Факторная модель прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предприятия:
; (2.14)
(2.15)
где
- выручка от реализации продукции (работ, услуг) предприятия или объём реализованной предприятием продукции (работ, услуг) млн.р./год;
- себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) предприятия, тыс.р/год;
- общее количество (при однономенклатурном производстве) и количество i-х изделий (работ, услуг), реализованных предприятием за год;
- соответственно себестоимость и оптовая цена реализованных i-х изделий (работы, услуги), тыс.р./ед.;
- удельный вес i-х изделий в общем их количестве, в долях.
К факторам первого и второго порядков, влияющим на изменение прибыли от реализации продукции предприятия, относятся следующий (рисунок 2.10):
1. Объём реализации продукции (объём продаж), всего:
1.1. Объём произведенной продукции;
1.2. Остатки нереализованной продукции (готовой продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной потребителем);
2. Структура и ассортимент реализованной продукции, всего:
2.1. Структура объёма реализации;
2.2. Структура себестоимости реализованной продукции;
3. Цена реализации изделий, всего:
3.1. Качество произведенной продукции;
3.2. Рынки сбыта продукции;
4. Себестоимость реализованных изделий.
Влияние этих факторов на изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предприятия, а, следовательно, и изменение балансовой прибыли, можно определить способом цепных поставок. Алгоритм расчёта всех факторов, кроме факторов второго порядка, влияющих на изменение среднереализационных цен изделий приведен в таблице 2.22. В таблице 2.21 имеется исходные данные для такого анализа.
Таблица 2.21 – Исходная информация, млн.руб.
| Показатель | 2002 год | По 2002 на фактический объем реализации в 2004 | 2004 год |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1. Выручка от реализации продукции за вычетом налогов | 1114 | 1114*1,15=1281,1 | 1162 |
| 2.Полная себестоимость реализованной продукции | 1055 | 1055*1,15=1213,25 | 1109 |
| 3. Прибыль от реализации продукции | 59 | 59*1,15=67,85 | 53 |
На основании данных таблицы 2.21 можно произвести расчет влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции.
Прибыль от реализации пиломатериалов уменьшилась на 6 млн. руб. за счет опережающего падения цен на продукцию по сравнению с темпом роста производства.
Прибыль от реализации пиломатериалов уменьшилась на 6 млн. руб. за счет опережающего падения цен на продукцию по сравнению с темпом роста производства. Себестоимость снизилась на единицу продукции, тем самым повысив прибыль от реализации на 104,5 млн. руб. Цена продукции снизилась, и прибыль от реализации уменьшилась на 119,1 млн. руб.
Таблица 2.22 – Анализ прибыли от реализации продукции
| Наименование показателя | Алгоритм расчета | Расчет, млн. руб. | ||
| 1 | 2 | 3 | ||
| 1.Прибыли от реализации продукции (работ, услуг), всего в том числе за счет изменения: |
| ΔПпр=53-59=-6 | ||
| 1.1.Объема реализованной продукции, всего |
| ΔПпр(Np)=59* (1213,5/1055-1)= =+8,85 | ||
| 1.2. Структуры и ассортимента реализованной продукции, всего |
| ΔПпр(стр)=67,85-59-8,85=0 | ||
| 1.3.Цен реализации изделий, всего |
| 1162-1281,1= -119,1 | ||
| 1.4.Себестоимости реализованных изделий |
| -(1109-1213,5)=+104,5 | ||
| Итого | -6 | |||







