Зарубежный опыт развития малого бизнеса

 

Развитие малых предприятий – считается одной из мер, направленных на вывод экономики из кризиса, в том числе и мирового.

По данным исследований, в США на предприятиях малого и среднего предпринимательства занято 70,2 млн чел., в странах ЕС - 68 млн, в частности в Германии - 18,5 млн, в Италии - 16,8 млн, во Франции - 15,2 млн, в Японии - 39,5 млн чел. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет: в Великобритании - 50- 54%, Германии - 50-53%, Франции - 55-62%, США - 50-54%, Японии - 52-55%, России - 10-11% [28].

В марте 2003 г. министр экономики Германии Вольфганг Клемент заявил, что германское правительство приступает к реализации программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

Согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. К категории "малые и средние предприятия" относятся компании, годовой оборот которых не превышает 40 млн. евро. При этом, по данным французского министерства экономики, определению "малое и среднее предприятие" соответствует 99,8% всех предприятий, зарегистрированных в стране. На долю же компаний, штат которых превышает 250 человек, приходится всего лишь 0,2% предприятий Франции.

Внимание, с которым во Франции и Германии относятся к малому и среднему бизнесу, объяснимо. Доля малых и средних предприятий в ВВП Франции составляет около 50%, в Германии этот показатель еще выше - 60% ВВП.

Власти Франции приступили к разработке широкой программы поддержки малого бизнеса на несколько месяцев раньше, чем германские. В течение 2008 года правительство провело широкую кампанию по привлечению капиталов граждан в малый и средний бизнес. Основой этой части правительственной программы стала поддержка так называемых товарищеских инвестиционных фондов (Fonds d'investissement de proximite, FIP). Эти небольшие финансовые организации объединяют частных вкладчиков, участие которых исчисляется небольшими суммами - обычно до 10 тыс. евро. Проект закона о поддержке FIP, озаглавленный "Помощь экономическим инициативам", был представлен в парламент Франции Рено Дютреем еще 8 октября 2007 г. С начала марта 2008 г. закон вошел в силу, он, в частности, предусматривает освобождение от налога на дивиденды 25% каждого вклада, осуществленного в FIP. Кроме того, закон предусматривает систему гибких скидок при кредитовании товарищескими инвестиционными фондами новых мелких и средних компаний [29].

Наконец, третьей мерой, с помощью которой французское правительство собирается поддерживать свой малый и средний бизнес, является подготовка квалифицированных кадров, которые необходимы для осуществления руководства предприятиями. Глава секретариата по малым и средним предприятиям сообщил депутатам французского парламента, что в течение десяти лет правительство планирует выделить на образовательную программу 300 млн. евро.

В Германии насчитывается более 3,3 млн. субъектов малого бизнеса, что составляет около 90% от общего числа предприятий. На малый бизнес приходиться около 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и сформировали 57% ВВП Германии. Поэтому справедливо рассматривать малых средних предпринимателей как основополагающий элемент немецкой экономики [30].

Среди проблем, с которыми сталкивается казахстанский малый бизнес в своем развитии, важнейшее место занимают проблемы финансирования. Трудности с привлечением капитала являются не только входным, но и постоянно действующим барьером. Тем не менее, все промышленно развитые страны помогают малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги (субсидии, прямые и гарантированные займы, льготные кредиты, налоговые льготы и т.п.).

Важнейшее значение, например в Германии, имеет оказание малому бизнесу прямой и косвенной финансовой помощи:

Прямая финансовая помощь, по объему и многообразию вариантов занимает одно из важных мест в арсенале экономических рычагов. Выделяются следующие разновидности прямой помощи [32]:

 - государственные инвестиционные надбавки (субсидии). Они очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций. Надбавки не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии в отличие от них облагаются налогами и предоставляются по налогообложению и усмотрению распределяющего их органа;

- льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью, так как ее сумма представляет разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компании в капиталах малого и среднего предпринимательства, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.

Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от существенных вложений. Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь не большую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме оно возможно прежде всего через льготные кредиты при условии, что малые и средние предприниматели, подающие заявку на получение кредита, являются кредитоспособными, Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают стабильное финансирование значительной части проекта инвестора, в основном по твердой кредитной ставке, и не снижают на начальном этапе ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Льготное кредитование по объему выделяемых на него финансовых средств является одним из самых важных инструментов государственной поддержке малого и среднего бизнеса и одновременно наиболее рыночным благодаря относительно низкой дотационной составляющей[15,с 98 ].

С целью разгрузки органов государственного управления ряд функций по поддержке малого бизнеса передан некоторым публично-правовым институтам, в частности специализированным банкам, таким как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например палата ремесленников и торгово-промышленные. В рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляет 3-10 % сумма кредита. По программам КфВ, финансируемым за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными программами. Кредитная политика КР позволяет выровнять возможности малых и крупных предприятий по рефинансированию кредитов.

Льготное кредитование субъектов малого бизнеса осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким заявителем не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, они же занимаются их выдачей и в дальнейшем работают с клиентами. Льготные условия кредитования подразумевают:

1. низкую процентную ставку на весь срок кредитования);

2. длительный период кердита часто 10 лет, при чем минимум на первые 2 года предприятие освобождается от всяких выплат);

3. возможность возврата в любое время (нередко без дополнительных выплат);

4. долевое финансированиег(вр"дств КфВ применяется только к определенной части инвестиционного проекта, например 50 %. В остальном проект должен быть профинансирован за счет собственных средств инвестора или других заемных средств).

Заявка на предоставление льготного кредита подается до начала инвестиционного проекта, т.е. последующее финансирование и конверсия долга не допускаются.

Косвенная помощь реализуется в обеспечении малого бизнеса финансовыми ресурсами и, в частности налоговыми льготами. С их помощью правительство Германии предоставляет малому бизнесу возможности для самофинансирования. В стране выделяют 2 большие группы налоговых льгот: льготы создающимся фирмам в годы их становления и постоянные льготы по корпоративному налогу на прибыль, налогу на прирост капитальной стоимости и т.п.

В середине 80-х годов в стране насчитывалось в общей сложности свыше 180 видов налоговых льгот. Малые и средние предприниматели в рамках существующих льгот имеют право уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на величину резервных фондов, из которых берутся средства для покупки машин и оборудования. Прежде всего, мелкие и средние предприниматели, ежегодная прибыль которых не превышает 2 млн. марок, выплачивают налогов на 50% меньше, чем крупные [33].

С 1 января 1990 г. правительство освободило мелких производителей от налога с оборота, если тот не превышал 25000 марок. В 1994 г. была снижена ставка подоходного налога на деятельность ремесленников с 54 до 44%. Малые предприятия с оборотом за предыдущий год менее 20 тыс. марок освобождаются от НДС. Особые нормы амортизации для инвестиций в производство;

Для субъектов малого бизнеса предусмотрены льготные схемы амортизационных списаний. Льготные условия амортизационных списаний позволяют "миттельштанд" осуществлять инновационный процесс и модернизацию производства. При этом наибольшие льготы предоставляются предприятиям, расположенным в восточных землях. По некоторым оценка, в ФРГ на долю амортизационных списаний приходится 66% всех капиталовложений, на реинвестицию доходов - 27%, а на внешние источники финансирования - лишь 7% [34].

Огромное внимание в Германии уделяется поддержке начинающих предпринимателей, которые, начиная свое собственное дело, нередко испытывают недостаток собственного капитала, у них не так много возможностей прибегнуть к заимствованиям и мало специальных знаний.

В Германии до 40 % инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, особенно беспроцентных на первые два года льготных кредитов, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн. марок). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их не возврата. Большая часть не достающего капитала может быть получена за счет специальных льготных так называемых кредитов начинающим предпринимателям. Они выдаются под 5 % годовых на срок до 20 лет и покрывает максимум 50 % стоимости инвестиционного проекта (предельная сумма 1 млн. марок).

За счет государственных программ и программ КфВ может быть профинансировано долевое участие частных инвестиций компаний в капиталах новых и действующих малых предприятий. Максимальный размер вносимой доли — 1,5 млн. марок на срок до 10 лет. При этом ответственность за риск в полном объеме несут инвестиционных компании.

В Германии существуют специализированные гарантийные банки, которые берут на себя риск не возврата до 80 % кредита или долевое участие в капитале (не более 1,5 млн. марок). Это важно для тех субъектов малого бизнеса, которые не имеют или почти не имеют возможности заимствования. До 60 % риска гарантийного банка покрывают федерация и земли, на территории которой находится банк [35].

Как до, так и после создания предприятия начинающие предприниматели нуждаются в услугах экспертов со стороны. И это возможно по средствам специальных программ, которые организуют консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы, направленных на оказание консультационной и информационной поддержке начинающим предпринимателям.

За последние 10 лет Казахстан достиг ощутимого прогресса, осуществляя переход к рыночной экономике. Представляется, что Казахстану нужна решительная реформа, направленная на расширение возможностей малых предпринимателей для собственного развития. Разумеется, опыт Германии в области содействия малому и среднему предпринимательству не может быть полностью перенесен на российскую почву — слишком различаются структура экономики, правовой контекст, социально-психологический климат, традиции и т.д. Однако, сопоставление этого опыта, использованного во всех западных странах с рыночной экономикой, с отечественной практикой позволит послужить ориентиром для российских реформ.

Так же хотелось отметить ситуацию, сложившуюся в Японии. Всего на мелких и средних предприятиях Японии занято 39 506 тыс. человек, что составляет 80,6% рабочей силы. В этом секторе производится 51,8% всей промышленной продукции. На него приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота. Существование такого широкого слоя небольших предприятий имеет определенные исторические корни. Впервые послевоенные годы оккупационная администрация США распустила военно-промышленные концерны (дзайбацу), во многом повинные в милитаристских амбициях Японской империи [36]. Свою роль здесь сыграло и нежелание крупного американского бизнеса ощущать в дальнейшем дыхание в затылок мощных японских конкурентов. В стране, таким образом, сохранились лишь мелкие и некоторые средние по размерам предприятия, избежавшие безжалостного грабежа основных фондов, проходившего под прикрытием лозунга о демонополизации. В Японии мгновенно возник острый товарный голод, утолить который могли лишь предприятия, не требующие наличия крупного первоначального капитала и длительных сроков строительства. Поэтому восстановление экономики сопровождалось быстрым ростом мелких и средних фирм. К началу 50-х гг. их насчитывалось в Японии уже более трех миллионов. Мелкий бизнес сыграл в то время и еще одну немаловажную роль, поглотив большое количество рабочей силы и тем самым смягчив остроту послевоенной безработицы.

Затем, когда ускоренный экономический галоп не раз чередовался с томительным топтанием на месте в годы кризисов и депрессий, малый и средний бизнес сохранил свое особое место в хозяйстве страны. Во многом этому способствовало разделение труда между крупными и мелкими предприятиями. В стране была воздвигнута экономическая пирамида, в рамках которой немногочисленные промышленные гиганты утвердились как бы на плечах огромного количества мелких фирм. От вершины пирамиды к подножию протянулись многочисленные цепочки подрядных и субподрядных взаимоотношений (яп. "ситаукэ"). Крупная фирма давала заказы на детали и комплектующие ряду средних фирм, те в свою очередь поручали часть работы более мелким специализированным субподрядным компаниям, те привлекали к работе мельчайшие предприятия [37].

Система "ситаукэ" была выгодна и гигантам, избавленным от необходимости заниматься технологической мелочью, и малому бизнесу, получавшему стабильный поток "крошек" со стола крупных фирм. Огромное число мелких предприятий порождало острейшую конкуренцию за места в цепочках "ситаукэ" и тем самым давало заказчикам гарантию высокого качества, оперативности и дешевизны поставок по подрядам. И сейчас около 56% всех мелких и средних предприятий Японии в той или иной мере завязано в паутине цепочек субподрядов.

Впрочем, система "ситаукэ" при всей ее важности для японской экономики отнюдь не исчерпывает предназначения малого бизнеса [36,с67]. Куда важнее то, что благодаря своей гибкости, пластичности он является как бы авангардом крупных сил наступающего японского предпринимательства. Изучение спроса товаров и услуг и молниеносное реагирование на любые изменения на рынке позволяют малым специализированным фирмам держаться на самом острие коммерческой атаки. Связанный с большим риском венчурный бизнес (пробное внедрение в производство новых научно-технических разработок) также представлен почти исключительно мелкими и средними фирмами.

Значение малого бизнеса особенно ощутимо возросло в последние годы. По мере насыщения рынка и удовлетворения первичного спроса у значительной категории японских потребителей падает интерес к массовой продукции. На первый план выходит товар уникальный, производимый мелкими сериями или даже штучно. Если покупают, например, одежду, то такую, которой ни у одного соседа нет, мебель — с учетом конкретной архитектуры и дизайна дома, построенного по индивидуальному проекту. Автомобиль? Только если его конструкторы учли твои персональные прихоти. Откликаясь на диверсификацию спроса, многие отрасли страны стали переходить к мелкосерийному производству, что, естественно, сместило акценты в пользу небольших, но хорошо оборудованных предприятий, к тому же и с точки зрения экологии они оказались более выигрышными, чем крупные заводы.

Однако одни лишь светлые перспективы сами по себе не способны обеспечить выживаемость малого бизнеса в условиях рынка. Малая кредитоспособность, отсутствие первоклассных инженерных и рабочих кадров из-за неспособности обеспечить им зарплату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, гроши, которые можно позволить выделить на НИОКР, — все это заставляет мелкие и средние предприятия постоянно балансировать на грани краха.

Но ситуация в малом бизнесе могла быть и еще хуже, если бы японское правительство не пришло на помощь. При этом надо подчеркнуть, что подобную помощь не стоит рассматривать как благотворительность по отношению к слабому. Малый бизнес — неотъемлемая часть японской экономики, и состояние его здоровья самым прямым образом сказывается на самочувствии всего экономического организма страны.

За последние три десятилетия введена развитая правовая система, направленная на поощрение малого бизнеса. Приняты "Закон о содействии модернизации средних и малых предприятий", "Закон о руководстве деятельностью средних и малых предприятий", "Закон об организации кооперативов средних и малых предприятий", "Закон о центральном кооперативном банке для торговли и промышленности".

Государственная помощь малому бизнесу идет по самым различным каналам. Наиболее болезненный вопрос в этой сфере — источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, созданы три специальных правительственных органа для финансового обслуживания небольших предприятий. Это Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности, Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий и Народная корпорация по финансированию [38].

Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная государственная корпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду.

Другая сторона финансовой политики государства — льготное налогообложение, позволяющее мелким предпринимателям резервировать часть своей прибыли. Особые льготы предоставляются тем компаниям, которые работают в сферах, непосредственно влияющих на стабилизацию и благосостояние жизни японского народа. На декабрь 1991 г. кабинетом министров утверждены 52 отрасли, где проведение модернизации наиболее желательно. 43 из этих отраслей считаются требующими особо срочного усовершенствования "структуры". Те малые и средние предприятия, которые развертывают свою деятельность именно в этих отраслях, получают немалые дополнительные льготы в вопросах финансирования и налогообложения. Предусмотрены особые меры и структуры, опирающиеся на государственный бюджет, по оказанию содействия малому бизнесу в осуществлении перспективных научно-технических разработок, в техническом и технологическом переоснащении малых предприятий, в обучении и переподготовке кадров для малых и средних предприятий.

Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты и торгово-промышленные советы, имеющие своих представителей более чем в 3300 городах и поселках страны. [5.с.45]

Становление малого предпринимательства в России, его функционирование и выживание сопровождаются определенными трудностями. Прежде всего, начинающие предприниматели страдают от недостатка стартового капитала, а банки зачастую отказывают им в кредите, а если и предоставляют, то под повышенные проценты и гарантии (поручительства) [39].

На сегодняшний день основной целью выделения бюджетных средств на финансовую поддержку малого предпринимательства должно стать привлечение внебюджетных ресурсов и обеспечение доступа, к ним малых предприятий. Эта задача может быть решена путем создания федерального, региональных и муниципальных гарантийных фондов (состоящих из денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и других активов, формируемых бюджетом), за счет которых структуры поддержки малого предпринимательства могли бы предоставлять частичное обеспечение по кредитам, взятым малыми предприятиями в коммерческих банках. При работе данного механизма решается как задача обеспечения мультипликативного эффекта при использовании средств бюджета, так и задача увеличения числа малых предприятий, удовлетворяющих критериям коммерческих банков в части достаточности и качества обеспечения по кредиту.

Другую проблему, связанную со слишком высокой процентной ставкой банковского кредита, можно решать путем частичной компенсации процентной ставки за счет средств бюджета. За счет выделенных бюджетных средств банки должны обеспечить компенсацию своей доходности при кредитовании по пониженной процентной ставке, приемлемой для малого предприятия,

Недавно правительство Ленинградской области учредило Агентство кредитного обеспечения в качестве структуры, предназначенной для выдачи договора поручительства малым предприятиям под получаемый в банке кредит. Поручительство предоставляется не на всю сумму кредита, а на ее одну треть с учетом процента. Кредитные риски хотя и сохраняются, но они уже менее тревожны при наличии гаранта областного значения [40].

Указанная схема поддержки малого предпринимательства успешно реализуется государственными агентствами в Финляндии (Finnvera) и Франции (Accocuation Europ. du Cautionnement Mutuel), деятельность которых регламентируется соответствующими законами. Ленинградский областной эксперимент может дать толчок развертыванию схемы бюджетного кредитного обеспечения в регионах вплоть до создания агентства федерального уровня с соответствующим законодательным обеспечением.

Бюджетная эффективность областной государственной поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, должна проявляться, во-первых, в сохранении выделенных из областного бюджета средств и, во-вторых в повышении, значения сектора малого предпринимательства в увеличении валового регионального продукта и налоговых поступлений в бюджетную систему.

Федеральное правительство, формируя и реализуя на программной основе эффективную систему государственной поддержки малого предпринимательства, могло бы "увлечь" за собой региональные власти по созданию различных форм взаимодействия объектов инфраструктуры и поддержки инвестиционных проектов, осуществления лизинговых схем. Такое взаимодействие становится объективной необходимостью в связи с существенными различиями в социально-экономическом развитии субъектов РФ. В свою очередь и региональные власти могут "увлечь" за собой органы местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Система федеральной поддержки, исходя из поставленной цели, ожидаемых результатов и ресурсного обеспечения, дополняет систему региональной поддержки, а региональная – систему муниципальной поддержки малого предпринимательства.

В конечном счете по уровню развития малого предпринимательства и его значению в социально-экономическом развитии страны, субъекта РФ, муниципального образования можно будет оценивать, бюджетную эффективность властей на всех уровнях управления [41].

На украинских предприятиях малого бизнеса занято не более 10% населения трудоспособного возраста, тогда как в развитых странах эта сфера является основным источником трудоустройства.

На Украине функционирует около 200 тыс. малых предприятий с численностью занятых до 50 чел., при этом не менее 30% этих предприятий не работают (для сравнения - в Польше количество малых и средних предприятий (МСП) составляет более 2 млн.) [42].

Особенно низкие показатели занятости в МСП в Тернопольской, Сумской, Черкасской, Винницкой обл. (около 4,5%). Значительно выше среднего по Украине этот показатель только в Киеве (около 15%), и, как следствие, самый низкий уровень зарегистрированной безработицы (0,9%).

Часть балансовой прибыли, полученной малыми предприятиями, в общем объеме балансовой прибыли в целом по Украине постоянно уменьшается. Удельный вес убыточных предприятий в общем объеме малых предприятий составляет почти 40%, сообщает УФС.

Для дальнейшего развития малому предпринимательству необходимо учитывать, брать на обозрение проблемы и пути совершенствования зарубежного опыта развития малого бизнеса.

Рассмотрение теоретических аспектов малого предпринимательства, государственную поддержку, опыт развития за рубежом позволит провести анализ функционирования малых предприятий в Казахстане.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: