Анализ рыночного положения ООО «Полянский завод пива и кондитерских изделий»

 

Анализ внешней среды

Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят:

§ покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;

§ конкурентов;

§ посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;

§ финансовые учреждения;

§ рекламные агентства;

§ таможенные и другие правительственные органы;

§ готовящиеся законы;

§ экономическую ситуацию в стране;

§ политический климат;

§ развитие и достижения НТР;

§ культурные традиции.

Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух составляющих:

§ факторы макросреды;

§ факторы непосредственного окружения фирмы.

Макросреда

К факторам макросреды обычно относят:

§ экономическое состояние страны;

§ политико-правовой аспект;

§ социальное и культурное окружение;

§ научно-техническое и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

Для компании ООО «Полянский пивзавод» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства оказывает большое влияние, это позволяет сократить срок производства, тем самым увеличивая объемы производства.

Ближайшее окружение

Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

§ конкурентная борьба внутри отрасли;

§ угроза появления товаров и услуг-субститутов;

§ способность поставщиков диктовать свои условия;

§ угроза появления новых конкурентов;

§ способность покупателей диктовать свои условия.

В настоящее время на территории г. Омска и всей России в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной деятельностью. Среди них можно выделить:

§ конкурентов-гигантов (таких как компания «Балтика», «Санинтербрю»), занимающихся производством и продажей различных видов слабоалкогольной и безалкогольной продукции;

§ частных пивоварен (в последние годы идет тенденция к росту их числа), занимающихся производством и реализацией слабоалкогольной продукции, преимущественно «живого пива».

Таким образом, производителей пива можно подразделить:

§ по принципу географического местоположения на:

- отечественных;

- стран СНГ;

- зарубежных;

§ в зависимости от используемого сырья:

- производящие пиво из сырья собственного производства;

- использующие сырье других производителей.

§ в зависимости от производимой продукции:

- узко специализированные на одном виде продукции (только пиво);

- производители большого разнообразного ассортимента (помимо пива производят большой ассортимент безалкогольной продукции).

SWOT – анализ

SWOT-анализ – это анализ внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия (силы, слабости, возможности и риски). Силы – это ваши преимущества по сравнению с конкурентами, слабости – это ваши недостатки, возможности – это то, что со временем может стать вашей силой, а риски – это угрозы, которые нельзя полностью исключить.

Ø силы:

· более высокие вкусовые показатели качества пива по сравнению с отечественными конкурентами;

· более низкие цены по сравнению с зарубежными конкурентами;

Ø слабости:

· отсутствие престижной торговой марки;

· менее привлекательная тара по сравнению с импортными аналогами;

Ø возможности:

· возможность расширения рынка сбыта в области;

· возможность выхода на зарубежные рынки;

· рост популярности торговой марки;

Ø риски:

· появление отечественных конкурентов, производящих идентичную продукцию;

· сокращение спроса вследствие падения платежеспособности населения;

· разработка конкурентами новых сортов пива с более высокими вкусовыми качествами;

 

 PEST – анализ

PEST-анализ – это анализ внешних факторов, влияющих на деятельность фирмы (политика, экономика, социальные условия, технологии).

Ø политика:

· несовершенная и сложная налоговая система, приводящая к установлению высоких цен на товары и вымыванию оборотных средств предприятия;

· установление жестких препятствий посреднической деятельности, что приводит к усложнению сбыта товаров;

· сложные процедуры регистрации и перерегистрации предприятия;

Ø экономика:

· затруднения при долгосрочном планировании в связи с высоким темпом инфляции;

· недостаток внешних инвестиций;

· нестабильность валюты;

Ø социальные условия:

· низкая платежеспособность населения и ее дальнейшее падение;

· старение населения, что приводит к сокращению спроса на пиво;

Ø технологии:

· использование физически устаревшего оборудования;

· невысокий коэффициент загрузки оборудования;

· моральное устаревание оборудования в связи с использованием более совершенного оборудования за рубежом.

Анализ окружения ООО «Полянский завод пива и кондитерских изделий»

 

Таблица 9. Факторы влияния дальнего окружения

Факторы макросреды Влияние на мою организацию Ожидания потребителей под влиянием фактора
Социальные Существует тенденция «старения» населения. Появление новой целевой аудитории: женщин. Произошло изменение приоритетов потребителей от ценовых характеристик пива к его вкусовым качествам. «Старение» населения приводит к уменьшения потребителей пива, т. К. основная целевая аудитория это молодые мужчины. Также недостатком является небольшой ассортимент пива. Главное достоинство это вкусовые качества пива. Небольшой ассортимент вызывает растущее ожидания потребителей к росту ассортимента, разнообразие тары пива.
Технологические Общая тенденция рынка – развитие новых технологий, которые позволяют сократить процесс производства пива. Недостаток – рост числа фирм, занимающихся производством пива.  Пиво ООО «ЛЗПиКИ» проходит все стадии производства, т. е. оно действительно вариться, а не разводится порошками. Главное ожидание потребителей в том, пиво будет иметь те же вкусовые качества.
Экономические Экономический кризис, изменяется система налообложения, инфляция. В связи с кризисом возникает ценовая конкуренция. Потребители ожидают, что цена пива останется на прежнем уровне, либо будет расти не такими темпами, как на другие товары.
Политические факторы Все отношения на рынке пива регулируются законодательством РФ. Последний закон № 11-ФЗ от 07.03.05. "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" Этим законом устанавливаются ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива Влияние этого фактора отразилось на сокращении мест продаж пива. После отмены 10 января 1997 г. пива, как алкогольного напитка., пивоваренная отрасль начала развиваться в полную силу. Это дало большие возможности для проведения рекламных кампаний и развития отрасли в целом. После принятия поправок началось массированное наступление на сегмент молодежи, что до сих пор вызывает критику со стороны общественности Потребители уверены в том, что пиво и другие спиртные напитки не будут продаваться несовершеннолетним, что благоприятно сказывается на подрастающем поколении.

 

Исходя из данной таблицы видно, что главными угрозами является:

1. «Старение» населения. Это приводит к сокращению целевой аудитории.

2. Небольшой ассортимент.

3. Рост числа конкурентов.

4. Рост ценовой конкуренции.

Возможности:

1. Высокий уровень качества пива.

2. Низкая цена.

3. Расширение ассортимента.

4. Расширение видов тары.

Факторы влияния ближнего окружения

Для определения факторов влияния ближнего окружения воспользуемся моделью пяти сил Портера.

 

Рис. 17

 

Таблица 10

Сила Влияние на мою организацию
Интенсивность конкуренции (структура отрасли) Основной наш конкурент (угроза нашей компании) – компания «СанИнтерБрю», а также большое число мелких пивоваренных компаний. Ее сильные стороны: известная торговая марка, большой ассортимент.
Угроза со стороны новичков на рынке Угроза велика, поскольку оборудование для производства пива весьма разнообразно по цене и качеству. Но с другой стороны число крупных компаний, производящих пиво невелико, они все известны, у них уже сложившаяся репутация. Чтобы «войти» на этот рынок новичку и стать узнаваемым, необходимо приложить определенные усилия и затратить определенные средства.
Угроза появления заменителей товаров / услуг На рынке существует большое количество заменителей пива, это могут быть слабоалкогольные коктейли, квас, безалкогольные напитки. Фактор можно рассматривать как угрозу, если наши конкуренты начнут производство этих напитков до нас. Как возможность – в случае если мы займемся производством и продвижением этих напитков.
Рыночная власть поставщиков Двухуровневая система распределения позволяет вести свою ценовую политику. Большое число поставщиков сырья предоставляет выбор наиболее выгодного. Потому рыночная власть поставщиков низкая
Рыночная власть потребителей Достаточно велика, это следует из социальных и политических факторов, рассмотренных в STEEP-анализе. На рынке представлен большой ассортимент пива, как по цене, так и по качеству.

 

В ходе проведенного Swot –анализа были выявлены следующие слабые стороны ООО «Полянский пивзавод»: распределительная политика и недостаточная политики продвижения. В 3 главе будут рассматриваться мероприятия по повышению этих показателей. Для этого мы проведен анализ безубыточности, и предложим мероприятия по стимулированию сбыта и рекламе.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: