Формировании финансовых ресурсов государства

налог финансовый прямой косвенный бюджет

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Во взаимоотношениях государства и налогоплательщиков последние являются пассивной стороной, так как государство в законодательном порядке устанавливает размеры и порядок внесения платежей, а налогоплательщики обязаны беспрекословно их выполнять. Вместе с тем, в цивилизованном обществе налоги не рассматриваются как средство удушения, а, наоборот, как фактор экономической свободы, так как, рассчитавшись с государством, налогоплательщик волен распоряжаться своими ресурсами по собственному усмотрению.

Налоговая система Республики Беларусь сформирована в 1992 году, но до настоящего времени еще не обрела стабильности. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся существенные изменения, непредвиденность которых лишает налогоплательщиков возможности прогнозировать свои финансовые перспективы.

Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была значительна – более 1/3. В дальнейшем налоговая система не однократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая позволяет плательщикам найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при выполнении им налоговых обязательств. Основным документом, регламентирующим в комплексе налоговые отношения в государстве является – Налоговый кодекса. Общая часть налогового кодекса принята Палатой представителей и одобрена Советом республики национального собрания Республики Беларусь 15 ноября 2002 года. Общая часть налогового кодекса упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере, устанавливает систему налогов, сборов и пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, а так же определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.

Кроме того, налоговое законодательство включает в себя декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые во исполнение налогового кодекса; нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного самоуправления.

Основой и объектом налоговой системы государства являются налоги – обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются с налогоплательщиков в установленном порядке и размерах.

Налоги являются ведущим звеном финансово-кредитной системы государства. По мнению М. Копоть сущность налогов “выражается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса”.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

По мнению Н.Е. Заяц “налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей”. Автор Е.М. Попов считает, что “налоги – это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки предприятиями и организациями”. Согласно налогового кодекса Республики Беларусь “налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты”.

Таким образом, налоги – финансовый институт, который используется государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. С помощью налогов значительная часть доходов предприятий, организаций и населения аккумулируется в государственном бюджете – центральном звене финансовой системы, с помощью которого государство финансирует свои затраты на развитие экономики и решения социальных проблем общества. С правовой точки зрения налог – общественный платеж, который взимается, как правило, в денежной форме.

Налоги являются исключительной прерогативой государство и взимаются при наличии определенных условий:

· получение прибыли или дохода;

· наличие налогооблагаемого имущества.

При наличии одного из этих условий возникает объективная необходимость во взимании налогов для каждого субъекта хозяйствования.

Признаками налога являются:

· регулярность и равномерность поступлений;

· возможность принудительного исполнения.

Кроме того, для налогов характерна индивидуальная безвозмездность платежа, т.е. уплата налога каждым отдельно взятым налогоплательщиком не ведет к возникновению взаимных обязательств государства по вопросу предоставления налогоплательщику каких либо материальных благ или услуг. Но для налогов характерна экономическая возмездность, т.е. налоги вместе с другими доходами государственного бюджета используются для финансирования развития народного хозяйство, социально-культурных мероприятий, т.е. на потребности общества.

Таким образом, налоги – индивидуальные безвозмездные платежи, устанавливаемые представительными органами государственной власти и взимаемые исполнительными органами государственной власти и государственного управления в строго установленных размерах и в заранее оговоренное время.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Выделяются несколько функцийналогов: фискальная, регулирующая и контрольная.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – образование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборотных, социальных, природоохранных и др.).

Регулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д. С ее помощью государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать рост объемов производства и накоплений, увеличивать или снижать платежеспособность организаций.

Осуществление контрольной функции означает оценку эффективности каждого платежа и налогового режима в целом, выявление необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику.

Экономическая категория “налог” включает ряд элементов:

· объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

· субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

· налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика

объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

· единица обложения – единица измерения объекта налога (по налогу на прибыль, доходы, налогу на добавленную стоимость и др. – денежная единица страны, по налогу на землю – 1 га и т.д.);

· источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

· ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме с единицы налогообложения. Налоговая квота может быть пропорциональной или прогрессивной. Пропорциональная налоговая квота не изменяется с ростом доходов налогоплательщиков (налог на прибыль, налог на недвижимость). Прогрессивная налоговая квота изменяется в связи с ростом доходов налогоплательщиков (подоходный налог).

· налоговый оклад – абсолютная сумма, уплачиваемая конкретным налогоплательщиком по отдельно взятому налогу;

· налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В соответствии с налоговым кодексом принципы налоговой системы Республики Беларусь таковы:

· Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.

· Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республике Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе, нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров, работ и услуг или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь и создающих в нарушение конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и других видов деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Налоговая система Республики Беларусь состоит из 2-х уровней: республиканские налоги и сборы и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги и сборы, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Республиканские налоги и сборы могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налогов может передаваться на местный уровень.

Нормативы отчислений республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной год устанавливаются Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь”.

Местные налоги – этоналоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные для уплаты на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сбором (пошлинам) относят: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относят: налог с розничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу, транспортный сбор, сбор на развитие инфраструктуры района или области.

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь”. При этом определяются их состав (виды платежей) и отдельные условия применения.

Налоги классифицируют по следующим признакам: по способу изъятия; органам власти, в распоряжение которых они поступают; видам плательщиков; источникам уплаты.

По способу изъятия налоги делятся на две группы: прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы, недвижимость) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических). К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размеры. По мнению В.А. Гюрджан по способу изъятия налоги делятся на три группы: прямые, косвенные и смешенные. Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент расходов, но имеют разнообразные объекты налогообложения. В число таких налогов включают экологический и земельный налоги, единый платеж от фонда оплаты труда, отчисления в Фонд социальной защиты населения.

В зависимости от органов власти, в распоряжение которых они поступают, различают общегосударственные (республиканские) и местные налоги и сборы. Республиканские налоги устанавливаются верховной властью, взимаются на основе государственного законодательства и поступают в государственный бюджет. Местные налоги и сборы устанавливаются на основании решений местных органов власти и зачисляются в местные бюджеты.

В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов (объединений, организаций) и налоги с физических лиц.

В зависимости от источника их уплаты налоги и сборы подразделяются на:

· налоги и сборы, уплачиваемые из заработной платы;

· платежи, уплачиваемые из выручки от реализации по факту ее получения;

· платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг;

· платежи, уплачиваемые из прибыли.

Для некоторых налогов и сборов объект налогообложения и источник уплаты не совпадают. Например, налог на недвижимость исчисляется исходя из остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных средств, а уплачивается за счет прибыли к налогообложению. При ее отсутствии платежи в бюджет производятся за счет собственных оборотных средств организации, что приводит к их недостатку для продолжения производственной деятельности в том же объеме. Следовательно, налоги могут усугубить финансовые трудности организаций и привести к их банкротству. Особенно тяжелы для хозяйствующих субъектов, находящихся в финансовом кризисе, налоги и сборы, начисляемые на фонд заработной платы. Уплата в бюджет чрезвычайного налога, отчисления в Государственный фонд содействия занятости связан не с выплатой, а с начислением заработной платы. Практически при задержках с выплатой заработной платы из-за отсутствия выручки от реализации продукции указанные налоги перечисляются в бюджет за счет собственных оборотных средств налогоплательщика. Недостаток собственных оборотных средств организации вынуждены восполнять за счет кредитов банка, в результате чего себестоимость продукции увеличивается на сумму банковских процентов.

По уровню бюджета, в который зачисляются налоги, выделяют закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные целиком поступают в конкретный бюджет, регулирующие – одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством.

Выполняя фискальную функцию налоги аккумулируют в государственный бюджет и внебюджетные фонды денежные средства, необходимые для осуществления собственных функций. Так в 2009 году налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 42,8% от валового внутреннего продукта, а все доходы 46,1% от валового внутреннего продукта. Графически структуру поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь можно представить в виде рис. 1.1.

 

Рис. 1.1 − Структура поступлений в консолидированный бюджет

Республики Беларусь за 2009 г., в % к ВВП

Источник: собственная разработка на основании изученного материала

 

Из рис. 1.1. видно, что большую часть в общей сумме доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2009 год занимают налоговые поступления.

Более детальная структура доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2009 год представлена на рис. 1.2.

Из рис. 1.2. видно, что бюджет Республики Беларусь в 2009 году был сформирован за счет налоговых платежей в размере 87,4%, а неналоговых платежей в размере 12,6%. Среди косвенных налогов наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость – 24%, оборотные налоги – 16,1%, акцизы – 7%. Поступления от прямых налогов составили: по налогу на прибыль – 7,6%, по налогу на недвижимость – 3,9%, земельный налог – 2,1%, налог на доходы – 1,4%.

 

Рис. 1.2 − Структура поступлений в консолидированный бюджет

Республики Беларусь за 2009 г., %

Источник: [http://www.nalog.by/d/mns_sdata/3_abs.htm].

 

Следовательно, в Республике Беларусь налоги играют важную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как за счет них формируется практически вся доходная часть бюджета. Наибольший удельный вес среди налоговых поступлений в бюджет занимают косвенные налоги.

Таким образом, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Основой и объектом налоговой системы государства являются налоги. Налоги являются исключительной прерогативой государства. Для налогов характерно индивидуальная безвозмездность платежа и экономическая возмездность. Так главные функции налогов – распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная. Экономическая категория налог включает ряд элементов: объект налога, субъект налога, налоговая база, единица обложения, источник налога, налоговая льгота, ставка налога. Существует много классификаций налогов: прямые и косвенные, республиканские и местные, регулирующие и закрепленные.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения. Но вместе с тем, перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам.

 





Подборка статей по вашей теме: