Значение притчи для его слушателя

Значение притчи может быть одно или несколько в зависимости от того, к какой категории притч относится. Если притча сказана одновременно для несколько категории людей, тогда значений может быть несколько.[98] В контексте притчи о богаче и пяти братьях читаем, что фарисеи смеялись над Христом и были сребролюбивы (Лук.16:14), поэтому главные и единственные слушатели притчи – это фарисеи, следовательно, значение притчи будет одно.

Знакомая фарисеям легенда, превратившаяся вдруг в аггаду, которая прямо направлена на главного слушателя, захватывает аудиторию своей простотой и незаконченностью. По всем предположениям слушатель притчи должен был принять факт на лицо (первая часть притчи), где контрастная жизнь была видна невооруженным глазом. Далее трагическая судьба богача (вторая часть притчи) по всей вероятности привела в изумление фарисеев, понимание которых противилось пониманию Христа. И диалог между богачом и Авраамом заставляет задуматься слушателей, после их удивления. Значение притчи, таким образом, заложено в ее развязке слушателем.

Итак, значение притчи для его слушателя заключается в том, чтобы продолжить начатый диалог в позитивном направлении своей реальной жизнью. А это значит - обратиться к Священному Писанию и уверовать в Иисуса Христа чтобы спастись от адского мучения. Предполагается, что часть фарисеев-слушателей поняли и приняли суть притчи им донесенную, а часть поняли, но не приняли.

Отношение фарисеев ко Христу и Его притче можно проследить, изучая Евангелие. Известно, что позже, когда Христос воскресил Лазаря, брата Марии и Марфы, фарисеи не уверовали. Слова Авраама о том, что чудо не вызывает веру, подтвердились. Те же фарисеи дали 20 серебренников Иуде, чтобы тот предал Христа. Те же фарисеи кричали Пилату: «Распни Его!» и когда Христос воскрес из мертвых, они не уверовали в Него. Из всех этих событий можно проследить понимание фарисеев исследуемой притчи. В этом смысле фарисеи не глупые люди, они достаточно умные и сообразительные, чтобы понимать притчи и жить в свою выгоду. Вся беда фарисеев в том, что духовные глаза у них были закрыты. Марк Аврелий хорошо говорит об этом: «Люди не знают сколь многоразличны такие слова, как воровать, сеять, покупать, бездействовать, усматривать надлежащее; для этого знания нужны не телесные очи, а некий другой орган зрения».[99] Чтобы поверить Писанию и Христу необходимо иметь некий другой орган зрения. Но почему же фарисеи не имели его? Причина неверия или неспособности поверить состояла в одном - в сребролюбии. Любовь к деньгам вытесняла любовь к Богу. Было бы так печально если остановиться на таких выводах.

Из истории ранней церкви известно, что Савл, будучи фарисеем уверовал в Христа, увидев чудо по дороге в Дамаск (Деян.9 глава). Сам о себе он говорит: «…по учению фарисей» (Фил.3:5). Благодаря Апостолу Павлу, бывшему фарисею, мы имеем 12 посланий церквам в Новом Завете. Работы Павла составляют большую часть в области НЗ и являются изучаемыми христианами вот уже много столетий.

Еще один пример, Никодим – знаменитый фарисей, член Иудейского синедриона, который приходил к Иисусу ночью с целью усвоить учение Христово, далее он участвовал в совете синедриона, когда обсуждалось взятие Христа, где он произнес следующие слова: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его и не узнают, что он делает» (Ин. 7:51), так же после смерти Христа он принес сто фунтов состава из смирны и алоэ для помазания Его тела (Ин.19:38-42) и, наконец, по преданию, впоследствии времен он принял крещение от Апостолов, жил и скончался в загородном доме Гамалиила, своего родственника.[100]

«Кто имеет меньше, чем желает,

должен знать, что он имеет больше,

чем заслуживает»

Г.К. Лихтенберг[101]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: