире есть такие религиозные движения, цель которых совпадает с целью фарисеев времен Христа. Цель – разбогатеть. Чаще всего лидеры подобных движений являются сторонниками теологии процветания. Лозунги, призывы и утверждения теологии процветания сводятся к следующему: Бог богат, и мы как Его дети должны быть богаты.[105]Как видно, теологи процветания вернулись к ветхозаветному пониманию благословения Бога (подобно фарисеям), как материальные блага. Как раз к таким теологам сегодня применим текст притчи о богаче и пяти братьях. Христос и сегодня ставит перед такими людьми выбор: либо любовь к Богу, либо к деньгам. Как говорит Хенриксен, применение – это процесс, а не отдельное событие[106], поэтому выбор, который предлагает Христос через эту притчу, это не вопрос, на который нужно один раз ответить и забыть о нем. Это выбор каждодневного характера.

Как известно из истории церкви, во всем христианстве, которое разделилось в основном на три больших движения: Католическое, Православное и Протестантское, всегда было время, когда духовные лидеры Церкви попадались в ловушку «пристрастия к деньгам». Деньги стали препятствием для католической Церкви на пути к Богу так, что появилось новое движение в христианстве под названием «протестантизм». Достаточно будет упомянуть об индульгенции, без оплаты которую не представить. Так же деньги играют немаловажную роль в Православной Церкви. Известно, что желающим покаяться, покреститься, пожениться или совершить похороны с участием служителей Православной Церкви, зачастую обходиться не по карману. Подобная практика имеет место в протестантских церквах. Разница лишь в том, какой метод применяется для достижения определенной цели. Как упоминалось выше, уже есть определенная теология – теология процветания, лидеры которых как раз вышли из протестантских церквей.

Желание разбогатеть и жить только в свое удовольствие постигает не только духовных лидеров церкви, но так же обычных прихожан церкви, а так же студентов Христианских учебных заведений и это неудивительно. С мирской точки зрения служение Богу является делом невыгодным, поэтому предполагается, что тот христианин, который служит Богу, делает это из любви к Нему. С христианской точки зрения, служащий Богу не ставит перед собой цель – заработать так, чтобы разбогатеть, но имеет перед собой цель – все, что он делает должно прославлять Бога, будь то приобретение денег или их трата. К сожалению, верующие во Христа люди порой попадаются в ловушку пристрастия к деньгам так, что уже перестают ясно видеть цель, перед которой их поставил Христос.

Предназначение притчи о богаче и пяти братьях как раз в том, чтобы показать фарисеям, во что они верят (жизнь богача) и призвать к истинной вере, которая порождает добрые дела (…пусть слушают их). Такой же метод призыва можно использовать и сегодня. Как сказал Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».[107] Именно через поведение мы можем видеть тех, кто пристрастился к деньгам так, что даже не замечает нужды ближнего.

Как уже было сказано выше, такое искушение как пристрастие к деньгам, может впасть любой христианин, поэтому автор данной работы предлагает следующие вопросы (на основании исследования притчи), ответив на которые возможно определить, кому служит христианин: деньгам или Богу:

- Как часто вы проводите время в изучении Священного Писания?

- Как часто вы жертвуете деньги бедным и нищим, которые окружают вас?

- Больше времени вы проводите в празднованиях или в работе?

- Верите ли вы и принимаете ли то, что написано в Библии в целом или есть такие места Писания, которые вы отвергаете, не понимаете и не хотите понимать?

- Выделяете ли десятую часть вашей прибыли для Бога, как аспект, который входит в духовную дисциплину? (дополнительный вопрос)

Если подобные вопросы ввести в церковную практику (в учение церкви), то по меньшей мере решилось бы два вопроса: приоритеты христианина относительно поклонения Богу и его социальные обязательства.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

В связи тем, что такой жанр, как притчи, не достаточно глубоко исследован в теологии, представим ниже следующий перечень притч, который на взгляд автора, следует относить в определенную категорию притч и, следовательно, придерживаться определенных принципов толкования. Метод, по которому мы будем определять притчи, основан на контекстуализации каждой отдельной притчи. Термины, которыми будут наименованы категории притч взяты из приведенных примеров наименований богословами притч, которые представляет Лезов в своей книге «Попытка понимания» (смотри введение). В данном случае автор не ставил перед собой цель – исследовать что есть притча, что есть реальная история, а что есть поучение. Но, нижеследующий обзор представлен для того чтобы помочь читателю данной работы иметь представление о том, что притчи возможно правильно истолковать в зависимости от того, к какой категории притч относится. И как уже было сказано выше, правильное определение категории притчи зависит от того, насколько тщательно изучен контекст притчи. Исходя из таких предпосылок, представим на рассмотрение следующий перечень притч:

 

Наименование притчи Категория притч Цель, значение, дополнительные темы
Притча о сеятеле (Лук.8:4-15) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о плевелах (Мф.13:24-30) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о горчичном зерне (Мф.13:31-32) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о закваске (Мф.13:33-35) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о драгоценной жемчужине (Мф.13:45-46) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о неводе (Мф.13:47-52) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о немилосердном слуге (Мф.18:23-35) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1-16) Притчевое повествование Цель одна, значение одно
Притча о двух сынах (Мф.21:28-32) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о винограднике (Мф.21:33-46) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о брачном пире (Мф.22:1-14) Притчевое повествование Цель одна, значений несколько
Притча о десяти девах (Мф.25:1-13) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о талантах, данных рабам (Мф.25:14-30) Притча в действии Цель одна, значений несколько
Притча о добром самарянине (Лук.10:30-37) Притча в действии Цель одна, значение одно, затронуто несколько дополнительных тем
Притча о друге, просящем хлебы у друга (Лук.11:5-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о безумном богаче (Лук.12:16-21) Притча-образец Цель одна, значение одно
Притча о Слуге, ожидающего хозяина (Лук.12:35-40) Притча в узком смысле слова Цель одна, значение одно
Притча о Мудром домостроителе (Лук.12:42-48) Притча повествование Цель одна, значений несколько
Притча о бесплодной смоковнице (Лук.13:6-9) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о возвышающем себя (Лук.14:7-15) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о великом пире (Лук.14:16-24) Притча - образец Цель одна, значений несколько
Притча о исчислении имущества прежде строения башни (Лук.14:28-30) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о потерявшейся овце и притча о потерявшейся драхме (Лук.15:3-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о блудном сыне (Лук.15:11-32) Притча-образец Цель одна, значений несколько
Притча о неверном управителе (Лук.16:1-13) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о богаче и Лазаре (Лук.16:19-31) Притча -образец Цель одна, значение одно
Притча о служении (Лук.17:7-10) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о неправедном судье и вдовице (Лук.18:1-8) Притча повествование Цель одна, значение одно
Притча о мытаре и фарисее (Лук.18:9-14) Притча повествование Цель одна, значение одно

 

Аггадический мидраш (к пункту 1.2.1. Литературный жанр)

АГАДА (от «hered» - «рассказывать», «возвещать»)

Не законодательная часть еврейской традиции (в талмудическую эпоху)

Содержит:

1. Моральные поучения притчи.

2. Рассказы, «расширяющие» и дополняющие Тексты Торы.

3. Истории про мудрецов Талмуда.

4. Объяснение смысла заповедей и.т.д

Характер:

1. Не обязывает, но советует, объясняет.

2. Индивидуальна. Каждый решает для себя, с учетом своих особенностей.

3. В случае спора – противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения.

4. «Внутренность» иудаизма, понимание.

5. «Вино» (Без Агады нет радости).

6. Многозначна, «литература», часто требует не буквального понимания.

7. Описывает максимум, к которому желательно прийти (=идеал), далеко не всегда доступный для всех. То есть тема Агады – «путь для праведников»

Аггадический мидраш – мидраш это система или подход при котором из Текста Танаха «выводятся», как бы «вытаскиваются» те смыслы, которые не были видны на первый взгляд.

У мудрецов Талмуда по отношению к Агаде наблюдается следующий подход, называемый в сегоднящней гуманитарной науке «органическим мышлением». Оно заключается в том, что Рассказчик не дистанцирует себя от передаваемой информации. Он «живет в ней», так что его переживания и ощущения и есть сама Агада.

К такому органическому мышлению неприменимы понятия «правильное историческое изложение фактов». Именно поэтому агада полна анахронизмов, (т.е. использования для описаний прошлого, понятий и явлений возникших в более позднюю эпоху); ибо Мудрецы Агады проецировали для себя (и для своих слушателей) современность в далекое прошлое.

Такой «живой подход к Танаху» и есть основа Аггадического Мидраша, который назван «особым прочтением текста, при котором сознание читателя определенным, необычным образом сливается с объектом чтения».[108]

 



БИБЛИОГРАФИЯ

Русскоязычная литература

1 Аврелий М. Размышления Магнитогорск: «АМРИТА-УРАЛ», 1994.

2 Агур Й. Введение в устную тору Части 1-2 Тель-Авив: «ДЖОЙНТ», 1959.

3 Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение Спб.: «РОССИЙСКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 2000.

4 Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора М.: Остоженка, 1891.

5 Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху Эллинизма Москва Иерусалим: «Современные исследования», 1998.

6 Бош Д. Преобразования миссионерства Спб.: «Библия для всех», 1997.

7 Брагинская Н.В. Греческие и Римские авторы о евреях и иудаизме М. Иерусалим: «Гашарим», 1997.

8 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь Спб.: «Издание автора», 1899.

9 Верклер Г.А. Герменевтика Принципы и процесс толкования Библии Мичиган: Гранд Рапидс, 1995.

10 Гаркина В.Г. Агада Сказания притчи изречения Талмуда и Мидрашей, М.: «Раритет» 1993.

11 Гатри Д. Введение в Новый Завет Спб.: «Библия для всех», 1996.

12 Кашовская Н. Новый Библейский Словарь Библейские персонажи Спб.: «Мирт», 1999.

13 Кухащек Д. Применение библейских истин без фантазий и догадок М.: «ТРИАДА» 1997.

14 Лезов С. В. Попытка понимания: Избранные работы. – М.- СПб: Университетская книга, 1999.

15 Лезов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета М.: «Восточная литература», 1996.

16 Лезов С.В. Социально-политическое измерение христианства М.: «НАУКА», 1994. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан Новый Завет Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 2000.

17 Мартин У. Царство культов Спб.: «Логос», 1992.

18 Новая Учебная Женевская Библия Hanssler-Verlag 1998.

19 Поташинская Н.Н. Революция в церкви? (Теология освобождения) М.: «Международные отношения», 1991.

20 Пратт Р. Он дал нам прообразы Христианское библейское братство св.апостола Павла 2000.

21 Рабби Ш. Вагшал Кашрут, Иерусалим: «Геулим»,1993.

22 Райри Ч. Основы богословия М.: «Духовное возрождение», 1997.

23 Ринкер Ф. Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза Paderborn: «Christliche Verlagsbuchhandlung», 1994.

24 Силвестра Астраханский и Кавказский Архиепископ и Кавалер М.: «Въ Синодальной Типографiи», 1997.

25 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижье М.Нью-Йорк: Project Judaica, 2000.

26 Таранов П.С. 120 Философов Жизнь Судьба Учение Симферополь: «Реноме» 1997.

27 Тарасенко А.А. Работники в винограднике, фарисеи и ученики Иисуса // Хронограф. 2000 №1-2.

28 Тевс К. Образ Бога-Отца в Синоптических Евангелиях // Хронограф. 2000. №1-2.

29 Телушкин Р.Й. Еврейский мир, Москва – Иерусалим: «Jewish Literasy», 1997.

30 Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию Спб.: «Библия для всех», 1994.

31 Фарраръ Ф.В. Жизнь и Труды Святого Апостола Павла, Киев: «Богдана», 1994.

32 Фи Г. Стюарт Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность Спб.: «Логос», 1993.

33 Фи Г. Экзегетика Нового Завета Спб.: «Библия для всех», 1995.

34.

35 Флавий И. О. Древности Еврейского народа Против Апиона Москва Иерусалим: «Gesharim», 1994.

36 Фруга С.Г. Аггада Сказания Притчи Изречения Талмуда и Мидрашей М.: «Раритет», 1993.

37 Хейгин К.Е. Новые пороги веры Tulsa: “New Threshholds of Faith”, 1991

38 Хенриксен У. Джексен Г. Изучение, Толкование и Применение Библии Спб.: «Мирт», 1995.

39 Шаевич А.С. Трактат Авот М.: «Внешиздат», 1990.

40 Экман У. Вера которая побеждает мир Спб.: Слово Жизни, 1992.

41 Эриксон М. Христианское богословие Спб.: «Библия для всех», 1999.

Англоязычная литература:

42 Bauer W. A Greek-English Lexicon of the NT Chicago and London: “The University of Chicago Press”, 1979.

43 Berkhof L. Systematic Theology Michigan: “Grand Rapids”, 1993.

44 Blomberg C.L. Interpreting the Parables. – Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1990.

45 Boice J.M. The Parables of Jesus Chicago: Moody Press, 1983.

46 Buswell J.O. A Systematic Theology of the Christian Religion, Michigan: “Grand Rapids”, 1977.

47 Buttrick G.A. The Interpreter`s Bible Luke John New York: “Abingdon Press”, 1952.

48 Darrell L.B. Baker B. Exegetical commentary of the NT Luke V-2 Grand Rapids, Michigan, 1996.

49 Dodd C.H. The parables of the kingdom. – New York: Charles Scribner`s Sons, 1961.

50 Fitzmyer J.A. The Gospel according to Luke I-IX. – Doubleday: The Anchor Bible, Т.-28, 1985.

51 Gaebelein F.E. The Expositor`s Bible Commentary Michigan: Grand Rapids, 1984. – V-8.

52 Green J.B. The Gospel of Luke Michigan: “Grand Rapids”, 1997.

53 Gutierrez G. A Theology of Liberation Great Britain: «SCM Press LTD», 1996.

54 Habershon A.R. The study of the Parables Grand Rapids, Michigan, 1975.

55 Hayes J.H. Dictionary of Biblical Interpretation Nachville: «Abingdon Press», 1999.

56 Ironside H.A. Addresses on the Gospel of Luke New York: “Loizeaux Brothers”, 1960.

57 Jeremias J. The Parables of Jesus. - Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1954.

58 Kaiser W.S. Silva M. An Introduction to Biblical Hermeneutics Michigan: Grand Rapids, 1994.

59 Kistemaker S. J. The Parables of Jesus Michigan: «Grand Rapids», 1986.

60 Malina B., Joubert S.,Van der Watt J. A Time Travel to the world of Jesus. – Johannesburg$ Orion Publishes, 1996.

61 Ogilvie L.J. Autobiography of God God revealed in the parables of Jesus Ventura: «A Division of GL Publications», 1979.

62 Pannenberg W. Systematic Theology V-2 Michigan: “Grand Rapids”, 1994.

63 Sider J.W. Interpreting the Parables Michigan: Grand Rapids, 1995.

64 Straton H. H. A Guide to the Parables of Jesus Michigan: «Grand Rapids», 1959.

65 Thiselton A.S. New Horizons in Hermeneutics Michigan: Grand Rapids, 1992.

66 Wright N.T. Jesus and the Victory of God Minneapolis: «Fortress Press», 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: