Поиск оптимального соотношения прямого и косвенного

Налогообложения

 

Основная задача налоговой системы – обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. Разрешить коллизию этих двух главных целей всегда трудно. Тем не менее, в мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношению к темпам роста производства, инвестиций и экспорта. Конкретно они выражаются в стандартном для разных стран минимуме и составе применяемых налогов и сборов, определенном их соотношении и методах взимания каждого из основных налогов.

При этом построение применяемых в развитых странах налоговых систем исходит из четкого признания того факта, что в конечном итоге все налоги (и прямые, и косвенные) фактически платят не организации, перечисляющие эти налоги в бюджет, а население страны, потребляющее производимые и импортируемые товары. У нас, как правило, этот факт игнорируется. Считается, что с физических лиц (населения) взимается только подоходный налог и частично налог на недвижимость, тогда как основное бремя налоговой нагрузки ложится на реальный сектор экономики, который ежемесячно перечисляет в бюджет налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, отчисления на социальное страхование, экологический налог и все остальные сборы, взимаемые с выручки от реализации продукции. Отсюда и фактическая бесполезность постоянного торга между правительственными структурами, испытывающими недостаток бюджетных средств, и субъектами хозяйствования.

В действительности практически все налоги включаются организациями в цену производимых товаров и услуг, и соответственно фактически их платит население страны, потребляющее их. Именно этим определяется влияние налогов на экономику (через динамику потребительского спроса), и именно из этого следует исходить при выборе оптимальной налоговой системы. Сам факт широкого вовлечения организаций в процесс налогообложения связан с тем, что прямо с текущих доходов населения (заработная плата, доходы от собственности и предпринимательской деятельности) собрать налоги всегда трудно, учитывая численность и подвижность населения. Поэтому в организациях, численность которых всегда меньше, помимо уплаты прямых налогов с получаемой прибыли и текущих доходов, возлагается обязанность перечисления в бюджет косвенных налогов, включаемых в цены производимых товаров и услуг и взимаемых фактически с доходов населения, но опосредованно, через потребительские расходы при покупках товаров и услуг. Косвенные налоги, поскольку они распространяются на широкий круг товаров, работ и услуг, всегда более доходны и легко собираемы, но именно такие налоги оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Поэтому в развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. Напротив, в “налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение (от 50 до 70% доходов бюджета)”.

Примерно такая же ситуация сложилась и у нас. И по объемам поступлений, и по количеству наибольший удельный вес имеют именно косвенные налоги. Причем в их состав, помимо общепринятых налога на добавленную стоимость и акцизов, включено множество мелких сборов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг. Действующая система насчитывает около 14 таких платежей. На их долю приходится более 22% доходов бюджета и около 10% общей налоговой нагрузки на экономику. Именно такие сборы, к которым, в частности, относятся отчисления в инновационные фонды, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и т.д., оказывают наиболее существенное и неоправданное давление на цены, вымывают оборотные средства организаций и подрывают их конкурентоспособность.

Проведем анализ состава текущих налоговых доходов консолидированного бюджета в Республике Беларусь за 2009-2011 года. Результаты анализа оформим в виде табл. 1.1.

Таким образом, из таблицы видно, что за 2009-2011 года доля текущих налоговых доходов в процентах в валовому внутреннему продукту снизилась с 26% в 2009 году до 23,01% в 2010 году. На 2011 год размер текущих налоговых доходов запланирован в размере 23,11% к валовому внутреннему продукту.

 

Таблица 1.1 − Уровень налоговой нагрузки по текущим налоговым доходам, поступающим в консолидированный

бюджет Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

Текущие налоговые доходы

За 2009 г.

За 2010 г.

Прогноз на 2011 г.

В % к ВВП Удельный вес, % В % к ВВП Удельный вес, % В % к ВВП Удельный вес, %
1. Прямые налоги на доходы и прибыль, всего 6,59 25,3 6,24 27,1 6,74 29,2
 в том числе            
Подоходный налог 2,85 11,0 2,81 12,2 2,98 12,9
Налог на прибыль 2,6 10,0 2,43 10,6 2,86 12,4
Налог на доходы 0,48 1,8 0,45 2,0 0,44 1,9
Прочие налоги 0,66 2,5 0,55 2,4 0,46  
2. Налоги на собственность 2,03 7,8 1,68 7,3 1,46 6,3
3. Налоги, взимаемы с заработной платы (чрезвычайный налог) 0,76 2,9 0,77 3,3 0,61 2,6
4. Внутренние налоги на товары и услуги, всего 13,48 51,8 11,47 49,8 11,15 48,2
В том числе:            
НДС 8,06 31,0 6,99 30,4 7,72 33,4
Налог с продаж 1,32 5,1 0,99 4,3 0,43 1,9
Акцизы 2,33 9,0 2,21 9,6 2,05 8,9
Прочие налоги 1,77 6,8 1,28 5,6 0,95 4,1
5. Прочие налоговые платежи 0,47 1,8 0,33 1,4 0,76 3,3
6. Доходы от внешней торговли и внешнеэконом. операций 2,66 10,2 2,53 11,0 2,39 10,3
Итого 26 100,0 23,01 100,0 23,11 100,0

Источник: собственная разработка на основе данных

 

Это снижение связано в первую очередь со снижением удельного веса внутренних налогов на товары и услуги (косвенных налогов) с 13,48% в 2009 году до 11,47% в 2010 году и запланировано их дальнейшее снижение на 2011 год до 11,15%. В первую очередь за счет снижения налога на добавленную стоимость с 8,06% в 2009 году до 6,99% в 2010 году, налога с продаж с 1,32% в 2009 году до 0,99% в 2010 году.

Из табл. 1.1 видно, что размер прямых налогов в процентах к валовому внутреннему продукту в 2009 и 2010 годах почти не изменился, а на 2011 год величина прямых налогов запланирована в размере 6,74%.

Произошли изменения в общей структуре налоговых поступлений. Так если в 2009 году доля прямых налогов составила 25,3% от суммы всех налоговых поступлений, то в 2010 году их доля увеличилась до 27,1%, и на 2011 год запланировано дальнейшее увеличение доли прямых налогов до 29,2%. В общей сумме текущих налоговых доходах консолидированного бюджета наметилась тенденция снижения доли косвенных налогов с 51,8% в 2009 году до 49,8% в 2010 году и запланировано дальнейшее снижение их доли до 48,2% от общей суммы текущих налоговых поступлений.

Таким образом, за 2009-2011 года реформы налоговой системы позволили реально сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходом по сравнению с 2009 годам почти на 3% к валовому внутреннему продукту. Кроме того, происходит смещение структуры налогообложения в пользу прямых налогов и снижения доли косвенного налогообложения. Но, не смотря на это, уровень косвенных налогов остается по-прежнему достаточно высоким. Поэтому дальнейшие направления налоговых реформ вырисовываются достаточно ясно. Их основным содержанием должна стать постепенная отмена многочисленных сборов в бюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации продукции. Тем не менее, на практике и даже в ходе проработки проекта Налогового кодекса этот вопрос решается крайне сложно. С позиции фискальных интересов сохранение в действующей налоговой системе различных оборотных платежей связано в основном с их высокой доходностью по сравнению с налогами, взимаемыми не со всего оборота, а только с реально полученных доходов и прибылей. Но наиболее сильную защиту оборотные налоги и сборы имеют со стороны тех министерств и ведомств, которые являются распорядителями и пользователями поступающих таких доходов. Даже отраслевые промышленные министерства и концерны, постоянно ратуя за снижение налогового пресса, в то же время не только отстаивают сохранение отчислений во внебюджетные инновационные фонды, но и вносят предложения по увеличению их ставок. В результате все усилия по реформированию налоговой системы сводятся к выбиванию индивидуальных налоговых льгот и решениям по отсрочке и реструктуризации задолженности организаций перед бюджетом. Таким образом, неоправданное давление налогов на цены и доходы населения сохраняется, а кратковременные эффекты от предоставления налоговых льгот в конечном итоге только расширяют круг фактически убыточных и низкорентабельных организаций. При этом объемы, структура и динамика бюджетных доходов не улучшаются.

Россия, которая еще два года назад отменила такие платежи, проводит реформы основных налогов исходя из принципа снижения ставок при одновременной отмене всех не связанных с моделями их построения льгот. Данный подход как раз и отражает общепринятый в мировой практике механизм снижения налоговой нагрузки, когда в качестве мер такого снижения применяется либо отмена (сокращение количества) применяемых налогов и сборов, либо снижение их ставок. Но при этом одновременно предпринимаются меры по расширению налоговой базы остающихся налогов и сборов, что обеспечивает реальное увеличение текущих доходов бюджета. Только в этом случае снижается налоговая нагрузка, и одновременно сохраняются необходимые бюджетные поступления. Причем общеизвестно, что расширение налоговой базы значительно доходнее для бюджета по сравнению с введением новых налогов и повышением их ставок.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: