Анализ налоговой нагрузки на национальную экономику на

Современном этапе

 

Современная финансовая наука и практика для оценки величины налогового давления оперирует такими показателями как уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая нагрузка на экономику.

Уровень централизации показывает, какая часть созданного страной валового внутреннего продукта аккумулируется в рамках ее бюджета для дальнейшего перераспределения в соответствии с общегосударственными потребностями.

Показатель налоговой нагрузки на экономику характеризует долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды в валовом внутреннем продукте государства.

Уровень налоговой нагрузки на экономику всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов. Это связано с наличием в доходах консолидированного бюджета республики наряду с налогами и неналоговых источников поступлений, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Национального банка, доходы от внешней торговли, поступления в иностранной валюте и от реализации конфискованного имущества и др.

Так, благодаря неналоговым поступлениям за 2010 год сформировано около 12 процентов доходов государственного бюджета. Соответственно, при централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета на уровне 44,6 процента налоговая нагрузка на экономику с учетом отчислений в фонд социальной защиты населения составила 40,3%. Данные представлены в виде табл. 1.2.

 


Таблица 1.2 − Информация об уровне централизации и налоговой

нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам за 2010 г., % к

ВВП

Страна Уровень централизации финн. ресурсов гос-ва Налог. нагр. на экономику
Дания 65,3% 49,9%
Бельгия 57,4% 44,0%
Италия 57,4% 39,1%
Великобритания 56,5% 37,3%
Франция 52,1% 44,4%
США 42,2% 28,0%
Российская Федерация 31,3% 26,1%
Республика Беларусь 44,6% 40,3%

Источник: [http://www.nalog.by/d/mns_sdata/31_abs.htm].

 

Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.

В 2010 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений, как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В русле решения задачи по поэтапному снижению налоговой нагрузки, поставленной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2011 годы:

· была снижена ставка по НДС с 20 до 18% 1 января 2010 года;

· была снижена совокупная ставка по оборотным налогам с 4,5 до 3,9%;

· пересмотрены и отменены некоторые неэффективные концептуальные налоговые льготы;

· ужесточены подходы по предоставлению налоговых преференций в индивидуальном порядке.

В результате за 2010 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась.

В структуре налогов, принимаемых для расчета налоговой нагрузки, можно выделить три основные группы налогов: прямые, косвенные и смешанные.

На фоне укрепления позиций прямых налогов в структуре налоговой нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых в валовом внутреннем продукте в 2010 году составила 17,9% и относительно 2009 года сократилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало снижение ставок по налогу на добавленную стоимость и оборотным налогам.

Некоторое уменьшение доли оборотных налогов и налога на добавленную стоимость в валовом внутреннем продукте вовсе не означает сокращения поступлений по данным доходным источникам. Так, “по сравнению с 2009 годом оборотные налоги увеличились на 9,5%, налог на добавленную стоимость – на 8,3% в сопоставимых ценах. Снижение же доли указанных платежей в валовом внутреннем продукте связано с его опережающей динамикой (111,0%)” [http://www.nalog.by/d/mns_sdata/ 31_abs.htm].

Традиционно наиболее стабильной группой налогов с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2010 году доля данной группы налогов в валовом внутреннем продукте составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

Что касается текущего финансового года, то с учетом предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда оплаты труда с 5 до 4 процентов можно прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику республики по сравнению с ее величиной за 2010 год (до 23-25% к валовому внутреннему продукту).

Таким образом, в Республике Беларусь происходит дальнейшее реформирование налоговой системы, направленное на снижение налоговой нагрузки. И в первую очередь реформа направлена на снижение косвенного налогообложения.




Исследование действующей практики исчисления и уплаты в

Бюджет прямых налогов в организациях республики Беларусь

Экономическая характеристика Гомельского районного




double arrow
Сейчас читают про: