Повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия

 

Одним из ключевых элементов повышения эффективности функционирования ГУП КК "Автоколонна 1493" является развитие его маркетингового потенциала.

Базовым этапом развития маркетинга ГУП КК "Автоколонна 1493" является правильная организация маркетинговой работы на предприятии. В имеющейся структуре целесообразно определить место структурного подразделения или, по крайней мере, специалиста по маркетингу, в задачи которого и будет входить организация, проведение и контроль всей маркетинговой работы предприятия.

Основными направлениями повышения эффективности маркетинговой деятельности ГУП КК "Автоколонна 1493" можно определить следующие (рисунок 1.1):

1 Более активная работа с потенциальными рекламодателями. Более чем 70% транспортных средств ГУП КК "Автоколонна 1493" не используются в качестве носителей рекламы. В тоже время, спрос на данный вид услуг со стороны потенциальных рекламодателей значительно превышает предложение. В тоже время, отсутствие в автоколонне соответствующего специалиста, затягивание процесса согласования необходимой документации, отсутствие продуманного механизма реализации данного проекта на предприятии, делает ее малопривлекательной для клиента. Также низкая степень ответственности автоколонны по вопросам выполнения графиков, приводит к тому, что рекламодатели попросту не хотят "связываться" с ГУП КК "Автоколонна 1493", предпочитая порой менее эффективные и более дорогие средства продвижения своей продукции или услуг. Таким образом, продвижение данного вида позволит получить более 500 тысяч рублей в год дополнительной прибыли. Данное мероприятие позволит сделать транспорт ГУП КК "Автоколонна 1493" несколько эстетически привлекательнее, что повысит его конкурентоспособность.

 

Рисунок 3.1 – Направления повышения эффективности маркетинговой деятельности ГУП КК "Автоколонна 1493"

 

2 Диверсификация. Является одним из действенных инструментов повышения эффективности работы предприятия, повышения уровня его конкурентоспособности. Нами предлагается несколько направлений диверсификации ГУП КК "Автоколонна 1493". Выделим основные:

- организация станции технического обслуживания автомобилей на базе существующей на предприятии;

- организация мойки автомобилей;

- организация предоставления услуг по эвакуации автомобилей.

Все три предложенных мероприятия не требуют капитальных затрат и могут осуществляться на базе уже имеющегося производственно-технического потенциала ГУП КК "Автоколонна 1493". Все предложенные виды услуг имеют повышенный уровень спроса. Мойка автомобилей при этом является одним из самых востребованных видов услуг на рынке в настоящее время. Кроме того в радиусе более 50 км. Нет ни одной мойки грузовых автомобилей, спрос на которые значительно превышает предложение.

Потенциальный потребитель данного вида услуг – компания "Тандер", расположенная в непосредственной близости с ГУП КК "Автоколонна 1493" и имеющая более 600 грузовых автомобилей постоянно испытывает потребность в данного вида услугах. Таким образом, организация данного вида услуг обеспечит 100%-ю загрузку работы предприятии в данном направлении. К тому же, как уже отмечалось, предприятие фактически расположено на территории ФАД "Кавказ", что делает данные мероприятия еще более конкурентоспособными.

Не меньшим спросом в регионе пользуется услуги эвакуации автомобилей. Нужно отметить, что в г. Кропоткине нет предприятий, предоставляющих данный вид услуг. Ближайшее предприятие работающее в данной сфере расположено в г. Армавир. Организация данного вида услуг, также не потребует значительных капитальных вложений. ГУП КК "Автоколонна 1493" обладает специальным техническим автомобилем (на базе "Икаруса") способным выезжать на место поломки и осуществлять работы по месту. Таким образом, предприятие имеет возможность не только эвакуировать автомобили с места поломок или аварий, но и на месте поломки осуществлять оперативный ремонт транспортных средств.

Станция технического обслуживания и ремонта автомобилей безусловно более "проблемный" для ГУП КК "Автоколонна 1493" вид бизнеса, однако мощная техническая база и удобное расположение предприятия позволит занять ему определенную рыночную нишу.

3 Оптимизация маршрутов. Как показал анализ, существующая в настоящее время маршрутная сеть автобусного парка ГУП КК "Автоколонна 1493" значительно устарела и требует серьезной корректировки как на городских так и на пригородных и междугородних маршрутах. За последние пять-семь лет в городе значительно изменилась инфраструктура, появились новые жилые и торгово-развлекательные комплексы. При этом маршруты транспорта ГУП КК "Автоколонна 1493" не менялись. Как показала практика работы ООО "Трансавто" на рынке городских перевозок, удачно подобранный маршрут движения автобуса и график, учитывающий интересы пассажира, может обеспечить близкую к 100% заполняемость транспортного средства не только в час пик, но в менее "загруженное" время. В качестве оптимизации предлагается введение и корректировка следующих маршрутов движения транспорта:

- организация "Кавказская – Кропоткин – Казанская". Спрос на данный маршрут перевозки стабильно устойчив. Однако на данном маршруте в настоящее время работают только частные предприятия.

- организация маршрута "Кропоткин – Пятигорск". Рынок г. Кропоткина в определенной степени ориентирован на рынок Пятигорска и в данном направлении регулярно следует достаточно большое число автобусов конкурирующих организаций. Главное условие введения данного маршрута – удобство графика движения.

- оптимизация маршрута "Кропоткин - Ростов-на-Дону – Кропоткин". Данный маршрут разработан таким образом, что автобусы идут в оба направления с разницей в 2 часа. Это зачастую приводит к тому, что их заполняемость не превышает 25-30%. Увеличение временного разрыва между маршрутами до 4-5 часов обеспечит большую заполняемость транспортного средства, что в свою очередь, повысит рентабельность данного маршрута.

- полный пересмотр маршрутов и графика движения городского транспорта. В рамках данного диплома мы не будем описывать направления изменения маршрутов, отметив лишь, что данное мероприятия должно осуществляться в строгом соответствии с результатами маркетинговых исследований потребительского спроса на перевозку. Только таким образом можно обеспечить более полное удовлетворение потребительского спроса и одновременно повысить конкурентоспособность предлагаемой услуги.

4 Более активное использование средств продвижения собственных услуг. Предприятие располагает большим потенциалом для продвижения предложенных выше и существующих в настоящее время услуг. Однако использует эти возможности ГУП КК "Автоколонна 1493" крайне неэффективно. Для продвижения собственных вводимых услуг, а также расширения спектра услуг для рекламодателей, предлагается на прилегающей к предприятию территории разместить рекламные конструкции в виде билбордов 3х6 метров. Площадь предприятия позволяет разместить три рекламных конструкции. В таблице 3.1 представлена смета расходов по данному проекту.

ГУП КК "Автоколонна 1493" расположено в так называемой "коммерчески привлекательной" для рекламодателей зоне где спрос и соответственно, стоимость размещения информации значительно превышает средний уровень по городу. Это связано с непосредственной близостью с федеральной автодорогой. Сдача в аренду рекламных площадей в совокупности с другими средствами обеспечит ГУП КК "Автоколонна 1493" более высокий уровень конкурентоспособности предоставляемых им услуг.

 


Таблица 3.1 – Расходы по размещению билбордов предприятия

ы Статья расходов Сумма, тыс. руб.
Оформление проектно-сметной документации на размещение конструкции 20,0
Согласование документации в федеральной дорожной службе 12,0
Стоимость материалов на конструкцию 64,0
Изготовление конструкции 59,0
Монтажные работы (включая материалы) 25,0
Итого: 180,0

 

Таким образом, как видно из таблицы 3.1, установление одной конструкции обойдется ГУП КК "Автоколонна 1493" в 180 тысяч рублей. На планируемые конструкции в объеме 3шт. потребуется, соответственно, 540 тысяч рублей.

 

Рисунок 3.2 – Срок окупаемости проекта по размещению билбодов на территории ГУП КК "Автоколонна 1493"

 

Как видно из рисунка 3.2, срок окупаемости дано проекта составляет немногим менее одного года. Мы исходили из того, что стоимость арендной платы не будет превышать 12 тысяч рублей. За вычетом налогов, ГУП КК "Автоколонна 1493" получает 9,3 тыс. рублей чистой прибыли с одной рекламной плоскости. После окупаемости проекта данное мероприятие позволит получать дополнительную прибыль в размере 670 тысяч рублей в год. Реализация данного мероприятия наряду со сдачей бортов 40 автотранспортных средств в аренду позволит покрыть убытки ГУП КК "Автоколонна 1493" от городских пассажирских перевозок. Данные мероприятия обеспечат также более высокий уровень конкурентоспособности описываемого предприятия.

 




Заключение

В результате финансово-хозяйственной деятельностиГУП КК "Автоколонна 1493" осуществляла деятельность с убытками. В частности, за 2006 год получены убытки в сумме 6,4 млн.руб., за 2005 год убытки составили 4,1 млн.руб., при этом убытки в 2005 году от городских перевозок составили более 70% от всей суммы убытков предприятия. В 2007 году убытки составляли 5,8 млн. рублей. Прибыль от других видов перевозок и от передачи в аренду маршрутных такси и части пригородных автобусов в 2007 г составила 3,7 млн.руб. При резком росте цен на ГСМ в 2006 и в 2007 гг., убытки предприятия могли быть значительно выше особенно на пригородных перевозках где расходы на горючее в составе затрат составляют более 40%.

Общая рентабельность ГУП КК "Автоколонна 1493" в течение всего анализируемого периода была ниже положительного уровня. Это связано, как уже отмечалось, с убыточностью городских пассажирских перевозок. В связи с резким ростом цен на бензин в 2006-2007 гг., убытки ГУП КК "Автоколонна 1493" по данной статье возросли значительно, что привело к еще большему падению уровня рентабельности. Снижение пассажиропотока в течение отчетного периода также оказало влияние на показатель рентабельности.

В тоже время, содержание маршрутных такси и пригородные перевозки являются доходной статьей финансовой деятельности описываемого предприятия.

Подразделения, занимающегося маркетинговой деятельностью на ГУП КК "Автоколонна 1493" в настоящее время нет. В тоже время, ряд функций данной сферы на предприятии выполняются. Так, проводится определенная работа по сбору информации о рынке, в том числе, включая первичные данные. Ведется определенная работа с рекламодателями, на предмет сотрудничества с ними.

Однако отсутствие какой-либо структуры и плана маркетинговой работы сводит ее эффективность к минимуму.

SWOT-анализ предприятии показал, что сильными сторонами ГУП КК "Автоколонна 1493" в настоящее время является его высокий производственный потенциал в совокупности с опытом работы. Предприятие работает на рынке пассажирских перевозок более 30 лет и накопило значительный опыт в данной области деятельности. Предприятие располагает значительной производственно-технической базой, что позволяет ему самостоятельно проводить ремонт и техническое обслуживание имеющихся транспортных средств. Однако имеющиеся в структуре технические подразделения задействованы сегодня на 15-20%. При этом местоположение ГУП КК "Автоколонна 1493" вдоль ФАД "Кавказ" делает расширение данных видов бизнеса более привлекательным.

В тоже время, практически полное отсутствие рыночной ориентации в совокупности с высокой степенью внешней зависимости, сводит на нет эффективность коммерческой работы предприятия. Значительным показателем слабой стороны ГУП КК "Автоколонна 1493" является изношенность парка автобусов.

В качестве возможных угроз для описываемого предприятия можно отметить появление новых конкурентов на рынке перевозок и укрепление позиций уже существующих фирм-перевозчиков. Как показала практика, несмотря на довольно значительные экономические и юридические барьеры, существующие в настоящее время для выхода на рынок пассажирских автоперевозок, появление новых предприятий является вполне вероятным. Это подтверждает появление в г. Кропоткине в 2006 году компании "Трансавто", которая за несколько месяцев смогла занять довольно значимую долю рынка в городе и значительно повлияла на ухудшение положения ГУП КК "Автоколонна 1493".

За период с 2006 по 1-й квартал 2008 года гг. ГУП КК "Автоколонна 1493" потеряла 50% рынка перевозок г. Кропоткина. До 2006 года описываемое предприятие фактически являлось монополистом, то с 2006 года рыночная доля снизилась на 50%.

Рынок пригородных перевозок характеризуется достаточно большим число предприятий-перевозчиков. Наряду с ГУП КК "Автоколонна 1493"на рынке действует Автоколонна г. Гулькевичи, ООО "Вектор", а также значительное число небольших частных фирм и предпринимателей. На долю описываемого предприятия приходится немногим более 30% доли рынка и наблюдается ее незначительное снижение за период с 2005 по 2007 гг.

На рынке пассажирских перевозок г. Кропоткина, ГУП КК "Автоколонна 1493" можно охарактеризовать как предприятие с невысоким уровнем конкурентоспособности. По основным анализируемым показателям конкурентоспособности автоколонна уступает основному и единственному конкуренту – ООО "Трансавто". Деятельность ООО "Трансавто" основана на активном использовании маркетинговых инструментов. Предприятие активно изучает рынок, отслеживаются предпочтения пассажиров и их изменения. Кроме того, данное предприятие в структуре имеет специалиста по маркетингу, активно работает с рекламодателями.

Основными направлениями повышения эффективности маркетинговой деятельности ГУП КК "Автоколонна 1493" являются:

1 Более активная работа с потенциальными рекламодателями. Более чем 70% транспортных средств ГУП КК "Автоколонна 1493" не используются в качестве носителей рекламы. В тоже время, спрос на данный вид услуг со стороны потенциальных рекламодателей значительно превышает предложение.

2 Диверсификация. Является одним из действенных инструментов повышения эффективности работы предприятия, повышения уровня его конкурентоспособности. Предложены следующие направления развития:

- организация станции технического обслуживания автомобилей на базе существующей на предприятии;

- организация мойки автомобилей;

- организация предоставления услуг по эвакуации автомобилей.

Все три предложенных мероприятия не требуют капитальных затрат и могут осуществляться на базе уже имеющегося производственно-технического потенциала ГУП КК "Автоколонна 1493". Все предложенные виды услуг имеют повышенный уровень спроса.

3 Оптимизация маршрутов. Как показал анализ, существующая в настоящее время маршрутная сеть автобусного парка ГУП КК "Автоколонна 1493" значительно устарела и требует серьезной корректировки как на городских так и на пригородных и междугородних маршрутах. За последние пять-семь лет в городе значительно изменилась инфраструктура, появились новые жилые и торгово-развлекательные комплексы.

4 Более активное использование средств продвижения собственных услуг. Предприятие располагает большим потенциалом для продвижения предложенных выше и существующих в настоящее время услуг.

Для продвижения собственных вводимых услуг, а также расширения спектра услуг для рекламодателей, предлагается на прилегающей к предприятию территории разместить рекламные конструкции в виде билбордов 3х6 метров. Площадь предприятия позволяет разместить три рекламных конструкции. ГУП КК "Автоколонна 1493" расположено в так называемой "коммерчески привлекательной" для рекламодателей зоне где спрос и соответственно, стоимость размещения информации значительно превышает средний уровень по городу. Это связано с непосредственной близостью с федеральной автодорогой. Сдача в аренду рекламных площадей в совокупности с другими средствами обеспечит ГУП КК "Автоколонна 1493" более высокий уровень конкурентоспособности предоставляемых им услуг.

Срок окупаемости дано проекта составляет немногим менее одного года. Мы исходили из того, что стоимость арендной платы не будет превышать 12 тысяч рублей. За вычетом налогов, ГУП КК "Автоколонна 1493" получает 9,3 тыс. рублей чистой прибыли с одной рекламной плоскости. После окупаемости проекта данное мероприятие позволит получать дополнительную прибыль в размере 670 тысяч рублей в год. Реализация данного мероприятия наряду со сдачей бортов 40 автотранспортных средств в аренду позволит покрыть убытки ГУП КК "Автоколонна 1493" от городских пассажирских перевозок. Данные мероприятия обеспечат также более высокий уровень конкурентоспособности описываемого предприятия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: