Обоснование элементов комплекса маркетинга автотранспортной организации

 

Современная автотранспортная организация – это организационно целостная совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных подразделений, соединенных для выполнения определенных целей, т. е. организация – это система, причем система открытая, подверженная влиянию извне. Организация как система обладает большой степенью неопределенности деятельности, так как относится к классу сложных систем. Следует иметь в виду, что речь идет не просто о большом количестве элементов и связей между ними, а о неограниченном количестве потенциально возможных связей, которые могут быть установлены между элементами.

Автотранспортная организация (АТО), будучи социально-экономической открытой системой, связана специфическими отношениями со своей внешней и внутренней средой. Поэтому она строит свое функционирование в существенной (хотя и неоднозначной) связи с внешней средой, т. к. всегда зависит от информации, топлива и других ресурсов, поступающих извне. Причем открытая система имеет неограниченную способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, перестройке своих связей, переходу от одного качества функционирования к другому и должна это делать для того, чтобы успешно продолжать свое функционирование.

Упрощенное изображение АТО как открытой системы представлено на рисунке 1.2.

 


Рисунок 1.2 – Автотранспортная организация как открытая система

 

Описание процесса функционирования организации может быть получено через состояние системы.

Под состоянием системы мы понимаем множество значений параметров (внешних и внутренних характеристик), определяющих ход процессов, происходящих в данный момент.

Множество всех возможных значений состояний системы образует пространство состояний системы.

Из множества состояний система управления выбирает наиболее приемлемые на основе определенных критериев. Функционирование организации, таким образом, описывается как "смещение" в пространстве состояний. Такую последовательную смену состояний можно интерпретировать как координаты точки в n-мерном фазовом пространстве. Это позволяет определить стратегию как направление (путь, невозмущенная траектория) "движения" организации в пространстве его состояний.

Стохастический характер рассматриваемых систем определяется, во-первых, тем, что они находятся под воздействием большого числа случайных факторов, а, во-вторых, тем, что в таких системах имеют место случайные отклонения от средних величин, а также ошибки, величина которых зависит от поведения элементов этих систем и от сложности структур систем. Указанные внешние и внутренние воздействия для АТО конкретизируются в метеорологических условиях, в колебаниях спроса на транспортные услуги (в зависимости от сезона и уровня рыночной активности), в эксплуатационной надежности подвижного состава, в уровне договорной дисциплины автотранспортной организации и поставщиками (потребителями), в ограниченности в сборе и обработке необходимой информации и др.

Системный подход к рассмотрению АТО позволяет выделить следующие ее характерные черты.

Первая особенность – современная автотранспортная организация как система является одновременно техническим, экономическим и социальным объектом, т. е. сложной системой. Системность означает структуризацию внутренней среды и взаимосвязь ее составных элементов.

Вторая особенность автотранспортной организации как системы состоит в том, что она, функционируя в условиях рынка, является открытой системой. Открытость означает, что организация подвержена влиянию извне. Внутренние процессы, происходящие в ней, формируются под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Концепция организации как открытой системы означает поворот к рынку транспортных услуг и потребителю производимых услуг. Каждое автотранспортное предприятие, функционирующее в рыночной среде, должно самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности взаимоотношений с внешним окружением. В настоящее время для АТО к важнейшим относятся такие внешние задачи, как: маркетинговые исследования рынка, выбор стратегии развития, привлечение инвесторов, налаживание системы коммуникаций и другие.

Третий момент, на котором необходимо остановиться, – это функционирование АТО как социально ориентированной системы. Автотранспортная организации призвана осуществлять производство автотранспортных услуг с целью выполнения своей основной миссии – социальной, заключающейся в решении социальных проблем города, региона – основой зоны деятельности. АТО выполняет определённую социальную роль в обществе. Последний момент можно рассмотреть в двух аспектах: во-первых, с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребностей обсуживаемого населения в транспортных услугах; во-вторых, с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды функционирования организации.

Последняя, четвертая особенность организации как системы на современном этапе заключается в ее внутреннем саморегулировании адаптации. Эта особенность может быть реализована в подходе построения организации как полицентрической системы, базирующейся на принципах самоуправления и саморазвития.

Особенности развития организации как открытой системы, выявленные на основе анализа основных законов рыночной экономики и процесса формирования рыночных отношений на автомобильном транспорте, выражаются в следующем:

- направления движения организации как системы определяются имеющимися ресурсами, потребностями рынка, динамикой спроса и предложения;

- в условиях конкуренции увеличивается потребность организации в изменениях, в обновлении на основе инноваций;

-стремление выжить заставляет организации адаптироваться, оптимизировать свои издержки и цены,выйти на режим устойчивого функционирования.

Проводя оценку состояния рынка транспортных услуг, следует отметить, что в настоящее время обозначились сегменты рынка, обслуживаемые организациями транспорта общего пользования, и определена группа потребителей, предпочитающаяся пользоваться услугами индивидуальных предпринимателей. Поэтому, несмотря на доступность выхода на рынок потенциальных перевозчиков, очень сложным для них является формирование круга постоянных потребителей. Для действующих предпринимателей (юридических лиц), так же сложно увеличивать объемы сбыта и привлечь на свою сторону клиентов конкурентов без изменения стратегии поведения на рынке. В мировой практике бизнеса существует множество известных способов заинтересовать потребителя в производимой продукции или услуге, которые необходимо модифицировать применительно к деятельности транспортной организации. С учетом специфики реализации транспортных услуг на прогнозных сегментах рынка разрабатывается комплекс системы маркетинга.

Важной частью в стратегическом плане развития хозяйственной деятельности транспортной организации и основным элементом в комплексе маркетинга выступает маркетинговая программа, в которой определяются приоритетные действия, нацеленные на завоевания выделенного сегмента потребительского рынка. Разработанные направления касаются организационных, социально-экономических, правовых, технико-технологических, кадровых и других отношений, как во внутренней так и во внешней среде.

Маркетинговые усилия также должны быть направлены на быстрое продвижение транспортной продукции потребителю. Для транспортного предприятия можно предложить следующую структуру годовой маркетинговой программы (таблица 1.1).

 

 

Таблица 1.1 – Общая годовая маркетинговая программа предприятия

Блоки маркетинга Мероприятия и комплекс работ
1 2
1. Анализ и оценка рыночных возможностей 1. Формулирование целей и задач: – оценка имеющихся ресурсов для расширения сбыта; – определение емкости рынка по реализуемому ассортименту услуг; – позицирование услуги (сравнение потребительских качеств услуги с предпочтениями заказчиков); – прогнозирование спроса на модифицированные услуги; 2. Оценка маркетинговой среды: – макросреда (демографические, экономические, политико-правовые факторы рыночной деятельности, научно-технический прогресс; – микросреда (конкуренты, посредники, клиентура, поставщики). 3. Оценка путей получения возможных конкурентных преимуществ: – снижение цен; – усиление рекламы; – расширение мест продажи; – выявление новых рынков; – расширение номенклатуры и ассортимента услуг
2. Разработка комплекса сбыта 1. Управление ассортиментной политикой: – известная (прежняя); – новая (модифицированные (логистические) услуги); 2. Разработка фирменного знака (логотипа); 3. Цена и политика ценообразования: – исходная цена; – максимально возможная (с учетом конъюнктуры рынка);
  – максимальная цена (с учетом себестоимости услуг получения средней нормы прибыли); – анализ цен конкурентов; – возможные скидки с цен. 4. Анализ способов сбыта: – с использованием услуг логистического центра; – прежняя сбытовая политика. 5. Методы реализации услуг: – чистая транспортная услуга; – с добавлением комплекса логистических услуг. по заказам клиентуры. 6. Определение путей товародвижения: – транзитный грузопоток; – промежуточное хранение грузов на складе. 7. Реклама и стимулирование сбыта: – в средствах массовой информации; – использование наружной рекламы.
3. Подготовка персонала Организация обучения специалистов по сбыту
4. Контроль выполнения программы Замеры объемов реализации услуг по намеченным направлениям Корректировка расчетов спроса, предложения, цен. Проведение других корректирующих действий.
5 Оценка эффективности финансовых вложений Расчет окупаемости маркетинговой программы

 

Указанные элементы программы маркетинга сопряжены с ведением определенных затрат.

В целях укрепления конкурентных позиций на рынке транспортной организации необходимо обеспечить разумное соотношение между планируемыми затратами и прогнозируемым ростом сбыта транспортных услуг. Для этого необходимо обоснование бюджета маркетинга.

Бюджет маркетинга – это расходы на исследование рынков (конъюнктурные, средне- и долгосрочные), на обеспечение конкурентоспособности товара, на информационную связь с покупателями (реклама, стимулирование сбыта и т. д.), на организацию агентско-экспедиторской сети и каналов товародвижения.

Финансовые средства на все это приходится черпать из прибыли, которая без таких расходов была бы по свое массе была бы большей, однако без расходов на маркетинг в современных условиях нельзя реализовать достаточное количество услуг, чтобы окупить затраты на исследовательские работы, совершенствование техники и технологии и все остальное, связанное с основной деятельностью автотранспортной организации, и получить необходимую прибыль.

Поэтому выделение средств на маркетинг и мероприятия по сбыту – это решение оптимизационной задачи с большим количеством переменных, влияние которых обычно не поддается точному учету, т. е. задачи типично прогностической. Влияние переменных к тому же, как правило, нелинейно и само должно определяться эмпирическим путем. Поэтому в определении бюджета маркетинга такую большую роль играют традиции, опыт высших руководителей организации и анализ маркетинговых расходов организаций-конкурентов.

Чтобы оценить порядок величины расходов на мероприятия в программе маркетинга можно воспользоваться управлением прибыли:

 


Р = Ц ·W – (W · V + C + (R + D)) (1.1)

 

где Р – прибыль транспортной организации;

W – объем транспортных услуг в натуральных единицах;

Ц – цена транспортной услуги;

V – затраты на реализацию услуг, не связанные с маркетингом, но зависящие от объема оказываемых

услуг (материальные затраты);

C – постоянные затраты транспортной организации, не связанные с маркетингом и не зависящие от объема оказанных услуг (общехозяйственные накладные расходы);

R – затраты на рекламу;

D – затраты на продвижение услуг (стимулирование сбыта).

Для мировой экономики определена статистика изменения нормы прибыли от доли, занимаемой компанией на рынке. Учитывая специфику деятельности автотранспортных организаций и на основе анализа статистической информации представленная зависимость может быть выражена следующими соотношением (таблица 1.2).

Поскольку норма прибыли зависит от доли рынка, из управления прибыли следует, что расходы на рекламу и продвижение товара должны увеличиваться по мере того, как организация утверждается на все большей части рынка.

 

Таблица 1.2 – Зависимость нормы прибыли транспортной организации от доли рынка

Доля рынка Норма прибыли
Менее 10% 3-5%
10-20% 5-12%
20-30% 12-22%
30-40% 22-25%

 


Расчет бюджета маркетинга необходимо выполнять в следующей последовательности.

1 Методом интерполяции определяется приращение нормы прибыли на том интервале, в который попадет прогнозная величина прибыли

2 Рассчитывается прирост нормы прибыли для прогнозной величины доли рынка, которую будет занимать транспортная организация

3 Разбиваются общие затраты на производство транспортных услуг

К материальным затратам будут отнесены эксплуатационные расходы и средства на оплату труда работников с социальными отчислениями. К постоянным – величина амортизации основных фондов и прочие общехозяйственные расходы.

4 Определяется объем переменных затрат.

Величина переменных затрат в прогнозном году возрастет в пропорции, аналогичной их доле в общей структуре затрат.

Величина постоянных затрат должна остаться на уровне затрат текущего года, то есть:

5 Рассчитывается прогнозный размер прибыли с учетом планируемой ее нормы роста.

6 Обосновывается величина бюджета маркетинга (затраты элементы маркетинговой программы).

Решающее значение в привлечении потребителей и, следовательно, объемов доходов предприятия должно сыграть использование рекламы и ее рациональное распределение во времени.


2 Экономическая оценка ГУП КК "Автоколонна 1493" г. Кропоткина






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: