Организационно-экономическая характеристика предприятия

Объект исследования дипломного проекта - Государственное унитарное предприятие "Автоколонна 1493" г. Кропоткина (далее ГУП КК "Автоколонна 1493"), создано в 1976 году. В настоящее время предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

- маршрутные перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщениях;

- заказные перевозки пассажиров;

- перевозка пассажиров автобусами, работающими в режиме маршрутного такси;

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, их хранение и подготовку к эксплуатации, в том числе по заказам юридических и физических лиц. В 2000 году ГУП КК "Автоколонна 1493"г. Кропоткина присвоен статус базового предприятия пассажирского автомобильного транспорта г. Кропоткина. Распоряжением исполнительного комитета муниципального образования г. Кропоткина от 29.01.2001 г. № 15-р "О муниципальном заказе на пассажирское транспортное обслуживание жителей г. Кропоткина", Постановлением Главы администрации Кавказского района от 06.07.2002 г. № 454 "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и выполнению закона "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" муниципальный заказ по транспортному обслуживанию жителей города и Кавказского района передан в полное обслуживание базовому предприятию ГУП КК "Автоколонна 1493". На рисунке 2.1 представлена организационная структура управления предприятием, из которой видно, что она построена по функциональному принципу, традиционному для автопредприятий.

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ГУП КК "Автоколонна 1493"

 

Как и большинство унитарных транспортных предприятий, ГУП КК "Автоколонна 1493" не имеет в структуре коммерческих подразделений. Руководство предприятием осуществляет директор.

Руководство и контроль основным видом деятельности предприятия – перевозками пассажиров, осуществляет заместитель начальника по перевозкам, в структуру которого включены диспетчерская и автоколонны.

Практически все остальные технические службы ГУП КК "Автоколонна 1493" за исключением мойки и котельной, структурно подчинены главному инженеру предприятия. Формально, главный инженер предприятия частично выполняет коммерческие функции на предприятии. Традиционно сложилось, что он выполняет все функции по взаимодействию с рекламодателями предприятия – согласует макеты рекламы, размещаемой на бортах транспортных средств, подписывает разрешения на размещение коммерческой информации в салонах автобусов и маршрутных такси и т.д. Однако в должностных инструкциях данные положения, соответственно не прописаны. Осуществление маркетинговых и коммерческих функций, таким образом, носит неструктурированных, хаотичных характер и в результате вся коммерческая работа, как правило, отступает на второй план.

Также определенную маркетинговую работу на предприятии выполняет отдел экономики и прогнозирования. К ней о частности можно отнести сбор информации о структуре, объеме пассажирских перевозок, изменениях объемов и конъюнктурообразующих факторах функционирования предприятия.

На территории ГУП КК "Автоколонна 1493" находится также пост государственного технического осмотра транспортных средств, который определенным образом входит в структуру автоколонны.

Таким образом, можно сделать вывод, что определенная маркетинговая работа на предприятии ведется. Однако ее структура, организация носит крайне несогласованных характер и такого рода деятельность нельзя признать эффективной.

Из общего наличия транспортных средств 60% эксплуатируются в городском сообщении, 27% в пригородном и 13% в междугородном сообщениях.

В настоящее время на предприятии работает 320 человек, что несколько ниже существующей потребности предприятия в кадрах. Основной проблемой является сравнительно невысокий уровень заработной платы по предприятию. Уровень квалификации персонала предприятия во многом предопределяет уровень конкурентоспособности фирмы.

В таблице 2.1 представлены трудовые показатели ГУП КК "Автоколонна 1493".

 

Таблица 2.1 - Трудовые показатели ГУП КК "Автоколонна 1493"

Наименование показателя

Годы

Отношение 2007 к 2005 гг. проценты

2005 2006 2007
Среднесписочная численность, чел 328 316 320 97,6
Среднемесячная заработная плата, руб. 3259,0 3840,0 5363,3 139,7
Укомплектованность персоналом, проценты 95,1 91,6 92,8 97,6
Продолжительность рабочего дня, час 10,5 10,9 10,6 100,1
Текучесть кадров, проценты 11,3 10,1 10,3 91,2
Производительность труда, тыс. руб. 122,1 122,6 141,6 116,0
ФОТ по основной деятельности, тыс. руб. 12298,1 17907,3 21482,9 174,7

 

Как видно из таблицы 2.1, ГУП КК "Автоколонна 1493" не полностью укомплектован персоналом. Предприятие испытывает потребность в водителях, механиках, техническом персонале. Это связано со сравнительной низкой системой мотивации труда персонала, имевшей место в отчетный период. Показатель текучести кадров составлял в 2007 году 10,6%. И хотя этот показатель ниже уровня 2005 года, в целом остается довольно высоким. Снизить текучесть персонала в 2007 году удалось отчасти по причине роста уровня заработной платы. За отчетный период показатель среднемесячной заработной платы возрос на 40% и составил в 2007 году 5363,3 рублей. Этот показатель ниже среднего уровня заработной платы по г. Кропоткину. Кроме того, спрос в г.Кропоткине на такие специальности как водители категории D, Е, автослесари и др. значительно превышает предложение и это также усугубляет положение анализируемого предприятия. Средняя продолжительность рабочего дня на ГУП КК "Автоколонна 1493" также превышает 8 часов и составляет 10,6 часа в 2007 году. Решение кадровых проблем на предприятии может быть достигнуто за счет более высокой степени материальной мотивации сотрудников автоколонны.

В таблице 2.2. рассмотрены качественные показатели ГУП КК "Автоколонна 1493".

 

Таблица 2.2 - Качественные показатели ГУП КК "Автоколонна 1493"

Наименование показателей 2005 г  2006г Отношение 2006г к 2005г., проценты 2007 г Отношение 2007г к 2005г., проценты
Средняя вместимость, чел. 30 29,6 95,3 29,6 95,1
Среднесуточный пробег, км 231 227 97,4 232 99,6
Среднее расстояние перевозки, км 9,0 8,8 108,6 9,2 113,6

 

Как видно из таблицы 2.2, основные качественные показатели предприятия за отчетный период значительно не изменились. Среднее расстояние перевозки составляет 9 км. Для пригородных перевозок данный показатель превышает 15 км., а для междугородних – 75 км. Показатель среднесуточного пробега также значительно не изменился и составил в 2007 году 232 км. На этом фоне, доля рынка предприятия за отчетный период значительно сократилась. И это, в первую очередь, сказывается на снижении показателя пассажирооборота, динамика которого представлена на рисунке 2.2..

 


Рисунок 2.2 - Динамика пассажирооборота ГУП КК "Автоколонна 1493", тыс. пас. км.

 

Как видно из рисунка 2.2, наиболее существенное снижение пассажирооборота приходится на городские перевозки. Это связано с появлением в 2006 году на рынке городских пассажирских перевозок ООО "Трансавто", занявших достаточно значительную рыночную долю. Также, на данный фактор оказывает воздействие сравнительно низкие цены на услуги такси, которые в свою очередь, вызваны высоким уровень конкуренции. В г. Кропоткине осуществляют деятельность более 10 компаний такси. Борьба за потребителя приводит к достаточно жесткой ценовой конкурентной борьбе между ними. Так, несмотря на значительный рост стоимости бензина, средняя стоимость поездки в такси по городу не меняется в течение последних двух-трех лет и составляет 40-50 рублей в зависимости от фирмы-перевозчика. К тому же фирмами-перевозчиками предлагается довольно широкий спектр методов стимулирования сбыта услуг – от дисконтных скидок до подарков и оказания дополнительных услуг. Все это делает городской пассажирский транспорт менее привлекательным.

На рисунке 2.3 представлена динамика общего пробега.

 


Рисунок 2.3 – Динамика общего пробега, тыс. км.

 

Снижение показателя пассажирооборота и объема перевозок пассажиров за отчетный период, в целом не привело к снижению общего пробега автомобильного транспорта. Более того, имеет место положительная динамика данного показателя. Данное положение вызвано общим снижением рыночной доли предприятия, которая в свою очередь вызвана активизацией конкурентов на рынке.

В таблице 2.3 представлены показатели пассажирских перевозок из которых видно, что в течение отчетного периода план по перевозкам предприятия фактически выполнялся не в полном объеме. Это вызвано поломками автобусов и маршрутных такси, имевших место в течение анализируемого периода, а также рядом других факторов – погодными условиями, проведением технических мероприятий и др.

В тоже время, в 2007 году наблюдается меньший разрыв по сравнению с предыдущим периодом между количеством запланированных и выполненных предприятием рейсов. А по пригородным и междугородним перевозкам план фактически выполнялся. В 2007 годы в канун праздничных дней были введены дополнительные, незапланированные рейсы, что позволило превысить план перевозок в течение года.

 


Таблица 2.3 - Показатели выполненных и запланированных рейсов

 

Всего АТП

 В том числе по видам сообщения

Городское

Автобус марш./такси

 Пригородное

Автобус марш./такси

Межгород

2007 год

Запланировано рейсов 517469  221219  195000  51150  44500  5600
Фактически Выполнено 481070  212245  168324  51011  43887  5603

2006 год

Запланировано рейсов  512363  221219  191362  51140  43587  5726
Фактически выполнено  5914  208748  68324  49758  42722  5692

2005 год

Запланировано рейсов  502276  217056  184766  50930  43949  5575
Фактически выполнено  410202  197862  113453  49644  43725  5518

Муниципальный заказ по транспортному обслуживанию жителей города и Кавказского района в течение последних нескольких лет выполняет ГУП КК "Автоколонна 1493". Это накладывает на предприятия определенные обязательства, основным из которых является ценовая политика, точнее ее зависимость от органов краевой и муниципальной власти. Сдерживание роста цен на городские пассажирские перевозки в автобусах влекут за собой значительные убытки предприятия по данному виду деятельности. И хотя данная статья расходов предприятия датируется государством, их объем является недостаточным для покрытия убытков ГУП КК "Автоколонна 1493".

За отчетный период результате финансово-хозяйственной деятельности ГУП КК "Автоколонна 1493" осуществляла деятельность с убытками. В частности, за 2006 год получены убытки в сумме 6,4 млн.руб., за 2005 год убытки составили 4,1 млн.руб., при этом убытки в 2005 году от городских перевозок составили более 70% от всей суммы убытков предприятия. В 2007 году убытки составляли 5,8 млн. рублей. Прибыль от других видов перевозок и от передачи в аренду маршрутных такси и части пригородных автобусов в 2007 г составила 3,7 млн.руб. При резком росте цен на ГСМ в 2006 и в 2007 гг., убытки предприятия могли быть значительно выше особенно на пригородных перевозках где расходы на горючее в составе затрат составляют более 40%.

На рисунке 2.4 рассмотрена рентабельность исследуемого предприятия в период 2005-2007 гг.

 

Рисунок 2.4 – Рентабельность ГУП КК "Автоколонна 1493"

 

Как видно из рисунка 2.2, общая рентабельность ГУП КК "Автоколонна 1493" в течение всего анализируемого периода была ниже положительного уровня. Это связано, как уже отмечалось, с убыточностью городских пассажирских перевозок. В связи с резким ростом цен на бензин в 2006-2007 гг., убытки ГУП КК "Автоколонна 1493" по данной статье возросли значительно, что привело к еще большему падению уровня рентабельности. Снижение пассажиропотока в течение отчетного периода также оказало влияние на показатель рентабельности.

В тоже время, содержание маршрутных такси и пригородные перевозки являются доходной статьей финансовой деятельности описываемого предприятия.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: